Благотворная инфекция

Я начинаю эту главу с просьбы, чтобы вы постарались ясно представитьсебе такую картину: на столе лежат две книги, одна поверх другой. Совершенноочевидно, что нижняя книга ту, что на ней, наверху, поддерживает. Толькоблагодаря нижней книге верхняя на пять сантиметров выше поверхности стола,вместо того чтобы касаться этой поверхности. Давайте обозначим нижнюю книгубуквой "А", а верхнюю -- буквой "Б". Позиция "А" обусловливает позицию "Б".Это ясно, не так ли? Теперь представим себе (это, конечно, не можетслучиться в действительности, но подойдет для иллюстрации, давайтепредставим себе, что обе книги находились в таком положении вечно. В этомслучае позиция "Б" всегда зависела от позиции "А", но позиция "А" несуществовала до позиции "Б". Иными словами, результат в данном случае ненаступает после причины, как обычно бывает: сначала вы съедаете огурец, апотом у вас расстройство желудка. Этот принцип действует не всегда. Ещеминутку терпения, и вы увидите, почему я считаю это важным. Несколькими страницами ранее я сказал, что Бог -- это Существо,состоящее из трех Лиц, но остающееся тем не менее одним Существом (и привелприблизительную иллюстрацию -- куб, который состоит из шести квадратов, ноостается одной фигурой). Но как только я стараюсь объяснить, как эти Лицавзаимосвязаны, возникает впечатление, будто одно из них существовало преждедругих. Мне приходится прибегать к словам, которые повинны в такомвпечатлении. Первое лицо в этом Триединстве называется Отцом, второе Лицо --Сыном. Мы говорим, что Первый рождает или производит Второго: мы называемэто рождением, а не творением, потому что Он производит Существо того жерода, что и Он Сам. В данном случае единственное подходящее слово -- "Отец".Но, к сожалению, это слово предполагает, что Он существовал прежде, какчеловеческий отец существует до появления сына. На самом же деле это не так.Здесь нет места ни "прежде", ни "потом". Вот почему, я считаю, очень важноуяснить: одна вещь может быть источником или причиной другой и несуществовать прежде нее. Сын существует потому, что существует Отец; но вэтом существовании никогда не было момента, предшествующего рождению Сына. Вероятно, лучше всего взглянуть на это следующим образом. Я попросилвас представить себе две книги. Возможно, большинство из вас сделали это,совершили некий акт воображения, и перед вами возникла мысленная картина.Совершенно очевидно, что он был причиной, она -- следствием, илирезультатом. Но это не значит, что вы сначала вообразили, а затем получилиэту картину. В тот самый момент, когда начало действовать ваше воображение,она возникла перед вашим мысленным взором. Все это время ваша воляудерживала ее перед вами. Однако акт воли и картина начали существование водин и тот же момент и прекратили в одно время. Если бы был Кто-то, живущийвечно, и если бы Он вечно представлял в Своем воображении одно и то жесущество, то постоянно создавался бы какой-то мысленный образ, который былбы таким же вечным. Я полагаю, именно так мы и должны думать о Сыне, Который постоянноструится от Отца, как струится свет от лампы, или тепло от огня, или мысльиз головы. Он -- самовыражение Отца, то, что Отец желает сказать, и во всейвечности никогда не было момента, когда бы Отец не произносил Своего Слова.Заметили вы, что происходит? Все эти примеры света и тепла создаютвпечатление, что Отец и Сын -- это две субстанции а не две Личности.Очевидно, образ Отца и Сына, который дает нам Новый завет, гораздо болееточный, чем любые иллюстрации, которыми мы пытаемся его подменить. И так случается всякий раз, когда вы отходите от того, что сказано вБиблии. Вполне оправданно отойти от текста на какой-то момент, чтобы лучшеуяснить себе то или иное. Но затем необходимо к нему вернуться. Бог,естественно, гораздо лучше знает, как описать Самого Себя, чем любой из нас.Он знает, что отношения Отца и Сына следует, скорее всего, описывать какотношения между Первой и Второй Личностями, а не как что-то иное,придуманное нами. Самое главное в том, что это -- отношения любви. Отецнаходит радость в Сыне, Сын преданно любит Отца. Прежде чем мы пойдемдальше, обратите внимание на огромную важность этих слов. Самым разным людям нравится повторять христианское изречение: "Бог естьлюбовь". Но они как будто не замечают, что слова эти имеют смысл только втом случае, если Бог включает в Себя, по крайней мере, две Личности. ВедьЛюбовь -- это что-то такое, что одно лицо испытывает к другому. Если бы Богбыл существом в одном лице, тогда, до того как Он создал мир. Он не был былюбовью. Очевидно, когда говорят: "Бог есть любовь", люди имеют в видучто-то совсем другое, а именно, что "любовь есть Бог". Они, видимо, считают,что к нашему чувству любви, независимо от того, как и где оно возникает и ккаким результатам приводит, следует относиться с величайшим уважением.Возможно, они и правы; но христиане совершенно иначе понимают слова "Богесть любовь". Они верят, что живая, динамичная энергия любви действует вБоге вечно и именно она -- источник всего сущего. В этом, возможно, самое главное отличие христианства от всех остальныхрелигий: Бог -- не статичное существо и даже не просто личность. Этодинамичная, пульсирующая энергия, жизнь, что-то почти драматическое, что-то(пожалуйста, не сочтите меня непочтительным) подобное танцу. Единство междуОтцом и Сыном настолько живо и реально, что это единство само Личность. Язнаю, это звучит почти немыслимо, но взгляните на это следующим образом. Вызнаете, что, когда люди собираются вместе в клубе или в профсоюзе, возникаеттак называемый "дух" семьи, или клуба, или профсоюза. Люди говорят об этомдухе, ибо когда они собираются вместе, то вырабатывают особую манеру вестисебя, которая не была бы им свойственна, если бы они оставалисьразрозненными. (Это коллективное поведение может быть, конечно, и лучше, ихуже, чем поведение индивидуальное.) Так или иначе, подобное объединениелюдей как бы вызывает к существованию коллективную личность. Это,естественно, не личность в буквальном смысле слова, а подобие личности. Но втом-то и заключается одно из различий между Богом и нами. То, что возникаетиз объединенной жизни Отца и Сына - Личность. Третье Лицо Триединства,которое есть Бог. На профессиональном, теологическом языке это Третье Лицоназывается Святым Духом, или Духом Божьим. Не волнуйтесь и не удивляйтесь,если обнаружите, что ваше представление о Нем более туманно и неясно, чемпредставление о первых двух Лицах Триединства. Я думаю, на это существуетвполне законная причина. В процессе своей христианской жизни вы, какправило, не смотрите на Него. Но Он постоянно действует через вас. Если выдумаете об Отце как о Том, Кто находится "где-то там", перед вами, а о Сынекак о Том, Кто стоит рядом с вами, помогая вам молиться и стараясьпревратить вас в еще одного сына Божьего, то о Третьем Лице вы должны думатькак о чем-то, находящемся внутри или позади вас. Возможно, для некоторыхлюдей проще начать с Третьего Лица и продвигаться от Него в обратномнаправлении: Бог есть любовь, и эта любовь действует через людей, особенночерез всю совокупность христиан вместе взятых. Но этот дух любви, от самойвечности -- любовь между Отцом и Сыном. Какое же все это имеет значение для нас? Самое большое на свете. Всюэту драму, или образ жизни триединства, надо проиграть через каждого из нас.Или (если взглянуть на это с противоположной стороны) каждый из нас долженприблизиться к этому образу жизни, занять свою позицию в драме. Счастья, длякоторого мы созданы, не достичь иным путем. Все хорошее, как и плохое,подвержено воздействиям извне. Если вы хотите согреться, вы должны статьпоближе к огню. Если хотите намокнуть, вы должны войти в воду. Если выстремитесь к радости, силе, миру, вечной жизни, вы должны подойти ближе илидаже войти в то, что всем этим обладает. Радость, сила, мир, бессмертие --не награды, которые Бог мог бы, если бы захотел, протянуть любому. Этовеличайший источник энергии и красоты, бьющий в самом центредействительности. Если вы поблизости от него, брызги его достигнут вас; еслинет -- останетесь сухим. Если человек соединен с Богом, то как ему не житьвечно? И как может человек, разделенный с Богом, не засохнуть и не умереть? Однако как он может соединиться с Богом? Как нам с вами влиться втриединую жизнь? Вы помните, что я сказал во второй главе о рождении и создании? Мы свами не рождены Богом, мы только созданы Им; в нашем естественном состояниимы не сыны Божьи, мы всего лишь статуи. В нас нет зоэ, или духовной жизни;нам присуща только биос, или биологическая жизнь, которая неизбежно движетсяк угасанию и смерти. Суть того, что предлагает христианство, в следующем: мыможем, если не станем противиться Божьей воле, принять участие в жизниХриста. И если это случится, мы станем соучастниками той жизни, которая быларождена, а не создана, которая всегда существовала и всегда будетсуществовать. Христос -- Божий Сын. Если мы войдем в Его жизнь, то станемБожьими детьми. Мы будем любить Отца, как любит Он, и Святой Дух будетпребывать в нас. Христос пришел в этот мир и стал человеком для того, чтобыраспространить среди других людей ту высшую форму жизни, которая присуща ЕмуСамому. Я называю это "благотворной инфекцией". Каждый христианин долженстать маленьким Христом. Именно это и значит "быть христианином". УПРЯМЫЕ ОЛОВЯННЫЕ СОЛДАТИКИ Сын Божий стал человеком для того, чтобы наделить людей способностьюстать Божьими детьми. Мы не знаем -- по крайней мере, я не знаю,-- чтослучилось бы, если бы человеческий род не восстал против Бога и неприсоединился к вражескому стану. Возможно, тогда каждый человек пребывал быво Христе, был бы соучастником жизни Сына Божьего с рождения. Возможно,биос, или естественная жизнь, устремлялась бы тогда в зоэ, то есть в высшую,несотворенную жизнь, с самого своего зарождения, непрерывно, по мереразвития. Но все это только догадки и предположения. А нас с вами волнуетвопрос, как обстоят дела сейчас. Вот как: два вида жизни не только разнятся между собой (они и были быразличны), но противоположны друг другу. Естественная жизнь в каждом из насэгоцентрична, она требует внимания к себе и восхищения собою. Ей присущасклонность добиваться преимущества за счет других жизней, эксплуатироватьвсю Вселенную. И больше всего эта жизнь желает быть предоставленной самойсебе -- держаться в стороне от всего, что лучше, или сильнее, или выше, чемона, короче, в стороне от всего, что заставляет ее чувствовать себямаленькой и незначительной. Она боится света и воздуха духовного как люди,выросшие в грязи, боятся ванны. В каком-то смысле эта жизнь права. Оназнает, что, если духовная жизнь вовлечет ее в свою орбиту, вся ееэгоцентричность, все ее своеволие будут убиты. И поэтому она готовасражаться не на жизнь, а на смерть, чтобы избежать этого. Думали ли вы когда-нибудь в детстве о том, как было бы интересно, еслибы ваши игрушки ожили? Что ж, давайте представим, что вы на самом делеоживили их. Вот на ваших глазах оловянный солдатик превращается в маленькогочеловечка. Олову пришлось бы стать плотью; но вообразите, что оловянномусолдатику это не нравится. Его совсем не привлекает плоть; он замечает, чтоолово испорчено. Он думает, что вы убиваете его. Он сделает все, что в егосилах, чтобы помешать вам. Вам бы не удалось переделать его в человека, еслибы это зависело от него. Я не знаю, что сделали бы вы с таким оловянным солдатиком. Но с намиБог сделал вот что: Второе Лицо Божественного Триединства, Сын, Сам сталчеловеком. Он родился в мир, как рождается настоящий человек -- реальныйчеловек определенного роста, с определенным цветом волос, говорящий наопределенном языке, весящий столько-то килограммов. Он, Вечно сущий, Которыйзнает все и Который сотворил Вселенную, стал не только человеком, номладенцем, а перед тем - зародышем в теле женщины. Если вы хотите понять,что это для Него значило, подумайте о том, как бы понравилось вам статьслизнем или крабом. В результате этого в нашей человеческой семье появился такой Человек,Который был всем тем, чем предназначалось быть людям, -- человеком, вкотором созданная жизнь, унаследованная от Матери, позволила превратить себяполностью и совершенно в жизнь рожденную. Но естественное человеческоесущество в Нем было полностью поглощено Божественным Сыном. Таким образом,человечество в один момент достигло, так сказать, пункта своего назначения-- перешло в жизнь Христа. И поскольку трудность для нас в своего родаумерщвлении естественной жизни, Он избрал для себя такой жизненный путь,который убивал на каждом шагу Его человеческие желания. Он познал нищету,непонимание семьи, предательство одного из близких друзей; Он подвергалсяпреследованиям и издевательствам и умер под пытками. И после того, как Онбыл убит -- убиваем, фактически, каждый день,-- человеческое существо в Нем,благодаря Своему органическому единству с Божьим Сыном, снова возродилось кжизни. Человек в Христе поднялся из мертвых. Человек, а не только Бог! Вэтом вся суть. В первый раз мы увидели настоящего человека. Один оловянныйсолдатик -- такой же оловянный, как все остальные,-- триумфально ожил. И здесь мы подходим к той точке, в которой мой пример перестаетдействовать. В случае с игрушечными солдатиками то, что один из них оживает,не имеет абсолютно никакого значения для остальных. Все они существуютотдельно, независимо друг от друга. Но с человеческими существами делообстоит иначе. Они лишь выглядят отдельными организмами, потому что вывидите, как они двигаются и действуют вне всякой связи друг с другом. Однакомы созданы так, что можем быть свидетелями только настоящего. Если бы мы могли видеть прошлое, вещи выглядели бы для нас совсемпо-другому. В жизни каждого человека был момент, когда он представлял изсебя часть организма своей матери, а еще раньше -- часть организма своегоотца, которые в свою очередь были частью его дедушек и бабушек. Если бы вымогли видеть человечество на протяжении времени, как видит его Бог, оновыглядело бы для вас не как масса отдельных точек, разбросанных тут и там, акак единый растущий организм, более всего напоминающий гигантское,необычайно сложное дерево. Вы увидели бы, что каждый человек связан со всемидругими. И не только это. В действительности каждый из нас отделен от Богане больше, чем отделены мы друг от друга. Каждый мужчина и женщина, каждыйребенок во всем мире чувствует и дышит сейчас, в этот самый момент, толькопотому, что Бог поддерживает в нем жизнь. Следовательно, когда Христос сталчеловеком, это было не то же самое, как если бы ожил оловянный солдатик.Скорее о явлении Его в мир можно рассказать так: нечто, постоянновоздействующее на все человечество, в определенный момент начало оказыватьвлияние на всю массу людей по-новому. С упомянутого момента это влияниераспространяется на тех, кто жил до Христа, и на тех, кто жил после Него, идаже на тех, кто никогда о Нем не слышал, подобно тому, как одна каплякакого-то вещества, упавшая в стакан воды, придает новый вкус и новый цветвсему содержимому стакана. Безусловно, ни одна из этих иллюстраций неотражает сколько-нибудь полно истинного положения вещей. Бог ни с чем несравним, Он творит вещи, которым нет ничего подобного, и вы едва ли можетерассчитывать, что обнаружите такое подобие. Какое же изменение внес Он в среду человечества? В чем оно состоит? Впревращении человека в сына Божьего, существа сотворенного -- в существорожденное: в превращении временной биологической жизни во вневременнуюдуховную жизнь. И все это ради нас и для нас. В принципе, человечество ужеспасено. Мы, отдельные люди, просто должны воспользоваться этим спасением,каждый человек -- индивидуально. Но наиболее трудная часть процесса -- та,которую мы не в состоянии выполнить сами, сделана за нас. Нам незачем своимисилами забираться в духовную жизнь. Сама эта жизнь уже спустилась кчеловеческой семье. Если только мы откроем сердце Человеку, в Котором этажизнь присутствует во всей полноте и Который, будучи Богом, в то же времянастоящий человек, Он совершит это в нас и за нас. Помните, что я сказал о"благотворной инфекции"? Один из представителей нашей человеческой семьиобладает этой новой жизнью; если мы подойдем к Нему ближе, то заразимся отНего. Вы, конечно, можете выразить ту же идею иными путями. Вы можетесказать, что Христос умер за наши грехи. Или что Отец простил нас, благодарятому, что Христос совершил за нас то, что надлежало сделать нам самим. Либочто мы омыты кровью Агнца. Вы можете сказать, что Христос победил смерть. Ивсе это верно. Примите ту из этих формулировок, которая вам больше по душе.Но только не начинайте при этом ссориться с другими из-за того, что ониотдали предпочтение другой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: