Одной из главных инновационных функций торгового менеджмента является управление технологическими процессами в магазине. Под этими процессами понимается совокупность последовательных взаимосвязанных операций, выполняемых персоналом магазина, направленных на доведение товаров до покупателей с минимальными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
В соответствии с характером торгово-технологических процессов формируется структура помещений магазина и организуется их технологическая планировка. Состав конкретных помещений магазина и их размеры определяются его типом и существенно дифференцируются в зависимости от ассортимента реализуемых товаров, методов их продажи и видов дополнительных торговых услуг, оказываемых покупателям. Тем не менее, в каждом магазине могут быть выделены следующие группы помещений, обеспечивающих осуществление торгово-технологических процессов:
1) торговые помещения;
2) помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже;
|
|
3) подсобные помещения;
4) административно-бытовые помещения;
5) технические помещения.
Рассмотрим более подробно состав этих групп помещений магазина.
1. Торговые помещения предназначены для осуществления основных торгово-технологических процессов и занимают центральное место в составе помещений магазинов. Совокупный размер этих помещений характеризует величину торговой площади магазина, в которую входит площадь торгового зала и площадь для организации дополнительных услуг покупателям. Показатель размера торговой площади является одной из важнейших характеристик пропускной способности и потенциального объема деятельности магазина.
2. Помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже предназначены для осуществления преобладающей части вспомогательных торгово-технологических процессов. В общем составе этих помещений могут быть выделены помещения для разгрузки товаров, приемочные, кладовые, охлаждаемые камеры, фасовочные, помещения для комплектования заказов покупателей и некоторые другие.
3. Подсобные помещения также обеспечивают осуществление отдельных операций вспомогательных торгово-технологических процессов в магазине, в первую очередь, связанных с движением тары и доставкой товаров на дом покупателям. В составе этих помещений могут быть выделены помещения для хранения и ремонта тары, а также для хранения и ремонта контейнеров; экспедиции для доставки товаров покупателям; помещения для хранения и ремонта оборудования, приемки и хранения стеклотары, хранения упаковочных материалов и инвентаря и некоторые другие аналогичные помещения.
|
|
4. Административно-бытовые помещения включают кабинет директора; конторские помещения для специалистов отдельных функциональных служб; комнаты для отдыха и приема пищи, гардеробные, личной гигиены и некоторые другие. Удельный вес площади магазина, отводимой под эти помещения, не превышает обычно 5%.
5. Технические помещения включают котельную, машинное отделение холодильных установок, телефонный коммутатор, электрощитовую и аналогичные им помещения. Удельный вес площади магазина, отводимой под эти помещения, составляет обычно 1-2%.
Структура площадей различных видов помещений зависит в первую очередь от применяемых методов продажи товаров, определяющих соотношение площадей, отводимых для осуществления основных и вспомогательных торгово-технологических процессов. Так, например, если в магазинах с индивидуальным обслуживанием покупателей удельный вес торговой площади в общей площади магазина колеблется в пределах 45-55%, то в магазинах самообслуживания он возрастает до 55-65%, а в магазинах, реализующих товары по образцам и каталогам — до 65-75%.
3. Взаимосвязь торгово-технологического процесса с оборудованием и планировкой магазина
Если в магазинах с индивидуальным обслуживанием покупателей, продажи товаров по каталогам и образцам, технологическая планировка торгового зала носит, как правило, индивидуальный характер, то в магазинах самообслуживания она должна строго подчиняться определенной системе. В зависимости от типа здания, размеров и конфигурации торгового зала в этих магазинах применяются следующие системы размещения оборудования в торговом зале: линейная с продольным размещением оборудования; линейная с поперечным размещением оборудования; боксовая и смешанная.
Наиболее рациональной является линейная система расстановки оборудования. Она позволяет четко формировать потоки движения покупателей, создает лучшие условия для группировки и размещения товаров, обеспечивает высокую просматриваемость всего торгового зала. Варьируя длину линий, можно регулировать уровень концентрации покупателей на различных участках торгового зала.
В торговых залах прямоугольной конфигурации шириной от 7 до 12 м целесообразно применять линейную систему с продольным размещением оборудования, а при ширине 13-24 м наибольший эффект дает линейная система с поперечным размещением оборудования. В крупных магазинах самообслуживания, ширина торгового зала в которых превышает 24 м, целесообразно применять смешанную систему расстановки оборудования, комбинируя при этом его продольное и поперечное линейное размещение.
Линии островных горок должны быть достаточно длинными, но не превышать 20 м. Большая длина линий горок приводит к излишней концентрации в линиях покупателей, что затрудняет процесс их движения. При размещении торгового оборудования следует стремиться к тому, чтобы колонны оказывались в пределах линий и не попадали в проходы для покупателей.
Применять боксовую систему размещения оборудования, как правило, не рекомендуется. Ее можно использовать только в тех случаях, когда конфигурация торгового зала не позволяет разместить оборудование линейно.
Определенную роль при размещении оборудования в непродовольственных магазинах играет выбор места для примерочных кабин. Их следует размещать в конце линий вешал. Банкетки для примерки обуви размещают параллельно линиям горок на расстоянии не менее 2 м от оборудования с товарами.
Площадь, занимаемая узлами расчетов, планируется с учетом избранной формы организации этих расчетов. В магазинах применяются централизованная и децентрализованная формы расчетов с покупателями. При централизованной форме организуются единые узлы расчета, размещаемые обычно у выхода из магазина, а в многоэтажных зданиях — у выхода с этажа.
|
|
Важным условием рациональной планировки, является правильное установление ширины проходов для покупателей на различных участках торгового зала. Проходы для движения покупателей подразделяются на основные (магистральные) и второстепенные (внутренние). Ширина проходов зависит от характера размещения оборудования и размеров торговых залов.
При размещении оборудования в торговом зале необходимо обеспечить рациональную направленность покупательских потоков. Для большинства покупателей характерна тенденция перемещаться в магазине в направлении против часовой стрелки. Следовательно, эту направленность движения покупателей необходимо использовать с тем, чтобы им был обеспечен хороший обзор торгового зала и потоки покупателей по возможности не пересекались. Однако не следует жестко направлять покупательские потоки по единым определенным маршрутам с помощью заградителей, декоративного оборудования и др. Покупателю необходимо предоставить свободу в выборе маршрута движения в торговом зале.
В магазинах самообслуживания рациональная направленность покупательского потока в значительной степени достигается правильным размещением входа и выхода. В одноэтажных магазинах наиболее эффективной является совмещенная система входа и выхода, размещаемая в одной из боковых стен помещения торгового зала. При фронте торгового зала свыше 50 м целесообразно применять две совмещенные системы входа и выхода. В многоэтажных магазинах системы входа и выхода размещаются комбинированно как по центру, так и у боковых стен торгового зала.
Завершающим этапом планировки торгового зала является выбор размещаемого в нем торгово-технологического оборудования, особенно предназначенного для выкладки и демонстрации товаров. Так как многие виды универсального и специализированного оборудования, выпускаемого в этих целях, имеют различные параметры, для определения целесообразности выбора того или иного вида оборудования используется ряд показателей. Основными из этих показателей являются:
|
|
1. Установочная площадь. Она представляет собой площадь, занимаемую основанием оборудования или его проекцией на площадь пола.
2. Демонстрационная площадь. Она представляет суммарную площадь всех полок островных и пристенных горок, предназначенную для демонстрации товаров.По специализированным видам демонстрационного оборудования применяют иные методы расчета этого показателя.
4. Общие требования к проектированию торгового предприятия
Строительные проекты разрабатывают проектные институты на договорной основе. Проектируют магазины, оптовые базы, склады, холодильники. Все части проекта разрабатывают комплексно.
Проектирование проходит поэтапно.
Первый этап - выполнение предпроектных работ (разработка технико-экономического обоснование или расчеты) и заключение договора на проектирование.
Второй этап - разработка самого проекта.
Третий этап - экспертиза и утверждение проекта.
Технико-экономическое обоснование проектирования и строительства крупных объектов разрабатываются в соответствии с "Указаниями о порядке разработки и утверждения технико-экономических обоснований строительства по крупным и сложным предприятиям и сооружениям" и включают в себя разделы:
исходные данные и положения (ссылка на документы, которые дают основания для разработки технико-экономических обоснований; данныео техническом состоянии реконструируемого или расширяемого объекта, анализ и оценка его деятельности);
мощность,номенклатура продукции, специализация и кооперирование предприятия;
обеспечение предприятия сырьем, материалами и полуфабрикатами;
выбор района, площадки для строительства и их характеристика;
основные технические решения, состав предприятия, организация производства основные строительные, объемно-планировочные и конструктивные решения и их основные параметры;
охрана окружающей среды;
расчетная стоимость строительства;
основные технико-экономические показатели строительства и производства (эффективность капитальных вложений, удельные капитальные вложения);
выводы и предложения;
приложения (схема генерального плана, сводный расчет стоимости строительства и т. д.).
Технико-экономические обоснования разрабатывают застройщики с привлечением проектных или научно-исследовательских учреждений.
Разработка их осуществляется за счет средств, выделяемых на проектно-изыскательные работы.
Взаимоотношения между заказчиком и проектной организацией строятся на основе договора (контракта) на проектирование. В договоре должно быть следующее;
наименование зданияили сооружения;
вид строительства;
район, пункт, площадка для строительства;
тип здания (этажность, количество секций), возможность применения видов проекта;
требования к архитектурно-планировочному решению;
требования по защите окружающей среды и утилизации отходов производства;
необходимость разработки автоматизированных систем управления предприятием;
намечаемые сроки строительства, порядок его осуществления и ввода мощностей;
стадийность проектирования.
В зависимости от сложности объекта его проектирование может быть одно- или двухстадийным, что оговорено в договоре на проектирование.
Примечание: вместе с договором на проектирование, заказчик должен выдать проектной организации акт о выборе площадки для строительства, материалы согласования места расположения здания, строительный паспорт участка, техусловия на присоединение проектируемого предприятия к источникам снабжения, инженерным сетям и коммуникациям, сведения о застройке, подземных коммуникациях и сооружениях.
Контрольные вопросы
1. Раскрыть понятия: торгово-технологический процесс.
2. Проанализировать схему торгово-технологического процесса предприятия.
3. На каких принципах строится торгово-технологический процесс (ТТП)?
4. Какая часть ТТП является основной, а какая вспомогательная?
5. В соответствии, с какими документами реализуется процесс приема товаров. Где с этими документами может ознакомиться материально ответственное лицо?
6. Что входит в перечень сопроводительных документов?
7. Какие действия материально ответственного лица, в случае если товар прибыл железнодорожным транспортом, автомобильным, воздушным, морским?
8. В соответствии, с какими положениями проводятся погрузо-разгрузочные работы?
9. Процесс приема товаров по критерию качества. Привести примеры.
10. Какие установленные периоды приема продовольственных и непродовольственных товаров
11. Форма составления акта, который фиксирует недостачу товаров?
12. Какие сроки прибытия представителя поставщика в случаях выявления некачественной продукции?
15. Как рационально располагать товар?
17. Какая технология размещения групп помещений в магазине?
Тема 3. Организация изучения спроса и формирования ассортимента товаров в магазинах
План
1. Службы изучения спроса населения на товары, их задачи и функции.
2. Формы и методы изучения покупательского спроса.
3. Принципы формирования товарного ассортимента в торговой сети и его регулирование в магазинах на основе изучения спроса.
Литература
1. Бланк И.А. Торговый менеджмент. – К.: Украинско-Финский институт менеджмента и бизнеса, 1997. – 408с.
2. Маркова В. Маркетинг услуг. – М.: Экономика, 2000. – 702 с.
3. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп./Под общ.ред. проф. Л.А. Брагина и проф. Т.П. Данько. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 560с.