Отвлечение от главного

В этом приеме задания, важные для решения тестовой задачи, будто развеиваются среди заданий, которые не имеют для достижения цели существенного значения. Внешне отвлекающие элементы очень похожие на основные, как например, в субтестах Векслера из конструирования последовательностей событий. Таким способом сконструированный тест позволяет обнаружить способности обследуемого к ориентированной деятельности, хотя основное его внимание поглощено пространственно-логическими соотношениями. Выполняя таким способом организованный тест, обследуемый меньше контролирует свое поведение и, часто сам того не подозревая, раскрывает потенциальные стороны своей психики.

Создание эмоциональной ситуации.

Такой прием достаточно часто используется в психодиагностической практике. Эмоциональное состояние напряжения достигается разными способами, например, негативными отзывами о качествах выполнения задания, о способностях или умениях обследуемого, требовании отвечать очень быстро или медленно и др.

Может вызывать эмоциональное напряжение и сам тестовый материал: неэтичное содержание, трагическое (катастрофа), смешное, азартное во взаимодействии будут порождать соответствующие психоэмоциональные состояния. На фоне вызванных эмоций выполняется тестовая задача и одновременно отмечаются вербальные реакции, вегетативные, проворно-двигательные, мимические, интонационные, другие изменения. Иногда создают ситуацию эмоционального стресса для того, чтобы обнаружить психогенную стойкость организма к действию екстремальности.

При этом параллельно выполняется какой-либо тест или поступает просьба рассказать о сугубо личных делах и впечатлениях, выразить свое отношение к тестам или к тем, кто их проводит. Экспериментально рядом с вербальными фиксируются вегетативные реакции, проворно-двигательные, мимические, интонационные изменения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: