Тема 4.3. Светское музыкальное образование в России второй половины XVII – первой трети XIX столетий

Утверждение в России во второй половине XVII столетия нового взгляда на музыку как искусство, развитие светского музицирования и, соответственно, новых педагогических установок в области музыкального образования свидетельствуют о том, что с этого времени есть все основания говорить уже об отечественном музыкальном образовании в полном смысле этого слова. Показателем перехода его на качественно иную стадию развития является выдвижение на первый план в музыкальном образовании музыкального начала. И это отмечается не только в музыкальном образовании светской ориентации, которое начинает развиваться как одно из основных направлений музыкального образования наряду с другими. Подобная переориентация прослеживается и в православном музыкальном образовании, в связи с официальным принятием православной церковью партесного стиля (1668 г.) и появлением «Мусикийской грамматики» Н. Дилецкого - важнейшего рубежа в развитии отечественной музыкально-педагогической мысли.

В России во второй половине XVII – начале XIX веков происходит расширение сети учебных заведений, готовящих профессиональные кадры музыкантов-исполнителей («Съезжий двор трубного учения» в Москве, Школа пения и инструментальной музыки в г. Глухове, музыкальные школы для крепостных, Театральная школа, музыкальные классы в Академии Художеств). Появляются первые специальные учебные классы по подготовке педагогических кадров в области музыкального образования (класс пепиньерок в Смольном институте).

Все более четко происходит подразделение музыкального образования на общее и специальное, профессионально-ориентированное музыкальное образование.

В качестве одной из форм светского музыкального образования можно назвать активное развитие любительского музицирования в семье: различных видов вокального и инструментального домашнего музицирования (сольное, ансамблевое пение, игра на музыкальных инструментах, постановка театральных, в том числе и музыкальных домашних спектаклей), также занятий танцами под руководством иностранных, а позднее отечественных музыкантов.

Как известно, именно в петровскую эпоху большой популярностью пользовались придворные капельмейстеры, клавиристы, придворные певцы, музыканты, оркестры, выписанные из-за границы. Светская инструментальная музыка все активнее принимается в широких общественных кругах, в связи с чем необходимость в специалистах музыкального образования возрастает. Это привело к открытию Придворной капеллы (1740 г.), Петербургской театральной школы (1738 г.), Академии художеств, в которых обучали и музыкальному искусству. Так, в Придворной капелле обучали хористов, хоровых дирижеров, в том числе композиторов (Д.С. Бортнянский, М.С. Березовский). В учебных заведениях нового типа важной стороной воспитания дворянской, а частично, и разночинной молодежи становится общее музыкальное образование. Первой светской школой, в программу которой с 1730 году были введены систематические занятия музыкой, был Кадетский корпус. В учебных заведениях нередко проходила подготовка и музыкантов-профессионалов. К таким учебным заведениям относились музыкальные классы при Академии наук, Московском университете (дворянской и разночинной гимназиях и Благородном пансионе при университете), Смольном институте благородных девиц и «мещанском» отделении при нем и др. Воспитанницы Смольного института обучались не только исполнительству (игре на арфе, пению), но и теории музыки, а порой и композиции. Некоторых воспитанниц из обедневших дворян готовили к музыкально-педагогической деятельности. Во многих помещичьих усадьбах и вельможных домах организовывались крепостные хоры, инструментальные (в т.ч. роговые) ансамбли и оркестры. В связи с этим возникла необходимость в подготовке музыкантов из крепостных.

Большую роль в придворной музыкальной жизни играл переведенный из Москвы в Петербург хор «государевых певчих дьяков». Постепенно возрастала потребность в певцах для участия в пышных дворцовых балах императрицы Анны Иоанновны, музыкальных развлечениях и оперных спектаклях. В 1738 году был издан Указ об основании в Глухове певческой школы, выпускниками которой были известные русские композиторы Д.С. Бортнянский (1751 – 1825), М.С. Березовский (1745 – 1777) и другие. По окончании Глуховской школы мальчики поступали в Придворную певческую капеллу, которая была учреждена в 1763 году в результате реорганизации хора государевых певчих дьяков, основанного еще во времена Ивана Грозного. Профессиональный опыт, приобретенный за годы пения в капелле, позволял певчему в дальнейшем вести самостоятельную педагогическую деятельность. В разное время капеллу возглавляли музыкальные деятели и композиторы: М. Ф. Полторацкий (1763 – 1795), Д.С. Бортнянский (1796 – 1825), Ф.П. Львов (1825 – 1836), А.Ф. Львов (1837 – 1861), Н.И. Бахметев (1861 – 1883), М.А. Балакирев (1883 – 1894), А.С. Аренский (1895 – 1901), С.В. Смоленский (1901 – 1903), М.Г. Климов (1917 – 1937). Расцвет капеллы наступил в период руководства ею Д.С. Бортнянским, особой заботой которого стала вокальная культура певцов. Гордостью капеллы стал А. Варламов (1801 – 1848), разработавший одно из первых русских методических пособий по развитию вокальной культуры. В период с 1837 – 1839 годы капельмейстером капеллы был М.И. Глинка. Принципами его вокально-хоровой установки являлись «доброта голосов, согласие их между собой, равновесие в силе, верность в тоне и простое, четкое, открытое, благородное произношение слов». Важнейшей особенностью метода вокально-хоровой работы М.И. Глинки стало отсутствие аккомпанемента, который, по его мнению, мешал развитию верного вокального слуха.

Рост музыкальной культуры в первой половине XVIII века, создание придворных музыкальных учреждений (оперный театр, придворная капелла, оркестр) обусловили организацию новых форм профессионального обучения. В 1741 году был учрежден «Инструментальный класс» в Петербурге. 1779 год ознаменовался открытием в Петербурге первой в России специальной школы сценического и музыкального искусства — Театральное училище. По принципу Придворной певческой капеллы были созданы певческие школы графа Н. П. Шереметева, в которых крестьянские дети, обладавшие хорошими голосами, обучались пению и музыкальной грамоте. В столицах открывались частные школы. Наиболее состоятельные помещики в заботе о талантливых детях своих прислуг приглашали для работы с хором специальных педагогов.

В последней трети XVIII – первой половины XIX веков происходит становление русской национальной композиторской школы и все более ощутимое ее влияние на развитие отечественной музыкально-педагогической мысли и содержание музыкального образования. Отечественные педагоги-музыканты делают свои первые шаги по переосмыслению зарубежного педагогического опыта в области вокального и инструментального обучения с позиции соответствия его национальным особенностям русской музыкальной культуры и соответствующей переориентацией целевых установок музыкального образования светской и религиозно-духовной направленности.

На развитие отечественной музыкально-педагогической мысли и музыкально-образовательной практики, отечественной композиторской школы огромное влияние оказала, безусловно, бесписьменная традиция русской инструментальной культуры скоморошества. Характерной чертой является сосуществование музыки бесписьменной традиции с бурно развивающейся в русском обществе письменной, композиторской музыкой, главным образом, в привилегированных слоях.

Хотя предпосылки возникновения русской традиции письменной музыки вызревали на протяжении многовековой практики пения по крюковой нотации, ее начало можно ориентировочно считать со второй половины XVII века, когда вместо крюковой системы записи церковного пения была введена пятилинейная, и в придворный музыкальный быт русских царей и вельмож начинает проникать западноевропейская письменная музыка светского направления. Особенно широкий размах процесс ознакомления русских с западноевропейскими музыкальными инструментами и композиторской музыкой приобретает в XVIII веке после петровских реформ.

Самобытное русское искусство бесписьменной традиции, одним из носителей которого были скоморохи, продолжало существовать и в период, связанный с начальным моментом возникновения письменной традиции, и после него. Потомки скоморохов XVII века частично растворялись в фольклорной среде, а частично вливались в развивающееся искусство письменной традиции. Потребность в скоморохах не исчезла сразу и повсюду. Более того, именно высокий музыкальный уровень развития скоморошества XVII века и шире всего искусства бесписьменной традиции является одной из существеннейших предпосылок возникновения и бурного роста русской музыки письменной традиции. Усвоить достижения западноевропейской письменной музыки потомкам и преемникам скоморохов не составляло большого труда. Уже к концу XVIII века складывается национальная русская композиторская школа, выдвинувшая целую группу композиторов, многие из которых были выходцами из народа (И.Е. Хандошкин, Е.И. Фомин, М.С. Березовский, В.А. Пашкевич, Д.С. Бортнянский и др.).

Русская инструментальная музыка европейского направления за исторически кратчайший срок (около двухсот лет) проделала путь от бесхитростного подражания до высот национальной композиторской школы. Как показал дальнейший ход истории, потенциал музыкально-инструментальной культуры бесписьменной традиции оказался столь высоким, а значение ее исконных инструментальных форм для нации, для народа столь велико, что, несмотря на расцвет русского композиторского творчества европейского направления, из ее недр выходит еще одна составляющая инструментально-музыкального профессионализма письменной традиции – музыка для русских народных инструментов, таких как гусли, балалайка, а позже для Андреевского оркестра русских народных инструментов. В этой связи можно упомянуть русские роговые оркестры, существовавшие с середины XVIII века до 30-х годов XIX в., многочисленных исполнителей на прямоугольных гуслях, живших на рубеже XVIII-XIX вв., в частности, камер-гуслиста В.Ф. Трутовского, автора первого печатного сборника русских народных песен (1776), М. Померанцова и Ф. Кушенова-Дмитревского, авторов первых школ-самоучителей игры на прямоугольных гуслях (Померанцов, 1802; Кушенов-Дмитревский, 1808), М.Г. Хрунова, В.И. Радивилова и многих других композиторов-любителей, мастерски владевших игрой на балалайке. Нельзя не вспомнить такого универсального музыканта, как И.Е. Хандошкин, виртуозно владевшим скрипкой и балалайкой.

Развитие педагогической мысли России 40–60 годов ХVIII века тесно связано с именем выдающегося ученого, поэта М.В. Ломоносова (1711–1765). Это был сторонник идеи переустройства личной и общественной жизни людей путем правильно поставленного школьного образования, которое развивает разум, мышление и способствует совершенствованию нравов.

Проблемы воспитания М.В. Ломоносов рассматривал в тесной связи с дидактическими вопросами. Его волновали постановка обучения, содержание образования молодежи, приобщение ее к науке. В занятиях наукой он видел богатейшие возможности для воспитания у молодежи нравственности, отрицал распространенную в те времена мысль о том, что русские не способны к наукам. Он полагал, что наукой следует овладевать всем членам общества. В связи с этим требовал отмены сословных ограничений в образовании, расширения сети учебных заведений, широкого общего образования юношества.

Распространение музыкального образования в различных слоях русского общества создало необходимость публикации практических учебных пособий (сначала переводных). Одним из первых руководств, сыгравших важную роль в истории русского музыкального образования, была «Клавирная школа, или Краткое и основательное показание к согласию и мелодии» Г.С. Лелейна (1773–1774). Она опиралась на клавирную практику, содержала общие положения теории композиции и отличалась известной просветительской широтой. В конце XVIII – начале XIX веков появились первые отечественные пособия («Наставление отрокам учащимся нотному пению с яснейшим попаданием тонов всему нотному правилу принадлежащие» Д. Петрунькевича, «Азбука, или способ самый легчайший играть на гуслях по нотам без помощи учителя» М. Померанцева, «Полная школа для фортепиано» И. Прача и др.). В это же время начинается развитие нотопечатания и библиотечного дела, что способствует широкому использованию учебной литературы в музыкально-педагогической практике. В педагогических занятиях в последней четверти XVIII века (особенно после выхода из печати сборников народных песен В. Трутовского в 1776–1795 г.г. и И. Прача в 1790 г.) все большую роль начинают играть русская народная песня и танец (в оригинале, обработках и транскрипциях).

Таким образом, музыкальное образование светской ориентации этого периода было направлено на освоение новых для России светских музыкальных жанров, форм, стилевых принципов, сформировавшихся к тому времени в русле западноевропейского искусства.

Вопросы для самоконтроля

1. Какой указ издается императрицей Анной Иоанновной в 1738 году, и в связи с чем?

2. В каком году была основана Глуховская певческая школа?

3. Какие государственные школы появляются в стране в начале XVIII века?

4. Назовите учебные заведения, открытые во второй половине XVII – начале XIX веков для подготовки профессиональных кадров музыкантов-исполнителей.

5. Когда была организована Придворная певческая капелла?

6. Когда были основаны первые консерватории в России (Петербургская и Московская)?

7. При утрате доминирующей роли церковной музыки, в каких образовательных институтах, кроме духовных, получает свое развитие музыкальное обучение? Какое новое направление появилось?

8. Назовите первые отечественные пособия, и когда они появились?

9. Каковы тенденции музыкального образования светской ориентации рассматриваемого периода?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: