Стабильность розничной торговли определяется рациональностью, полнотой и устойчивостью ассортимента товаров. От состава и обновляемости ассортимента непосредственно зависят рост товарооборота и ускорение реализации товаров. Отсутствие в торговле нужных товаров, их узкий, нестабильный или несоответствующий запросам потребителей ассортимент порождают неудовлетворенный спрос, что отрицательно сказывается на эффективности торговли.
Велика роль ассортиментной политики в конкурентном соперничестве. Чем больше в продаже товаров разных наименований, удовлетворяющих потребности покупателей, тем сильнее конкурентные позиции торгового предприятия в рыночной торговле. Торговому ассортименту присуще такое понятие, как сбалансированность. Сбалансированным является ассортимент, сочетающий различные виды и разновидности товаров в группе и разные группы товаров в розничном торговом предложении. Товарный ассортимент формируется на основе спроса и предназначения целевых рынков товаров. Спрос покупателей и ассортиментная номенклатура взаимосвязаны. Изменения в спросе сопровождаются изменениями в ассортименте и отражаются на его сбалансированности.
|
|
Следует учитывать некоторые особенности при реализации продовольственных товаров. Покупатель привыкает к определенным продуктам, что вырабатывает предрасположенность в их приобретении, поэтому важно поддерживать стабильное присутствие в продаже продуктов, рассчитываемых в первую очередь на постоянных потребителей. В процессе розничной продажи прослеживается взаимозаменяемость в продовольственных товарах. При отсутствии в продаже конкретного продукта покупатель находит ему замену и приобретает другой продукт с аналогичными пищевыми свойствами. Такие манипуляции заметно проявляются в продаже продуктов однородного признака. В большинстве своем покупки совершаются с определенной целью и комплексно, то есть дополняют друг друга: например: хлеб, сахар, чай; молоко, кефир, сметана; мясо, овощи, приправы.
В результате перехода к рынку в нашей стране образовалась довольно большая доля населения с низкими доходами, что привело к снижению покупательского спроса и устойчивости продажи товаров. В этой связи в составе номенклатуры наравне с обычными товарами необходимо предусматривать и дешевые. Эти обстоятельства следует учитывать при образовании ассортимента продукции.
Формирование товарного ассортимента — это установление в определенном порядке конкретной номенклатуры товаров, образующих необходимую их совокупность для розничной торговли. К факторам, влияющим на этот процесс, относятся: принципы формирования ассортимента, профиль торгового предприятия, потребительские комплексы, товарная классификация, стадия жизненного цикла товара, устойчивость товарного ассортимента (табл. 1.2). Эти факторы при формировании товарного ассортимента находятся во взаимодействии, а их сочетание зависит от характера спроса, предъявляемого покупателями, конкретного профиля розничного торгового предприятия и условий его функционирования.
|
|
В процессе торговли предусматривается управление товарной номенклатурой в целях обеспечения обязательной полноты ассортимента в пределах товарных групп, устойчивости и своевременного предложения. Управление ассортиментом товаров связано с его количественной оценкой.
Основными показателями выступают: коэффициент устойчивости ассортимента и оборачиваемость товаров.
Коэффициент устойчивости ассортимента товаров определяется по формуле:
где О1, О2,... Оп - количество разновидностей товаров, отсутствующих в продаже (на период проверок) из предусмотренных ассортиментным перечнем;
а - количество разновидностей товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем;
n - количество проверок.
Коэффициент устойчивости ассортимента выражается следующими значениями:
для универсамов и гастрономов — 0,90;
для универмагов - 0,80;
для магазинов обуви и одежды — 0,75;
для магазинов по продаже культтоваров, галантерейных, спортивных, хозяйственных товаров — 0,85.
Таблица 1.2
Факторы, влияющие на формирование ассортимента товаров розничного торгового предприятия
Факторы | Состав и содержание фактора |
Принципы формирования ассортимента | В розничной торговли ассортимент должен формироваться на основе спроса покупателей, который представляется постоянным, альтернативным и импульсивным, а также с учетом его воздействия на товары повседневного, периодического и редкого потребления |
Профиль торгового предприятия | Ассортиментная номенклатура обусловливается товарной ориентацией, типоразмером, зоной действия и состоянием материально-технической базы торгового предприятия |
Потребительские комплексы | За основу комплексной потребности должен быть взят конкретный перечень товаров, сгруппированных по функционально-потребительским признакам, например: «товары для женщин», «товары для детей», «летняя одежда» и т. д. |
Товарная классификация | Ассортиментная совокупность устанавливается на основе следующей классификации: товарная группа (характеризуется однородностью сырья, из которого изготовлены товары); подгруппы (внутригрупповое деление товаров). Каждая подгруппа складывается из родственных товаров различных видов и разновидностей |
Стадия жизненного цикла товара | На приобретение продукции оказывает влияние жизненный цикл товара: внедрение, рост, зрелость устаревание, что обусловливает необходимость адекватного подхода при формировании ассортимента |
Устойчивость ассортимента товаров | Стабильность постоянного ассортимента товаров по группам, подгруппам, видам и разновидностям в розничной торговле обеспечивается наличием товарных запасов, которые регулируются с учетом потребностей покупателей |
Особого внимания заслуживает опыт фирм Франции. Ассортимент продовольственных товаров расширяется в основном за счет овощей, фруктов, замороженных продуктов. При этом в магазинах самообслуживания функционируют примагазинные пекарни, отделы кулинарии и полуфабрикатов. Ассортимент товаров в магазинах с торговой площадью от 50 до 200 м2 насчитывает порядка 3000 позиций, из них 1700 - бакалейные товары, 500 - замороженные продукты, 130 - овощи и фрукты, 180 - гастрономические продукты.
|
|
Ассортимент товаров - совокупность видов разновидностей, сортов, объединенных или сочетающихся по определенным признакам:
Производственный ассортимент - номенклатура товаров, выпускаемых промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, а также другими изготовителями. (Как правило, предприятия, выпускают узкий ассортимент товаров и поэтому с учетом требований торговли проводится дальнейшая подсортировка товаров (преобразование). Делается это на предприятиях оптовой торговли.
Торговый ассортимент представляют собой номенклатурутоваров, подлежащих продаже в розничной торговой сети. Он включает ассортимент товаров выпускаемых многими предприятиями и подразделяется на две товарные отрасли: продовольственные и непродовольственные товары.
Каждая из отраслей делится на товарные группы – товары, объединяемые по ряду признаков:
по однородности сырья и материалов (из чего изготовлен товар - металл, кожа, стекло, пластмасса);
по потребительскому назначению (одежда, обувь, хозяйственные товары, музыкальные товары и т.д.);
по особым свойствам (с учетом сроков реализации, товары делятся на скоропортящиеся и не скоропортящиеся);
по сложности ассортимента (товары простого и сложного ассортимента). Простой ассортимент - товары из наибольшего количества видовили сортов: овощи, соль, хозяйственное мыло. Товары, имеющие в пределах одного вида внутреннюю классификацию, но различные признаки: фасон, размер, например, обувь, одежда относятся к товарам сложного ассортимента.
Товарные группы делятся на товарные подгруппы – это товары однородные по признаку единства производственного происхождения: обувь делится на подгруппы кожаной, текстильной,валяной, резиновой; группа посуды делится на подгруппы металлической, стеклянной, фарфорово-фаянсовой.
Товарные подгруппы делятся на виды- это одинаковые товары разнообразного назначения: сапоги женские, мужские, детские; мебель для кухни, жилой комнаты.
Виды делятся на разновидности (отличие по артикулам, сортам).
|
|
Групповой ассортимент - перечень товарных групп, включенных в номенклатуру.
Внутригрупповой ассортимент - детализация группового ассортимента по конкретным видам и разновидностям. Эти два понятия связаны с понятиями широты и глубины ассортимента:
широта - количество товарных групп и наименований;
глубина - количество разновидностей товара.
В узкоспециализированных магазинах - большое количество разновидностей товара.
Для рационального формирования ассортимента важное значение имеет группировка товаров:
1. По комплексности спроса (в состав групп входят товары, предназначенные для комплексного удовлетворения спроса). В основу положены признаки:
половозрастной («Товары для женщин», «Все для мужчин», «Детский мир»);
особенности образа жизни («Товары для садовода», «Товары для туриста»).
2. По типу магазина и его технической оснащенности. При строительстве определяется тип магазина: «Универмаг»; «Смешанный»; «Узкоспециализированный»; "Специализированный". И уже здесь предначертан ассортимент, но для каждого магазина в зависимости от площади, оборудования, численности работников определяется широта и глубина ассортимента;
3. По условиям товароснабжения (для обеспечения постоянного наличия товаров в продаже надо чтобы магазин снабжался из стабильных источников и желательно в централизованном порядке);
4. По численности обслуживаемого населения и прочие социальные факторы (уровень развития, социальное обеспечение, половозрастной, профессиональный и национальный состав населения и численность проживающих в микрорайоне).
Процесс формирования ассортимента товаров в магазинах условно делится на три этапа:
1. Устанавливается групповой ассортимент (определяется профиль магазина) с учетом действующих принципов размещения торговой сети:
- универсальный ассортимент непродовольственных товаров периодического спроса, концентрируется в универмагах;
- ассортимент непродовольственных товаров редкого спроса, концентрируется в специализированных магазинах;
- продтовары в широком ассортименте в магазинах типа "Универсам";
- отдельными группами то есть специализированные "Хлеб", "Овощи-фрукты" и т.д.
2. Установление количественного соотношения групп товаров в магазине.
3. Определяется внутригрупповой ассортимент, т.е. осуществляется подбор конкретных разновидностей товаров каждой группы.
При этом должно быть учтено:
- соответствие спроса;
- факторы, влияющие на построение ассортимента. Оснащенность магазина, условия товароснабжения, социальные факторы. Учитывая постоянное обновление ассортимента (НТП, мода, сезонность), в розничных предприятиях постоянно надо работать над формированием ассортимента с обязательным информированием об этом покупателей.