Работа над составлением сводного бюджета начинается с подготовки бюджета продаж, что полностью соответствует принципам рыночной экономики. Бюджет продаж должен отвечать на вопросы: какое изделие, по какой цене и в каком количестве можно будет реализовать в соответствующем плановом периоде? Бюджет продаж содержит информацию об объемах реализации продукции в натуральных и денежных единицах в разрезе номенклатуры и/или потребителей, обычно, на год с разбивкой по кварталам и месяцам.
Сам бюджет продаж имеет несложную форму составления, но в силу неопределенности его основных показателей (объемов продукции и цен на нее) на начальной стадии разработки бюджета продаж должна быть произведена объемная и сложная работа по прогнозированию этих показателей. Она проводится отделом маркетинга.
При прогнозировании объема и цены продаж необходимо учитывать ряд внешних и внутренних факторов, влияющих на эти показатели. К внутренним факторам относятся:
- объемы продаж и цены предшествующих периодов;
- производственные мощности предприятия;
- рентабельность изделий;
- ценовая политика предприятия;
- качество и потребительские свойства выпускаемой продукции и др.
К числу внешних факторов можно отнести:
- состояние товарного рынка;
- цены конкурентов;
- затраты на маркетинг и рекламу;
- сезонный фактор;
- сегментация рынка и проч.
При прогнозировании бюджета продаж используются известные методы прогнозирования. Объем реализации в натуральном выражении может быть спрогнозирован на основе имеющегося у предприятия портфеля заказов (договоров, контрактов). Это может быть также прогнозирование на основе трендовых кривых при наличии устойчивых тенденций продаж и при отсутствии в плановом периоде существенных изменений рыночных и производственно-экономических условий.
Прогнозирование цен можно произвести, используя различные методы ценообразования в рамках текущей и перспективной ценовой политики предприятия.
Примерный формат бюджета продаж приведен в таблице 2.
После того как сформирован бюджет продаж, следующим шагом является определение размера денежных поступлений от этих продаж, так как моменты реализации продукции и ее оплаты покупателями в реальных практических условиях не совпадают. Это необходимо для целей контроля и регулирования поступающих денежных потоков, а также для составления финансовых бюджетов, главным образом бюджета движения денежных средств. Формируется так называемый план-график поступлений денежных средств (по месяцам и кварталам), представленный в таблице 3.
Таблица 2 -Примерный формат бюджета продаж
| Наименование показателей | 1 квартал | 2 квартал | 3 квартал | 4 квартал | Всего за год | |||
| Месяцы | Итого за 1 квартал | |||||||
| январь | февраль | март | ||||||
| 1 Планируемый объем продаж, шт. | ||||||||
| 2 Цена реализации, руб. | ||||||||
| 3 Объем продаж, руб. |
Таблица 3 - Примерный формат бюджета поступлений денежных средств от продаж
| Наименование показателей | 1 квартал | 2 квартал | 3 квартал | 4 квартал | Всего за год | |||
| Месяцы | Итого за 1 квартал | |||||||
| январь | февраль | март | ||||||
| 1 Дебиторская задолженность на начало года, руб. | ||||||||
| Поступление денежных средств от продаж | ||||||||
| 2 Январь | ||||||||
| 3 Февраль | ||||||||
| 4 Март | ||||||||
| 5 1-й квартал | ||||||||
| 6 2-й квартал | ||||||||
| 7 3-й квартал | ||||||||
| 8 4-й квартал | ||||||||
| 9 Всего денежных поступлений, руб. |
Для составления бюджета поступления денежных средств от продаж необходимы коэффициенты инкассации, характеризующие долю средств от общего объема продаж планируемого периода, которая должна поступить в соответствующем периоде (от момента реализации продукции). Коэффициент инкассации рассчитывается по следующей формуле:
Кинк i = Денежн.средства, поступающие в i –м месяце / Объем продаж j –го месяца
Бюджет продаж является исходной отправной точкой формирования сводного бюджета и определяет условия составления всех остальных операционных и финансовых бюджетов предприятия, что определяет его исключительную важность для управления финансами.






