Элейская школа. Апоретика Зенона и логическая аргументация Мелисса

Зенон Элейский – ученик и последователь Парменида. Зенон хочет доказать несуществование многого, движения и пространства. Способ доказательства Зенона «от противного». Противоречия, в которые попадал размышляющий, затруднения, были свидетельством неистинности выводов. Зенон развил логическую проблематику и логический способ аргументации. Он обнаружил 54 или 40 апорий (затруднений), чаще обсуждались – 9, из них – 4 самые известные: «Дихотомия», «Ахиллес и черепаха», «Стрела», «Стадий». Мелисс – систематизатор дедуктивной доктрины элеатов. Книга «О природе и о бытии»: развивает до логического предела онтологические и познавательные идеи элеатов. Позиция Мелисса отличается от позиции Парменида. Мелисс: бытие – бесконечно, не имеет временных и пространственных границ, оно едино, так как два бытия ограничивали бы друг друга, допускали пустоту, бытие – бестелесно, то есть лишено фигуры. У Парменида Бытие (завершено), конечно, сфайрос, пустота и границы отсутствуют в нем. Мелисс полностью отрицает сферу мнений и ценность чувственного опыта, он признает лишь установления разума. Чувства по Мелиссу утверждают небытие. У Парменида имеется допущение ограниченной ценности правдоподобного мнения. Элеаты говорят о Бытии вечном, бесконечном, неизменном, неподвижном, как о Боге, отрицая множественность и феноменальность мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: