Ранняя классика. Натурфилософия Милетской школы: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен

Общая характеристика периода Античности. Периодизация античной философии, проблемы и задачи ее историко-философской реконструкции.

Античная философия – это философия древних греков и древних римлян, охватывающая период с VII в. до н.э. Античная философия возникла в греческих полисах Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, собственно Греции – в Афинах, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи. Зародилась не как область специальных философских исследований, а в связи с научными знаниями – математическими, естественно-научными, с зачатками политических понятий, а также с мифологией и искусством. Духовное развитие шло от мифологии и религии к науке и философии. Возникают два основных типа философского мировоззрения – материализм («линия Демокрита») и идеализм («линия Платона»). Возникают два противоположных основных метода мышления – диалектика и метафизика. Была первой исторически известной формой диалектической философии. Периоды развития: Период ранней классики: натуралистический период с его проблемами Фюзиса (Природы) и Космоса (между VI и V вв. до н.э.) (Фалес, Анаксимандр, Пифагор, Демокрит). Период средней классики: гуманистический период с его проблемой человека (Сократ и его школа; софисты: Протагор). Период высокой классики: период большого синтеза с его главной проблемой – синтез философского знания (Платон, Аристотель и их школы). Эллинизм: период эллинистических школ с его главными проблемами – мораль и свобода человека, проблемы познания (Эпикур, Панэций, Эпиктет, Марк Аврелий). Религиозный период античной мысли: основные проблемы – структуры Космоса, судьбы Космоса и человека, отношения Бога и человека (Плотин, Порфирий).

Возникновение античной философии: социально-исторические и духовные предпосылки. Мифологические воззрения на мир, богов и человека у Гомера и Гесиода. Зарождение науки и философии: Семь мудрецов.

Формируется в определенных исторических условиях: экономических, социальных, культурных. К тому времени в Древней Греции существовало достаточно развитое рабовладельческое общество, со сложной социально классовой структурой и формами разделения труда, носившими уже специализированный характер. Возрастает и роль интеллектуально-духовной деятельности, приобретая черты профессионализма. Мифология является формой осознания родовых, семейных отношений и перенос их на весь мир. В мифе мир представлен неделимой единственностью, где род вырастает из природы, а человек – из рода. Боги порождение природы. Миф не знает противопоставления бога и природы, бога и человека, природы и человека. При этом передовые мыслители приходят к пониманию: чтобы объяснить происходящее, недостаточно изобрести новый миф, необходимо выйти за пределы мифа, преодолеть его. Миф как форма миропонимания изжил себя вслед за тем, как изжила себя родоплеменная общность. Духовная культура, искусство создавали благоприятную почву для формирования философии. Гомер («Илиада» и «Одиссея»), оказал огромное воздействие на многие стороны духовной жизни греческого общества того периода. Вначале философия выступает в форме мудрствования. Семь мудрецов: 1) Фалес Милетский, 2) Питтон Митиленский, 3) Биант из Присны; 4) Солон из Азии; 5) Клеобул Лионтийский; 6) Мисон Хенейский; 7) Хилон из Лакедемонии пытались в афористической форме осмыслить существенные стороны бытия мира и человека, которые имеют устойчивый, всеобщий и общезначимый характер и определяют действия людей. В форме афоризмов они вырабатывали правила и рекомендации для действия людей: «чти отца своего», «знай свое время».

Ранняя классика. Натурфилософия Милетской школы: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Милетская школа возникла на рубеже VII-V ни. до н.э. в Милете – крупнейшем греческом торгово-ремесленном полисе в Малой Азии: натуралистический подход в понимании Природы и Космоса; поиск первоначала – субстанции, из которой возник окружающий мир. Первовещество понималось не как мертвая и косная материя, а как вещество живое и в частях, наделенное душой и движением (пантеизм); решение философских и естественно-научных вопросов увязывалось с практической деятельностью. Знания были не только основой для практического применения, но прежде всего элементами цельного мировоззрения. Мировоззрение это в своей сущности натуралистическое. Развитие астрономических, математических, физических и биологических знаний; конструирование первых научных приборов (солнечные часы, модель небесной сферы и т.п.). Фалес – основные взгляды: первоначало всего сущего – вода – «фазис», жидкий, текучий, а то, что мы пьем, – лишь одно из его состояний. Вода соотносится с божественным началом; неживая природа, все вещи имеют душу (гилозоизм); центр Вселенной – Земля, представляющая собой плоский диск, покоящийся на воде; вселенная полна богов. Анаксимандр: первоначало всего сущего – «апейрон» – вечная, бесконечная субстанция, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится; бог – первопричина, а Боги становятся мирами, универсумами, их множество, и они-то циклически возникают и гибнут; мир состоит из серий противоположностей, определяющих генезис Космоса; центр Вселенной – Земля, представляющая собой срез цилиндра, который парит в воздухе. Анаксимен: первоначало всего сущего – воздух, который проходит в своем изменении ряд этапов: огонь – воздух – ветры-облака – земля – камни; воздух, входящий в вышеуказанный ряд, не тождественен с первоначалом; воздух – источник жизни и психических явлений; земля – плоский диск, парящий в воздухе; боги отождествляются с природой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: