Бюджет продаж (БП)

Работа над составлением сводного бюджета начинается с подготовки бюджета продаж, что полностью соответствует принципам рыночной экономики. Бюджет продаж должен отвечать на вопросы: какое изделие, по какой цене и в каком количестве можно будет реализовать в соответствующем плановом периоде? Бюджет продаж содержит информацию об объемах реализации продукции в натуральных и денежных единицах в разрезе номенклатуры и/или потребителей, обычно, на год с разбивкой по кварталам и месяцам.

Сам бюджет продаж имеет несложную форму составления, но в силу неопределенности его основных показателей (объемов продукции и цен на нее) на начальной стадии разработки бюджета продаж должна быть произведена объемная и сложная работа по прогнозированию этих показателей. Она проводится отделом маркетинга.

При прогнозировании объема и цены продаж необходимо учитывать ряд внешних и внутренних факторов, влияющих на эти показатели. К внутренним факторам относятся:

- объемы продаж и цены предшествующих периодов;

- производственные мощности предприятия;

- рентабельность изделий;

- ценовая политика предприятия;

- качество и потребительские свойства выпускаемой продукции и др.

К числу внешних факторов можно отнести:

- состояние товарного рынка;

- цены конкурентов;

- затраты на маркетинг и рекламу;

- сезонный фактор;

- сегментация рынка и проч.

При прогнозировании бюджета продаж используются известные методы прогнозирования. Объем реализации в натуральном выражении может быть спрогнозирован на основе имеющегося у предприятия портфеля заказов (договоров, контрактов). Это может быть также прогнозирование на основе трендовых кривых при наличии устойчивых тенденций продаж и при отсутствии в плановом периоде существенных изменений рыночных и производственно-экономических условий.

Прогнозирование цен можно произвести, используя различные методы ценообразования в рамках текущей и перспективной ценовой политики предприятия.

Примерный формат бюджета продаж приведен в таблице 2.

После того как сформирован бюджет продаж, следующим шагом является определение размера денежных поступлений от этих продаж, так как моменты реализации продукции и ее оплаты покупателями в реальных практических условиях не совпадают. Это необходимо для целей контроля и регулирования поступающих денежных потоков, а также для составления финансовых бюджетов, главным образом бюджета движения денежных средств. Формируется так называемый план-график поступлений денежных средств (по месяцам и кварталам), представленный в таблице 3.

Таблица 2 -Примерный формат бюджета продаж

  Наименование показателей 1 квартал   2 квартал   3 квартал   4 квартал   Всего за год  
  Месяцы Итого за 1 квартал  
январь февраль март          
1 Планируемый объем продаж, шт.                
2 Цена реализации, руб.                
3 Объем продаж, руб.                

Таблица 3 - Примерный формат бюджета поступлений денежных средств от продаж

  Наименование показателей 1 квартал   2 квартал   3 квартал   4 квартал   Всего за год
Месяцы Итого за 1 квартал
январь февраль март
1 Дебиторская задолженность на начало года, руб.                
Поступление денежных средств от продаж                
2 Январь                
3 Февраль                
4 Март                
5 1-й квартал                
6 2-й квартал                
7 3-й квартал                
8 4-й квартал                
9 Всего денежных поступлений, руб.                

Для составления бюджета поступления денежных средств от продаж необходимы коэффициенты инкассации, характеризующие долю средств от общего объема продаж планируемого периода, которая должна поступить в соответствующем периоде (от момента реализации продукции). Коэффициент инкассации рассчитывается по следующей формуле:

Кинк i = Денежн.средства, поступающие в i –м месяце / Объем продаж j –го месяца

Бюджет продаж является исходной отправной точкой формирования сводного бюджета и определяет условия составления всех остальных операционных и финансовых бюджетов предприятия, что определяет его исключительную важность для управления финансами.




double arrow
Сейчас читают про: