Русская инструментально-музыкальная культура в эпоху Московской Руси

Новый этап в развитии русской инструментально-музыкальной культуры начинается с XV в., в эпоху Московской Руси. Это было время воссоединения русских земель в единое централизованное государство и сложения великорусской нации. Несмотря на последствия многовекового татаро-монгольского ига, несмотря на запреты и гонения на инструментальное музыкальное искусство со стороны церкви, скоморошество в эту эпоху продолжало не только существовать, но и бурно развиваться.

Первоначально выступления скоморохов не требовали объединения их в большие группы, поскольку для исполнения сказок, былин, песен, игры на инструменте достаточно было только одного исполнителя. Но позднее (как свидетельствует постановление Стоглавого собора 1551 года), они стали объединяться в «ватаги», достигавшие 60–70 и даже 100 человек, и скитались по русской земле в поисках заработка. В XVI веке скоморохи, как и прочие ремесленники, селились селами, которые получали такие названия, как например «Скоморохово».

В XVI - начале XVII веков профессионализм в русской инструментальной музыке бесписьменной традиции достиг высокого уровня развития особенно в его скоморошеской ветви. Об этом свидетельствует деятельность Государевой потешной палаты, созданной в 1571 году по распоряжению Ивана Грозного. Ее основу составили привезенные из разных мест лучшие скоморохи. Большее число скоморохов было из Новгорода, который являлся центральным очагом скоморошьей культуры Древней Руси. Именно здесь получило развитие ансамблевое и оркестровое исполнительство на русских народных музыкальных инструментах, были сконструированы семейства домр (домра, домришко, домра басистая) и гудков (гудочек, гудок, гудище), были созданы совершенные для своего времени прямоугольные гусли.

В течение XVI-XVII веков при дворе появились органы, скрипки и трубы, исполнение на них было освоено и скоморохами. Около середины XVII в. бродячие ватаги постепенно уходят в историю. Оседлые же скоморохи переквалифицировались в музыкантов и сценических деятелей на западноевропейский лад. Скоморох терял свою актуальность. Однако отдельные виды его творческой деятельности продолжали жить в народе еще очень долго.

Высокую оценку искусству скоморохов дали посетившие в эту эпоху Московскую Русь европейские дипломаты и путешественники. Наиболее ценные сведения зафиксировал Олеарий, который не только подробно описал слышанную им музыку и самих скоморохов, но и сделал интереснейшие зарисовки скоморошеского представления и играющих на музыкальных инструментах скоморохов.

В XVII веке происходило обмирщение всех сфер русской культуры. Усилились процессы формирования нецерковной литературы. Аналогичные тенденции наблюдались в живописи и театре. В музыке этому способствовало появление в Москве музыкантов западноевропейской выучки, связанных с письменной традицией, знакомство с новыми музыкальными инструментами.

Какова же роль скоморохов в этом процессе? Высказывается предположение, что скоморохам не было места в этом процессе, и что они остались в стороне. Следует отметить, что искусство скоморохов в художественном плане было бесперспективно уже к началу XVII в. Оно носило исключительно реликтовый характер, имея восходящую к глубокой древности гротесково-комическую основу, оно не было способно к дальнейшему развитию.

Однако, скоморошество как искусство бесписьменной традиции – явление более широкое, чем искусство профессиональных скоморохов. Художественное значение скоморошества заключено в той части национального художественного наследия, которая восходит к мифу и сказке, к песне и пляске, к музыкально-поэтически-хореографическому мышлению народа, запечатлевшему эстетическую ценность в жесте, слове, стихе, напеве и наигрыше.

Инструментальная музыка, несомненно, была одним из наиболее активно культивируемых скоморохами видов искусства. В разное время скоморохи владели различными инструментами. Ранние исторические источники сообщают об игре скоморохов на гуслях, свирели, гудке, домре, бубне, более поздние – к этому перечню добавляют скрипку, балалайку, рожок и некоторые другие инструменты. Особенно близки скоморохам были жанры инструментальной и инструментально-вокальной музыки, тесно связанные с пляской, – различного рода небылицы, потешки, дразнилки, ранние формы частушки, шутейные прибаутки, словом, все то, что нередко называется собирательным термином «скоморошина».

Безусловно, между волхвами X - XI веков, преемниками которых скоморохи до известной степени являлись, и скоморохами XVI - XVII вв. пролегла значительная дистанция. С течением времени магическая функция искусства скоморохов ослабевала, все больше и больше уступая место функциям зрелищно-игровым, развлекательным и музыкальным. Они лишь участники и желанные гости на тризнах, игрищах и других культурных мероприятиях. Поэтому скоморохов, как и других представителей профессионального направления, нельзя рассматривать в качестве творцов отдельных жанров или отдельных произведений бесписьменной традиции.

Одним из важнейших аспектов является вопрос о соотношении репертуара скоморохов с фольклорным репертуаром. В устной традиции скоморохам нередко приписывается едва ли не все комическое и сатирическое, что только существует в устном народном творчестве. Однако и народ в своих песнях и играх разрабатывал комические мотивы, в том числе и самые древние.

Репертуар русских скоморохов складывался в принципе так же, как и репертуар любого рядового носителя искусства бесписьменной традиции, только процесс овладения репертуаром протекал, возможно, быстрее и носил выборочный характер. Бродя по селам и городам, потешники-скоморохи не только разносили свое искусство по всей русской земле, но и сами вбирали местные особенности творчества различных русских земель, осуществляя тем самым работу по кристаллизации общерусского инструментально-музыкального стиля. Выборочность в усвоении ими репертуара различных местных стилей состояла в том, что, прежде всего, они стремились овладеть комическими мотивами и сюжетами, а также связанными с ними готовыми словесно-музыкальными формулами, то есть той частью репертуара, которая была близка их профессии потешников и могла пригодиться им в первую очередь.

Скоморохи усваивали готовые фольклорные формы – словесные, музыкальные, хореографические – и были их создателями только в той степени и в том смысле, в котором являются таковыми все носители искусства бесписьменной традиции. В таком истолковании репертуар скоморохов – достояние всего народа. Именно поэтому остатки или следы репертуара скоморохов мы находим в произведениях фольклора, зафиксированных после исчезновения скоморошества как общественного и культурного явления, сопутствовавшего искусству бесписьменной традиции на определенном длительном этапе его развития, охватывавшем почти целое тысячелетие.

Вопросы для самоконтроля

1. Чем характеризуется новый этап в развитии русской инструментально-музыкальной культуры в эпоху Московской Руси?

2. На что был направлен Указ царя Алексея Михайловича «Об исправлении нравов и уничтожении суеверий» от 1648 г.?

3. Какова роль и значимость скоморохов в развитии профессионального исполнительства на Руси?


Раздел 4. Развитие музыкального образования в России во второй половине XVIIпервой трети XIX столетий


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: