Переменная целые исследования

При организации психодиагностического обследования важно точно определить, с какой целью осуществляется диагностика: для научного исследования, информирование ли психологической коррекции.

Первая форма постановки цели - исследовательская - допускает, что констатирует психодиагностику. Это сугубо исследовательский уровень работы с обследуемым, когда диагностика завершается математической

обработкой и обсуждением данных в научных целях, теоретических изложениях.

Вторая форма постановки цели - информирование - это промежуточный, переходный уровень от научного исследования к практике - работы психолога с людьми. Здесь предусматривается не только интерпретация фактов, феноменологии и взаимных связей исследуемых психических явлений, но и практические внедрения с передачей сводок и рекомендаций пользователям, заказчику, субъекту диагностики.

Передача диагностических сводок пользователям - это особенный вопрос, тем более если пользователь не является профессиональным психологом. Обследуемых информируют по самым общим результатам, типичным особенностям и индивидуальным отклонениям, понятно, не называя персоналии при всем народе. В таких случаях информация вынуждает обследуемых оценить или пересмотреть, глянуть по-новому, будто из стороны и глубже на свои психологические особенности и возможности. Сообщение результатов обследования обследуемым - обязательное условие психодиагностики. Нарушение этого правила дискредитирует психологическую науку и практику изнутри, вызывая недоверие и подозрительность относительно тех, кто проводит всяческие тестирования. Вместе с тем человеку всегда хочется узнать о себе что-то такое, что когда-то было неизвестным, неявным.

Третья форма постановки цели - психодиагностика с коррекцией. Она характеризуется тем, что обследуемым не только сообщают результаты диагностики, но и дают практические рекомендации по вопросам саморегуляции состояний, познавательных процессов относительно их деятельности, регуляция межличностных отношений и тому подобное, с учетом обнаруженных фактов. Психодиагностика с коррекцией допускает, как правило, целый ряд встреч с обследуемым, может допускать включение других лиц, других (не только психологических) возможностей. Часто в таких случаях прибегают к активным методам работы: мозговая атака, психологический тренинг, деловая игра, консилиум и др.

В целом при любой передаче (использовании) диагностических сводок, как и в работе с ними, психологу важно знать и учитывать систему самооценок обследуемых. Очевидно, что при низких (как и при очень высоких) самооценках и домогательствах стоит позаботиться о том, чтобы информация была воспринята адекватно и приобрела позитивное действие.

При этом единственным важным правилом должно быть - не навредить, не повлиять грубо на психику, не унизить и не оскорбить. Стоит помнить, что информация - это острое оружие, способная влиять на последующую судьбу человека, потому что для большинства людей небезразлично, какие они и на что могут претендовать, на что в себе могут противиться, а в чем им необходимая помощь. Несомненно, в каждом отдельном случае производится особенная, исключительно индивидуальная стратегия интерпретации обнаруженного, как и передачи психодиагностического материала пользователям, - то ли в информировании, консультировании, корекцийний работе, в ли профилактике. Существует одно правило, которого неуклонно необходимо придерживаться психологу в работе с клиентом, - придерживаться вектора позитивных оценок и прогнозов, чтобы психологически поддержать и (ли) усилить веру человека у себя.

Следовательно, цель исследования (диагностики) определяет и характер учета переменных, которые оказывают влияние на результаты обследования. Исследовательские, научные цели диагностики допускают строгий учет и контроль условий естественного протекания исследуемого психического явления. При информационных (чаще всего учебно-образовательных, просвитительских или консультативных) целях нередко прибегают к демонстрации самих артефактов: показывают формы проявления и следствие условий, которые влияют на исходные данные диагностики, ЀопредметнюютьЀ психологические средства защиты от них, специально выделяют факторы, которые обеспечивают стойкость исследуемых явлений психики, демонстрируют их. Особенно важная демонстрация, наглядность, очевидность в корекцийних целях диагностики. Демонстрация диагностического материала с акцентами на артефактах и психологических блокадах, компенсациях и захистах, как правило, непроизвольный неловких, призванная самим участием обследуемого найти их непродуктивность, поверить в результативность осознанного реконструирования. В таком демонстративном эксперименте человек чувствует и осознает целесообразность самоконтроля над многими переменными в проявлении возможностей своей психики.

Цель исследования во многом определяет форму и содержание инструкции, которая предлагается при выполнении задания.

Инструкция может быть открытой, когда в ней полностью раскрывается цель диагностики, закрытой ли, когда настоящая цель диагностики не называется. Естественно, что при закрытой инструкции можно получить более достоверные результаты, потому что обследуемые действительно не знают, что изучается, и лишенные возможности маскироваться. Но здесь возникают проблемы, которые могут быть решены после того, как в конце обследования раскрывается его действительная цель. Из практики известно, что даже в таких случаях в некоторых обследуемых сохраняется негативное отношение к подобному роду приемов. Как бы то ни было, переменные цели обычно ЀзакладываютсяЀ в инструкцию.

Инструкция предъявляется перед обследованием. Она может быть полной или частичной, что дает лишь общие ориентиры. Полная инструкция программирует фактически всю логику действий обследуемого. Частичная инструкция задает общее направление действий. Например, в словесно-ассоциативном эксперименте задается не одна какое-то действие: ЀРассказывайте свободно обо всем, что видите, что приходит вам в головуЀ.

Инструкция - норматив, что определяет поведение обследуемого. Потому с помощью инструкции можно ставить перед человеком задачи любой степени сложности и тем самым моделировать деятельность, что приближается к реальным жизненным ситуациям.

Один и тот же тест с разными инструкциями может измерять разные явления и, напротив, можно подобрать разные задания, а при определенных инструкциях к ним получить диагностическую информацию об одном психологическом процессе.

Следовательно, переменные цели психодиагностики во многом определяются характером использования предполагаемых результатов и, по большей части, закладываются в инструкции относительно использования тестовых заданий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: