Службы изучения спроса населения на товары, их задачи и функции

Претворение в жизнь широкой программы социального и экономического развития общества требует улучшения изучения спроса населения на товары народного потребления и повышения научного уровня его оценки и прогнозирования. Большое значение в изучении этого вопроса имеет торговля.

Покупательский спрос представляет собой определенную часть общественной потребности, выраженной в стоимостной форме, и обеспечивается денежными средствами.

Изучение спроса населения ведется в двух основных направлениях макро спрос и микро спрос. Изучение и прогнозирование макро спроса проводится по укрупненным товарным группам, а микро спроса - по отдельным товарам внутри этих групп.

Основной задачей изучения спроса на современном этапе является правильная и своевременная ориентация плановых органов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, организаций, предприятий торговли на научно обоснованные объемы, структуру и качество товаров на предстоящий год и более длительную перспективу.

Главная задача изучения спроса в розничных торговых пред­приятиях - правильное формирование ассортимента и своевременное пополнение торговой сети изделиями в соответствии с запросами у покупателей.

Кроме того, торговля занимается изучением особенностей потребления продовольственных товаров, глубоким исследованием конъюнктуры рынка.

Торговая конъюнктура - совокупность факторов, условий, характеризующих соотношение спроса и предложения.

Ее изучение позволяет определить особенности рынка товаров вредного потребления, изменение структуры спроса под воздействием различных факторов, перспективы его развития, при этом оперативно реагируя на изменение в спросе, правильно их оценивая и внося необходимые коррективы в планы производства и продажи товаров.

Данные изучения спроса в розничной торговле имеют большое значение для определения объема и структуры потребностей в про­довольственных товарах, обновления и текущей корректировки за­казов.

Особенно возрастает значение изучения спроса в новых усло­виях работы предприятий торговли по принципу самофинансирова­ния и самоокупаемости. В этих условиях работники торговли несут полную ответственность за формирование заказа на производство и поставку товаров, предъявляют жесткие требования к промыш­ленности, тем самым обеспечивая поступление в магазины изделий, пользующихся спросом у населения и высокого качества.

Покупательский спрос формируется под воздействием общих и специфических факторов. Наиболее характерные общие факторы: экономические, социально-демографические и природно-климатические.

К экономическим факторам относятся развитие производст­ва продовольственных товаров, их качество, уровень цен и распре­деления денежных доходов, денежные сбережения, объем и струк­тура общественных фондов потребления.

К социально-демографическим факторам относят местожи­тельство покупателей, их социальное положение, пол, возраст, раз­мер и состав семьи, образование, жилищные условия, обычаи, тра­диции, моду. В частности, местожительство отражает различие жизненных условий. Сельское население часть своих потребностей в продуктах питания удовлетворяет за счет личного подсобного хо­зяйства.

Природно-климатические факторы - климат, природная сре­да и сезонность. Например, объем и состав рационов питания диф­ференцируются в зависимости от климата.

Сезонность потребления продуктов питания связана в основ­ном с сезонностью их производства, в частности, это относится к сельскохозяйственной продукции. Сглаживанию сезонности по­требления скоропортящейся продукции способствует развитие консервной промышленности, замораживание плодов и овощей, сезонность спроса на товары зависит от климатических особенностей времени года. Так, зимой население нуждается в более калорийном питании.

Специфические факторы обусловливают спрос только на отдельные товары или товарные группы. Для продовольственных товаров специфическим фактором является их высокая взаимозаменяемость. Потребности в пище могут удовлетворяться при потреблении разнообразных продуктов, а отсутствие одних можно заменить другими.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: