Претворение в жизнь широкой программы социального и экономического развития общества требует улучшения изучения спроса населения на товары народного потребления и повышения научного уровня его оценки и прогнозирования. Большое значение в изучении этого вопроса имеет торговля.
Покупательский спрос представляет собой определенную часть общественной потребности, выраженной в стоимостной форме, и обеспечивается денежными средствами.
Изучение спроса населения ведется в двух основных направлениях макро спрос и микро спрос. Изучение и прогнозирование макро спроса проводится по укрупненным товарным группам, а микро спроса - по отдельным товарам внутри этих групп.
Основной задачей изучения спроса на современном этапе является правильная и своевременная ориентация плановых органов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, организаций, предприятий торговли на научно обоснованные объемы, структуру и качество товаров на предстоящий год и более длительную перспективу.
Главная задача изучения спроса в розничных торговых предприятиях - правильное формирование ассортимента и своевременное пополнение торговой сети изделиями в соответствии с запросами у покупателей.
Кроме того, торговля занимается изучением особенностей потребления продовольственных товаров, глубоким исследованием конъюнктуры рынка.
Торговая конъюнктура - совокупность факторов, условий, характеризующих соотношение спроса и предложения.
Ее изучение позволяет определить особенности рынка товаров вредного потребления, изменение структуры спроса под воздействием различных факторов, перспективы его развития, при этом оперативно реагируя на изменение в спросе, правильно их оценивая и внося необходимые коррективы в планы производства и продажи товаров.
Данные изучения спроса в розничной торговле имеют большое значение для определения объема и структуры потребностей в продовольственных товарах, обновления и текущей корректировки заказов.
Особенно возрастает значение изучения спроса в новых условиях работы предприятий торговли по принципу самофинансирования и самоокупаемости. В этих условиях работники торговли несут полную ответственность за формирование заказа на производство и поставку товаров, предъявляют жесткие требования к промышленности, тем самым обеспечивая поступление в магазины изделий, пользующихся спросом у населения и высокого качества.
Покупательский спрос формируется под воздействием общих и специфических факторов. Наиболее характерные общие факторы: экономические, социально-демографические и природно-климатические.
К экономическим факторам относятся развитие производства продовольственных товаров, их качество, уровень цен и распределения денежных доходов, денежные сбережения, объем и структура общественных фондов потребления.
К социально-демографическим факторам относят местожительство покупателей, их социальное положение, пол, возраст, размер и состав семьи, образование, жилищные условия, обычаи, традиции, моду. В частности, местожительство отражает различие жизненных условий. Сельское население часть своих потребностей в продуктах питания удовлетворяет за счет личного подсобного хозяйства.
Природно-климатические факторы - климат, природная среда и сезонность. Например, объем и состав рационов питания дифференцируются в зависимости от климата.
Сезонность потребления продуктов питания связана в основном с сезонностью их производства, в частности, это относится к сельскохозяйственной продукции. Сглаживанию сезонности потребления скоропортящейся продукции способствует развитие консервной промышленности, замораживание плодов и овощей, сезонность спроса на товары зависит от климатических особенностей времени года. Так, зимой население нуждается в более калорийном питании.
Специфические факторы обусловливают спрос только на отдельные товары или товарные группы. Для продовольственных товаров специфическим фактором является их высокая взаимозаменяемость. Потребности в пище могут удовлетворяться при потреблении разнообразных продуктов, а отсутствие одних можно заменить другими.