Мифологические образы периодического вмешательства хаотических сил в космическую организацию со временем трансформировались в систему представлений о мировых циклах. Такая система впоследствии вошла почти во все ранние философские учения. Появилось понятие мировой катастрофы, которое представляет собой переход от одного космического цикла к другому.
Представления о мировой космической катастрофе были связаны с новыми структурами сознания – абстрактными категориями будущего, пространства, времени и космоса.
Развитие критической функции мышления, самосознания, установки на обоснования знания, становление всеобщих понятий, категорий мышления («бытие», «ничто», «пространство», «сущее», «несущее» и т.д.) выступили познавательными предпосылками генезиса науки. Эти предпосылки формировались в процессе разрешения противоречий в системе сознания:
А) между мифологическим видением мира и накапливающимся рациональным знанием, абстрактным мышлением;
Б) самой системе мифологии – между различными противоречащими друг другу мифами как следствие рационального упорядочения и систематизации мифологии;
|
|
В) между рациональными знаниями и возрастающими потребностями в таких знаниях.
Разрешение этих противоречий осуществлялось посредством:
· систематизации и логического упорядочения мифов;
· накопления обобщения и систематизации рациональных знаний;
· развития абстрактного мышления, категориального аппарата сознания;
· критической функции мозга;
· сферы самосознания.
Сложились следующие познавательные предпосылки становления науки:
1. систематизация мифов;
2. накопление и обобщение рациональных знаний;
3. развитие категориального аппарата сознания;
(эти три предпосылки сложились уже в первых цивилизациях Древнего Востока – Древнем Египте и Древнем Вавилоне)
4. идея рационального обоснования знания как важнейшее условие возникновения теоретического самосознания – формируется в древнегреческой цивилизации.