Ситуативная переменная

На результаты психологического тестирования влияет ряд факторов, которые в практике психодиагностики называются переменными.

Любое обследование людей, а тем более психологическое, всегда допускает некоторое изменение внутренних состояний обследуемых, оценок, переживаний, их мыслей.

Психодиагностическое обследование в отличие от других допускает постановку психологического диагноза, оценку, вывод, например о своих психических особенностях, которые характеризуют ЀнормуЀ, ум, степень нравственности и тому подобное, что само по себе вызывает защитную реакцию. При этом возможные эмоциональные и поведенческие барьеры - избыточная бдительность, тревога, тень подозрения, нежелание раскрываться, маскировка, а возможно и симуляция. Это нормально, когда человек даже в анонимном анкетировании относительно общих взглядов на жизнь обнаруживает осторожность, а тем более, когда речь идет о тестировании ее умственных способностей, взаимоотношений в семье, на работе, в других сферах жизни. Именно поэтому психолог должен быть максимально ответственным за результаты своего тестирования. Приступая к процедуре обследования, он должен позаботиться о том, чтобы эту ответственность понимал и знал его обследуемый - человек, что доверяет психологу.

Процедура психологических измерений допускает максимально возможную взаимную доверчивость и сохранение тайны об обнаруженном положении дел.

Информация о личностных качествах или непосредственных выборах (преимущества), как и отбрасывание (например, в социометрии), случайно полученная кем-то из неприятных людей, может травмировать человека, повлечь много неприятностей и неудобств. Потому в самом начале психологического тестирования стоит позаботиться о том, чтобы в обследуемых не было и тени сомнения в конфиденциальности диагностической информации.

Однако и сама по себе процедура диагностики у психолога, сам факт обследования психики своеобразно влияют на обследуемого.

Переменная, которая порождается условиями обследования, называется ситуативной.

Во избежание этого, обследования необходимо проводить в естественной и привычной для обследуемого обстановке. Психолога к тому же интересует именно естественность психических проявлений человека. Потому не случайно в психодиагностици существует требование привыкания обследуемых к условиям, процедурам и методам тестирования.

Короткий опрос (интервью, анкетирование) лучше проводить на месте, не создавая при этом нездорового любопытства других.

Если опрос длителен, то лучше проводить его в отдельном помещении, пытаясь при этом не смущать обследуемого присутствием посторонних. Психодиагностическое обследование как в естественных, так и в лабораторных условиях должно быть комфортным и за физическими, и за социально-психологическими параметрами.

К ситуативной переменной относятся слухи и общие представления обследуемых о сущности процедуры и следствия психодиагностики.

Опрос, тестирование, комплексное обследование нужно проводить так, чтобы слухи о содержании и сущности тестовых заданий не становились сенсацией и достоянием тех, кого еще придется обследовать. Но запрещение обмена мнениями еще больше интригует участников и потому стоит позаботиться о ЀзакрытостиЀ самой процедуры. Лучше, когда однородная группа обследуемых, планируемых для обследования, диагностируется одновременно через ли небольшие временные промежутки.

Дияльнисний вариант психодиагностики, когда психические процессы, свойства, состояния личности исследуются в условиях непосредственного включения в игру, учебу, труд, другую форму привычной активности, - более плодотворный в группе, первичном коллективе. Правда, на современном этапе развития психодиагностики и ее технического оснащения преобладает индивидуальное тестирование. Эта традиция сохранилась со времен классических психофизиологических экспериментов. В психологии абсолютизация изолированного ЀпрепарированияЀ психических явлений - мера вынуждена. Вероятно, в будущем традиционные лабораторные ситуации или их аналоги (ситуации, которые искусственно задаются), должны будут трансформироваться в естественные.

Сегодня же лабораторные исследования, как и диагностика с помощью тестов, имеют неопровержимое преимущество перед полевыми и естественными экспериментами, поскольку дают сравнительно точный и полный контроль за большинством ситуативных переменных. Точность измерений в таком случае достигается за счет тщательной изоляции посторонних влияний, которые искажают естественное протекание психических процессов.

Такой путь в психодиагностици, при котором получение достоверных взаимосвязей психических явлений обеспечивается выделением единичных детерминант, называется аналитическим. Выделяя исследуемое явление из реально неразрывного единства (например, памяти, мышления или внимания), мы, безусловно, разрушаем естественный процесс нормального соотношения этих явлений психики, получая в итоге лишь ориентированные сводки о доминирующих тенденциях исследуемого свойства. Другого пути не существует, потому мы вынуждены пользоваться именно таким метрическим приемом.

При аналитическом подходе у психодиагностици особенного значения приобретает учет многообразных переменных, которые прямо опосредствовано ли принимают участие в естественном функционировании обследуемого. Другими словами, психодиагност должен знать и учитывать не только всяческие факторы, связанные с характером и свойствами исследуемого явления психики, но и переменные ситуации, обследование, специфику решаемых в диагностике задач, вековые, образовательные и другие особенности обследуемых.

Ситуативной переменной психодиагностики может считаться и влияние присутствия других, незапланированное Ѐсоучастие другихЀ, в том числе и постороннее любопытство. Психологу важно знать, насколько и в каком плане присутствие других лиц влияет на ход эксперимента. Известно, что даже молчаливое присутствие других людей изменяет состояние человека, вынуждает ее вести себя иначе, чем в условиях самостоятельной, изолированной работы. Такая закономерность оказывается как при измерении чувствительности, так и при измерении поведения. В обоих случаях под этим понимается повышение уровня мотивации.

У одних людей (социально возбудительных) повышения мотивации облегчает протекание психических процессов, а в других (социально заторможенных интровертов) - наоборот, тормозит.

Здесь важное значение имеет и уровень мотивации индивида к обследованию, так называемый исходный уровень мотивации. Одним людям свойственная ЀпостоянноЀ повышенная активность, возбудимость, другие активизируются только в значимых для них ситуациях. В итоге при высоком выходном ровные мотивации последующее повышение его в условиях ЀсоучастияЀ может привести к торможению психических процессов. В свою очередь, уровень мотивации, достигая предельной точки, будет снижать показатели психической активности за счет своей избыточности.

Принимая во внимание отмеченную переменную, психодиагносту важно позаботиться об оптимальном уровне мотивации на процедуру и результаты психодиагностического обследования с учетом как индивидуальных, так и ситуативных факторов результирующего влияния.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: