Активизирующий опросник «За и против—1»

Цели методики:

1. Выявить наиболее предпочтительные для клиента группы профессий (это скорее внешняя цель).

2. Активизировать самоопределяющегося клиента для ценностно-нравственных размышлений, связанных с выбором профессий (внутренняя, подспудная цель методики).

Процедура использования и подсчет результатов:

1. Общая инструкция: «Методика позволит нам ориентировочно определить, какие группы профессий являются для вас наибо­лее привлекательными».

2. Все рисуют на обычном тетрадном листочке в клетку, положенном горизонтально, бланк ответов для первой части методи­ки (см. бланк для опросника 1).

3. Психолог зачитывает вопросы (см. Вопросы для методики «За и против—1»), а каждый клиент проставляет в соответствующих клетках бланка баллы, означающие его желание выполнять наработе данные действия. Используется шкала от 0 до 5 баллов (чем больше баллов, тем больше желания выполнять данное действие).

4. Подсчет результатов. Сначала перед всеми баллами во второй и четвертой колонках проставляется знак «минус»; затем в каждой из 20 строчек подсчитывается алгебраическая сумма всех баллов и результат выписывается справа от бланка (в графу «Сумма баллов»). В итоге получается 20 результатов, соот­ветствующих двадцати группам профессий (при этом могут быть и отрицательные значения, и нули).

5. Далее психолог зачитывает нормы отдельно для юношей и для девушек (см. «Нормы» для «За и против—1»).

6. После зачитывания нормы по каждой из 20 групп профессий сам клиент подсчитывает, насколько его результат отличается от данной нормы, для чего ему необходимо на примере объяснить порядок такого подсчета:

  • клиент выписывает каждую норму справа от колонки «Сумма баллов», в другой колонке — «Нормы» (чтобы нормы находились перед глазами — для простоты расчетов);
  • если результат попадает в «норму», то считается, что к данной группе профессий интерес обычный. Например, результате (—2), а «норма» — (—6... +3); результат находится в пределах (—6) до (+3), следовательно, к данной группе профессий интерес обычный (особого желания работать нет, но и явного нежелания также нет). Справа от «нормы», в графе «Результаты», выписывается «0» («ноль»);
  • после этого определяется разница между своим результатом и крайним (ближним) значением нормы, например, результат — (+5), а «норма» — (—4... +3); вычитаем из результата крайнее значение нормы: (+5) — (+3) = (+2). В данном случае можно говорить о некотором особом интересе к этой группе профессий — соответственно, в графе «Результаты» выписывается «+2». Или другой пример: результат — (—7) а «норма» — (—2... +2) вычитаем из своего результата крайнее, т.е. ближнее значение нормы: (-7) — (-2) = (-5). Здесь скорее можно говорить об отсутствии интереса к данной группе профессий — в графе «Результаты» выписывается «—5» и т. п.

7. После определения соответствия своего результата с нормой психолог зачитывает название группы профессий, а клиент выписывает это название в графе «Профессии». Далее определяется соответствие по следующей профессии и т. д.

8. В итоге получается общая картина (общий фон): по каким-то группам профессий результаты плюсовые (интерес к соответствующим профессиям имеется), по каким-то — нули (интерес не выраженный), а где-то — минусы (интерес отсутствует).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: