Тема 4.2. Реформы Петра I и их значение в культурно-образовательном пространстве России

В начале XVIII века в общественно-экономической и политической жизни страны происходят важные изменения, которые связаны с постепенным выходом России из Средневековой изоляции по отношению к Европе. К началу правления Петра I Россия отставала в экономическом развитии от западных стран.

В своем стремлении реформировать Россию, открыть ее для западных влияний, а заодно создать армию и флот, Петр Великий столкнулся со всеобщей неграмотностью, в которой увязали его преобразовательские порывы. Определенную роль играла позиция русской церкви. Она относилась к распространению образования неприязненно, видя в нем угрозу чистоте православия. Даже многие монахи не умели ни читать, ни писать: «Нам учиться негде: сколько отцы наши и мастера умеют, столько и нас учат». А ведь не только школы, но и старейшие и крупнейшие университеты католической Средневековой Европы (Сорбонна, к примеру) начинались с богословских факультетов, созданных усилиями церкви.

Поскольку патриархальная аграрная экономика допетровской России не нуждалась в квалифицированных специалистах, в стране практически не существовало ни образования, ни учебных заведений, а ремесленные навыки передавались от мастера к подмастерьям. Точно так же пополнялись и кадры управленческой бюрократии, дьяков и подьячих: их обучали грамоте и ведению дел прямо при приказных избах «старшие товарищи». Отставание усугублялось тем, что Россия не имела выхода к морю, а морские пути как раз в большей степени способствовали общественно-экономическому общению между странами.

Реформы Петра I, направленные на укрепление государственного устройства и дальнейшее утверждение абсолютной монархии, вполне естественно вызвали необходимость в специально обученных людях (инженерах, строителях, врачах, ученых, учителей), что в свою очередь потребовало проведения реформы и в области просвещения. Петр предпринял попытку направить страну по западноевропейскому пути развития. По этой причине стал посылать детей дворян за границу обучаться различным специальностям с целью применения их знаний на благо России.

В начале XVIII века в стране появились государственные школы разных типов: Славяно-греко-латинская академия, Морская Академия. Цифирные школы к 1722 году действовали в 42 городах. Создавались они преимущественно для дворянских детей. Подобная реформа была одним из направлений преобразований Петра I – эти школы отличались практической направленностью и, в то же время, не были узкопрофессиональными.

Реформы Петра I не могли не повлиять на организацию, и более того коренным образом изменили содержание музыкального образования. Появление в музыкальном искусстве принципиально нового стиля – партесного пения, отличительными особенностями которого является многоголосие, преимущественно аккордового склада с разделением хора на группы голосов, придает церковному богослужению эстетический изыск. И Петр I, обратив внимание на благоприятное воздействие партесного пения, включил его в программу воспитания царевича Алексея. Воспитательное значение хорового пения по велению Петра I было отражено в «Духовном регламенте» новгородского архиепископа Феофана Прокоповича, предписывающем изучение церковной и светской музыки. Наряду с традиционным обучением певчих в церковных хорах открываются новые учебные заведения – музыкантские школы, где дети обучаются игре на духовых инструментах и пению. Наблюдается утрата главной роли музыки церковной, и, напротив, особое значение приобретает музыкальное обучение не только в духовных образовательных институтах, но и в светских.

Организация военных духовых оркестров как одно из направлений развития светского музыкального образования. Важнейшей вехой на пути развития всего военно-оркестрового дела и организации военно-музыкального образования явились те преобразования в русской армии, которые проводил Петр I. До него в каждом воинском подразделении были отдельные духовые сигнальные инструменты. Указом Петра I от 19 февраля 1711 года утверждалось точное штатное расписание военных оркестров с показанием музыкальных инструментов и сроками их эксплуатации. Во всех пехотных полках (в том числе и в гвардии) был учрежден штат военного оркестра, состоящий из одного гобоиста-иностранца (капельмейстера) и восьми гобоистов-русских, т.е. из девяти исполнителей. Кроме того, в полках имелось по шестнадцать ротных барабанщиков. Оркестры и барабанщики имелись также в кавалерийских, артиллерийских, инженерных и других полевых частях, а также в гарнизонных войсках. Однако этому Указу предшествовала большая подготовительная работа.

В 1704 - 1705 годы Петром I были осуществлены важные мероприятия, направленные на развитие военно-музыкального обучения отечественных военных музыкантов. Для выполнения этих мероприятий в русскую армию были приглашены иностранные музыканты, в обязанность которых вменялось обучать русских молодых людей игре на различных духовых инструментах. Уже к 1705 году в России существовало несколько школ военных музыкантов. Например, в приказе Казанского дворца было выделено 29 человек для обучения игре на гобое. Ряд подобных учебных заведений возник и в других городах. К 1711 году число таких школ значительно увеличилось. Военный оркестр в пехоте был устроен по немецкому образцу. Каждый полк получал свой хор гобоистов и капельмейстера. Кроме того, музыкантской команде придавалось для обучения игре на духовых инструментах определѐнное число русских солдатских детей. По приказу Петра I всю первую половину дня военные музыканты должны были репетировать[7]. Одной из особенностей подготовки военных музыкантов в XVIII веке было то, что музыканты военных оркестров владели не только духовыми инструментами, но и струнными смычковыми. Так, в документе 1731 года «О гобоистских инструментах», говорится, что в военные оркестры Преображенского, Семѐновского и Измайловского лейб-гвардии полков добавляются смычковые инструменты – скрипки и виолончели. Это было вызвано необходимостью играть на балах, ассамблеях, обедах, во время ночных серенад, устраиваемых при Петре I [8]. Штатное определение исполнителей в Указе 1711 года, «гобоистов-русских», говорит о преобладании в оркестрах русской армии первой половины XVIII века отечественных музыкантов, которые подготавливались из солдатских детей. Несколько позже в лейб-гвардии полках были учреждены школы для подготовки гобоистов, барабанщиков[9]. Каждый полк имел свой немецкий хор гобоистов, капельмейстера. И каждый из них должен был обучить определенное количество русских солдатских детей. Благодаря такой мудрой организации за короткий срок новые полки увеличивающейся армии пополнялись музыкальными рекрутами. Со временем из определенного количества гобоистов в полку появлялся свой капельмейстер. Благодаря таким реформам к середине XVIII века была налажена система подготовки русских военных музыкантов. Это положительно отразилось на дальнейшем развитии отечественного военно-музыкального образования. В начале XIX века предпринимаются активные действия по совершенствованию подготовки военных музыкантов. При батальонах организуется подготовка барабанщиков и флейтщиков для несения в армии сигнальной службы. Каждый год учебный гренадерский батальон был обязан производить выпуск 75 музыкантов для армии. В дальнейшем подготовка военных музыкантов осуществлялась и в других учебных воинских частях.

В конце XVIII века преподавание музыки было введено в женских учебных заведениях и в воспитательных домах. Обучению музыке уделялось большое внимание и в Шляхетском корпусе, Московском университете, Смольном институте и других учебных заведениях Москвы и Петербурга. В первой половине XIX века организован ряд специальных музыкальных школ (например, «Музыкальный класс» Д. Кашина в Москве). В 60-е гг. основаны первые консерватории — Петербургская (1862) и Московская (1866). Во второй половине XIX века и в начале XX века открылись музыкальные училища при отделениях императорского Русского музыкального общества. В Москве, Петербурге и некоторых других городах организованы общедоступные музыкальные учебные заведения, именуемые народными консерваториями (например, Бесплатная музыкальная школа, созданная по инициативе М. А. Балакирева и руководимая им с 1862 до начала 70-х гг. и затем в 1881—1908). С каждым годом росло количество частных музыкальных школ.

Таким образом, под воздействием петровских реформ в сфере музыкального образования произошли кардинальные изменения, положившие начало созданию системы музыкального образования в России.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие изменения в начале XVIII века происходят в общественно-экономической и политической жизни России?

2. Какие изменения претерпевают содержание и организация музыкального образования под воздействием реформ Петра I?

3. Назовите основные реформенные мероприятия Петра I в организации военных духовых оркестров и их значение?

4. Роль и значение организации военных духовых оркестров в развитии светского музыкального образования.

5. Какие образовательные учреждения по обучению музыки были открыты в конце XVIII века?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: