Убеждение как предмет теории аргументации

Аргументация – это приведение доводов с целью изменения убеждения (или позиции) другой стороны (аудитории). Этимология понятия восходит к латинскому «argumentum» - довод, положение, служащее доказательством другого утверждения.

Процесс аргументации в жизненных коммуникациях не сводится лишь к доказательству, хотя во многом опирается на него. Если доказательство, в строгом смысле слова, является рационально-логической процедурой, то аргументация, опираясь на данный стержень, вовлекает в свою орбиту эмоциональные и ценностные факторы, а также прагматические установки.

Аргументация использует психологические средства воздействия и наработанные веками приемы выразительного красноречия. Аргументировать – значит убеждать.

Убеждение – одна из важнейших и одновременно сложнейших, с трудом поддающихся анализу, составляющих человеческой жизни. Миллионы людей можно убедить в том, что они призваны построить «новый прекрасный мир», и они, живя в нищете и принося неимоверные жертвы, будут повсюду видеть ростки этого мира.

Большую группу людей можно убедить в том, что каждый из них бессмертен, и они с радостью примут коллективное сожжение. Однако есть люди, которых невозможно убедить в самых простых математических истинах. Так, философ Артур Шопенгауэр называл доказательство известной теоремы Пифагора «мышеловкой» и отказывался ее принять. Другой философ Томас Гоббс, прочитав формулировку этой же теоремы, воскликнул: «Боже, но это невозможно!». В тоже время его современник Исаак Ньютон, читая в студенческие годы геометрию Евклида, напротив, пропускал доказательство теорем, считая их очевидными, а потому излишними.

Убеждение является предметом изучения теории аргументации.

Основная задача аргументации – выявить те многообразные приемы и способы, которые позволяют усиливать или изменять убеждения аудитории с помощью речевого воздействия. Конечно, влиять на убеждения слушателей или зрителей можно не только посредством речи, словесно выраженных доводов, но и многими другими способами: жестом, мимикой, наглядным образом и т. д. Даже молчание в определенных случаях может оказаться достаточно веским аргументом.

Итак, аргументация – это речевое воздействие, включающее систему утверждений, предназначенных для оправдания или опровержения какого-то мнения. Аргументация обращена в первую очередь к разуму человека, который способен принять или опровергнуть предложенное мнение.

Основные черты (или особенности) аргументации:

1. Аргументация является целенаправленной деятельностью: ее задача – усиление или ослабление чьих-то убеждений.

2. Аргументация – это социальная деятельность: она направлена на другого человека или других людей, предполагает диалог и активную реакцию другой стороны на приводимые доводы.

3. Аргументация предполагает разумность тех, кто ее воспринимает, их способность взвешивать аргументы, принимать их или оспаривать.

4. Аргументация всегда выражена в языке, имеет форму произнесенных или написанных утверждений; теория аргументации исследует взаимосвязи этих утверждений, а не те мысли, идеи или мотивы, которые стоят за ними.

5. Конечная задача аргументации - убедить аудиторию в справедливости предлагаемого положения (как убеждения), склонить ее к принятию этого положения и к действию, предполагаемому им (например, совершению покупки).

6. Оппозиция «истина – ложь», «добро - зло», важные для других наук, не являются ключевыми для теории аргументации: аргументы могут приводиться в поддержку не только истинных, но и заведомо ложных или неопределенных положений, также как аргументированно могут отстаиваться не только добро, но и то, что кажется или впоследствии может оказаться злом. Например, несмотря на высказывания педиатров о недопустимости ежедневного применения антибактериальных средств и продуктов, содержащих биологически активные компоненты в следствии нарушениями ими природных, естественных барьеров организма, в рекламных сообщениях антибактериальные и иные активные свойства регулярно приводят в качестве весомых аргументов для приобретения подобных продуктов.

Важно отметить, что основания принятия положений (высказываний, утверждений) могут быть различными: одни принимаются, потому что кажутся верными описаниями реальной действительности, другие – в качестве полезных советов и т. д. Однако важнейший принцип их принятия для человека (например, потребителя) – обоснованность предлагаемого утверждения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: