Структура движений у женщин не только в количественном, но и качественном отношении отличается от структуры движений у мужчин. Уступая мужчинам в силе, быстроте и выносливости, женщины превосходят их в пластичности движений.
Половые различия наиболее заметно проявляются в период полового созревания. Начиная с 9—11 лет, постепенно нарастает отставание двигательной функции у девочек и девушек по сравнению с мальчиками и юношами (см. рис. 39). Физическое воспитание выравнивает различия между полами в двигательной функции. Оно обеспечивает в современном спорте высшие мировые достижения в возрасте 15—18 лет в техвидах спорта, где требуются быстрота и точность.
Для женщин характерны меньший линейный размах движений, меньшее проявление силы. Считают, что в плавных движениях координация у них лучше, чем у мужчин. Эти различия в разные возрастные периоды не строго одинаковы и зависят от особенностей, связанных с возрастом и спецификой выполняемых упражнений.
Влияние тренировки на структуру движений
Строго говоря, нельзя рассматривать в «чистом виде» возрастные и половые различия в структуре движений. Так называемые нетренированные, которых исследуют для сравнения с тренированными, отличаются от последних тем, что не занимаются систематически, организованно спортом. Но для детства человека характерна значительная активность. Именно она способствует морфологическому и функциональному развитию организма, Взрослый человек, не занимающийся спортом, также получает немалую физическую нагрузку (в трудовых и бытовых условиях).
Хотя ее не считают тренировкой, но она оказывает на двигательные возможности человека значительное влияние.
Сопоставление структур движений нетренированных и тренированных, с одной стороны, очень просто — по всем без исключения показателям тренированные превосходят нетренированных. Но, с другой стороны, как можно сравнивать, например, структуры движений прыгуна с шестом и человека, никогда не державшего шест в руках? Сравнение может и должно вестись в ходе тренировки, при сопоставлении данных спортсменов разной квалификации. Различие в структуре движений представляет собой характерные признаки мастерства, относящиеся как к группам видов техники, так и к каждому упражнению.