Условие: оцените двигательный потенциал тяжелоатлета толкнувшего штангу (y кг) по высоте прыжка с места (x см). Попытки выполнения упражнений представлены в таблице 12. значения контрольных попыток составили: х=70см, у=120кг.
Таблица12.
| № попытки спортсмена | ||||||||||
| Y, кг | ||||||||||
| X, см |
Решение:
Для определения двигательного потенциала спортсмена необходимо нанести на корреляционное поле линию регрессии y=a+bx. Чтобы рассчитать коэффициенты уравнения a и b необходимо воспользоваться формулами (20) и (21):
(21)
где:
и
– средние значения результатов двух упражнений, b – рассчитывается по формуле:
(22)
где:
и
– стандартные отклонения двух упражнений, а
– коэффициент корреляции Браве-Пирсона, который рассчитывается по формуле 22.
(23)
Чтобы выполнить данные расчеты необходимо заполнить таблицу 13
Таблица 13.
| № попытки спортсмена |
| ||||||||||
| Y, кг | |||||||||||
| X, см | |||||||||||
| -36 | -51 | -21 | -36 | |||||||
| -9,7 | 2,3 | 8,3 | -17,7 | 4,3 | 9,3 | 5,3 | -9,7 | 2,3 | 5,3 | |
( )( )
| 349,2 | 9,2 | 199,2 | 902,7 | 60,2 | 409,2 | 127,2 | 203,7 | -82,8 | 180,2 | |
( )2
| |||||||||||
( )2
| 94,09 | 5,29 | 68,89 | 313,29 | 22,09 | 86,49 | 28,09 | 94,09 | 5,29 | 28,09 | 745,7 |









Далее наносим на график (рис. 6) корреляционное поле, линию уравнения регрессии (у=-71,38+2,83х) и границы остаточного среднеквадратического отклонения
(ф-ла 20). Далее наносим на полученный график точку с координатами контрольного упражнения.


Рис. 6. Линия уравнения регрессии.
Сплошная линия – линия уравнения регрессии (у=-71,38+2,83х), пунктирные линии – границы остаточного среднеквадратического отклонения
,
– контрольное упражнение, ♦ – попытки спортсмена, вошедшие в выборку.
Вывод об эффективности техники спортсмена делаем пользуясь критерием: в интервале
– отлично,
– хорошо,
– удовлетворительно,
– плохо. В данном случае точка контрольного упражнения попадает в зону
, что говорит об удовлетворительной реализационной эффективности техники.
Ход работы.
1. Из таблиц 14 и 15 выбрать вариант задания. По данным своего варианта задачи заполнить таблицу 13, выполняя следующие действия:
1. вычислить среднее арифметическое по признакам x и y;
2. вычислить разность
и
;
3. получить произведения (
)(
);
4. рассчитать квадраты разностей (
)2 и (
)2.
2. Найти
и
– стандартные отклонения двух упражнений.
3. По формуле 23 определить
.
4. Найти по формуле 22 коэффициент b.
5. Коэффициент a вычисляется по формуле 21.
6. Нанести на график линию регрессии y=a+bx.
7. Вычислить остаточное среднеквадратическое отклонение уравнения регрессии по формуле 20.
8. Нанести границы
на график регрессии.
9. Нанести на график результат контрольного упражнения и оценить реализационную эффективность техники.
10. Сделайте вывод об эффективности техники спортсмена.
ЗАДАНИЯ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ.
Таблица 14.
Результаты спортсмена.
| № попытки | ||||||||||
| У, кг | ||||||||||
| Х, см | ||||||||||
| № попытки | ||||||||||
| У, кг | ||||||||||
| Х, см |
Таблица 15.
Варианты.
| № варианта | Номера попыток спортсменов вошедшие в выборку | Контрольные упражнения |
| 1, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16 | ||
| 2, 3, 6, 7, 10, 11, 12, 13, 14, 17 | ||
| 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19 | ||
| 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20 | ||
| 1, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19, 20 | ||
| 2, 4, 5, 7, 15, 16, 17, 18, 19, 20 | ||
| 1, 2, 3, 7, 11, 14, 15, 16, 17, 18 | ||
| 1, 2, 3, 11, 13, 14, 15, 16, 17, 18 | ||
| 4, 5, 6, 9, 10, 12, 13, 14, 17, 19 | ||
| 3, 4, 5, 8, 11, 14, 16, 18, 19, 20 | ||
| 2, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 13, 19, 20 | ||
| 3, 5, 6, 8, 10, 12, 13, 14, 16, 19 | ||
| 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 | ||
| 4, 5, 6, 7, 11, 12, 13, 14, 15 19 | ||
| 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 19 |
Контрольные вопросы.
1. Контроль за технической подготовленностью спортсмена.
2. Контроль за объемом, разносторонностью и эффективностью техники.
3. Методы определения абсолютной, сравнительной и реализационной эффективности техники.
4. Виды оценки эффективности техники.
5. Контроль за освоенностью техники.
6. Контроль за тактической подготовленностью спортсмена.






