Переменная тестового психодиагностического задания

В профессиональной практике психодиагностику принято считать экспериментом. Потому психодиагност в протоколах психодиагностического обследования называется ЀэкспериментаторЀ, а человек, которого обследуют, - ЀобследуемыйЀ, то есть тот, который проходит экзамен.

Диагностический эксперимент в психологии - это сознательно или специально спонтанная, но обязательно контролируемая ситуация, что возникла, с помощью которой вызывают запланированные для изучения явления психики. Эксперименты в психологической практике разделяются на: ориентировочные; критические; методические.

Ориентировочный (ЀпилотажныйЀ) - эксперимент, который предназначен для поискового решения поставленной задачи. Когда явление неизвестно предусматривается ли множественность форм его проявления, когда еще нет принципов и подходов, отсутствующий концептуальный строй в понимании обследуемого, прибегают к эксперименту, что ориентирует. Обычно он допускает значительные вариации используемых тестовых заданий, инструкций, форм организации поведения как самого исследователя, так и обследуемых, - разные тренинги, проблемные ситуации, мозговые атаки и т.п.

Критический эксперимент призванный проверить сформированную
гипотезу по строго организованной программе и диагностической процедуре. Это не только научные, то есть исследовательские, диагностики, но и
любое прикладное обследование, поскольку в последнем мы также
допускаем получить (не получить ли) то или другое виденье, а следовательно,
проверить гипотезу.

Методический эксперимент, как правило, уточняет предполагаемую логику проведения исследования (диагностики), перепроверяет методический аппарат психодиагностики. К задачам методического эксперимента входит валидизация тестов, проверка их на достоверность и надежность. Методический эксперимент отрабатывает нормативные данные, критерии для сравнения популяцийних выборок, патологических отклонений, професиографичних номиналов и тому подобное.

В проведении любого типа обследования (эксперимента, диагностики) существенную роль играют тесту задания. С одной стороны, сложность, а с другой стороны, - технологичность тестового задания в окончательном итоге будет определять полученные в диагностике материалы.

При проведении обследования следует иметь в виду, что сложность экспериментально-психологических заданий непосредственно влияет на мотивацию обследуемых:

о при заниженной сложности задач обследуемому просто неинтересный, и он слабо включается в обследование или совсем отказывается от него;

о при большой сложности предложенных задач обследуемый также недостаточно включается, под любым предлогом уклоняется от работы, считая задания надуманными и такими, что не заслуживают на внимание.

Неслучайно в психодиагностици принято использовать задание как простые, так и сложные, адресный ориентируя их с учетом уровня подготовленности и общей эрудиции обследуемых; даже в одном тесте осложнения заданий позволяет обследуемым постепенно втягиваться в работу.

Кроме принципов сложности и адаптивности, к тестовым заданиям предъявляются и другие требования, которые имеют как процессуальное, так и содержательное значение:

Непрогностичнисть и неочевидность в решении заданий. Если задание такие, что все будут давать на них одинаковые ответы, то такой стимульний материал непригодный для использования в качестве тестовых заданий. Они должны быть своеобразными и специфическими в решениях.

2. Индифферентность социального одобрения (неодобрение) результатов и оценок. Если в опроснике или диагностической беседе звучат утверждения нейтральные или оценочные, что навешивают ЀярлыкиЀ, то в качестве тестовых одинаково непригодные как первые, так и вторые. Подбираются тесту задания, что является значимым для личности обследуемого, интересными, но не обижают и не являются оценочными. За редким исключением такие, что обнаруживают самооценку, - это допускается.

3. Исключение со стороны обследуемых попыток отвечать надеждой и ожиданием экспериментатора. Формулировки и стимульни задачи, ЀпровокационныеЀ вопросы, которые сознательно работали бы на гипотезу, на абсолютное и однозначное ее подтверждение, из тестовых заданий должны быть исключены.

Если речь идет о диагностических тестах информационного и исследовательского назначения, то задачи (стимульни задание), что у них используются, не должны ЀработатьЀ ни на кого - ни на экспериментатора, ни на обследуемого - они должны исполнять строго индикативную роль. Другое дело с психокорекцийними заданиями: они могут быть и учебными, и контрольными, и ЀприцельноЀ ориентированными, что выводят на запрограммированный результат или результирующее действие. Психологическая практика допускает соединение в одной методике задач диагностической и психокорекцийной направленности. в каждом утверждении можно найти и вопрос, и некоторую подсказку, указание, и простое обращение внимания на определенную форму действия, поступка, решения, о котором мы специально не задумывались.

Переменная тестового задания зависит еще и от того, в какой измерительной системе данных осуществляется диагностика - L-, Q- или Т- данных.

L-данные - это сводки, полученные путем регистрации реального поведения человека в повседневной жизни. Бесспорно, было бы идеально иметь полное и подробное описание образа жизни обследуемого лица, однако на практике это невозможно. В лучшем случае удается получить информацию относительно отдельных периодов или сторон жизни человека, например, сколько раз ученик правильно отвечал на вопрос из математики, сколько раз нарушал дисциплину, обращался к врачу и т.д. Потому чаще всего L-данные получают путем формализации оценок экспертов, которые наблюдают за поведением обследуемого в определенных ситуациях на протяжении некоторого периода времени.

З L-даних обычно начинают исследование проблемы. L-данные выгодно отличаются тем, что все виды поведения у них представлены в языковой форме, а это позволяет легко интерпретировать исследуемые явления. Однако такое использование L-данных не всегда достаточно информативно, поскольку внешние оценки не являются адекватной мерой внутренней психической жизни человека. Восприятие поведения другого человека всегда немного перекручено в связи с особенностями личности самого эксперта. Поскольку разные эксперты будут давать разные оценки, возникает проблема измерения надежности экспертов.

Другая проблема, которая здесь возникает, - повышение надежности внешних оценок за счет снятия систематических перекручиваний. Одним из параметров систематических перекручиваний и ошибок при внешних оценках может быть влияние красивого или плохого обращения эксперта к обследуемым лицам. Примером систематических перекручиваний внешней экспертизы является влияние на оценку разницы в опыте, возрасте и статусе эксперта и обследуемого. Например, поведение ученика будет представленным по-разному в оценках родителей, учителей и одногодков. В экспертных оценках к тому же обращаются к разным основаниям или схемам опосредствования, используют разные ситуации и модели, субъективные средства познания. Перекручивания, внесенные в психометрию определенным способом, получили название инструментальных. У одного и того же эксперта инструментальные перекручивания достовернее будут и систематическими. В методике экспертных оценок такого рода артефакты наиболее существенные.

Для повышения надежности L-данных в психодиагностици разработанные и используются правила, которые ориентируют сам процесс получения экспертных оценок.

1. Черты, качества или свойства психики, которые оцениваются, должны
описываться в сроках и понятиях поведения, которые наблюдаются извне.

Эксперты должны иметь возможность наблюдать за поведением обследуемого достаточно долго.

3. Количество независимых экспертов должно быть не меньше девяти на одного обследуемого.

4. Экспертиза должна осуществляться не произвольно, а за специально заданной схемой. Более целесообразно проводить ранжирование обследуемых только за одной чертой, одним свойством, за один раз вместо оценивания одного обследуемого сразу по всему набору качеств или свойств. Другими словами, эксперта просят упорядочить всю группу по одному признаку, например, проран жировать 20 человек по качествам общительности, а не одного человека по всем
исследуемым качествам. Последовательный перебор качеств на всей выборке маскирует действительную цель и личность того, кто интересует исследователя конкретно, тем самым обеспечивается объективность экспертизы.

Q-данные являют собой диагностическую информацию, полученную с помощью опросников и других методов самооценок (самоотчеты, шкалування и др.). Благодаря простоте конструкции и легкости получения информации Q-данные занимают одно из центральных мест в психодиагностици вообще. Количество методик для получения психодиагностических измерений в системе Q-данных поистине огромная. Это и тесты Айзенко, Кеттелла, ММРІ, всяческие методы шкалування, проективни методы и много других.

Психодиагностическая практика свидетельствует, что и Q-данные в значительной мере подлежат действию инструментальных перекручиваний, хотя меньшей мерой, чем L-данные. Причины перекручиваний психометрической системы Q-данных носят в основном познавательный и мотивационный характер.

Познавательные перекручивания по большей части связаны с незнанием людьми самих себя, собственной личности, ЀЯ-самостиЀ. Возникают эти перекручивания преимущественно по следующим причинам:

а) низкий образовательно-культурный уровень и уровень общей эрудиции;

б) отсутствие навыков интроспекции (самонаблюдение) и специальных знаний психологии или хотя бы элементарных представлений о психических явлениях;

в) ориентация на произвольные эталоны: обычно себя сравнивают с близким окружением и практически не используют популярные модели (сопоставление с некоторым представителем своей национальной етнокультури). На уровне повседневного сознания мы не только не знаем этого, но и не задумываемся над такими Ѐвысокими материямиЀ.

Таким образом, нельзя надеяться на достоверность самоотчетов, если их не организовать специально.

Мотивационные артефакты еще более значимые в психодиагностических измерениях по линии Q-данных.

Разная мотивация обследуемых может служить источником перекручивания ответов либо в сторону социальной желательности (диссимиляция), либо в сторону подчеркивание своих дефектов (аггравация и симуляция). Это разные формы симуляции (от лат. simulatio - притворство) - изображение разных специфических состояний или их симптомов человеком, которому они не свойственные. Мотивационные перекручивания, в том числе симуляция, диссимиляция и аггравация чаще всего носят сознательный характер и имеют целью свою пользу или имеют несознательный характер и предопределенные познавательными ограничениями. Сознательные перекручивания могут приводить к полному отказу от сотрудничества, грубых ошибок и совсем случайного характера ответов. Эффект несознательных перекручиваний менее значительный и поддается коррекции.

Существуют две разных точки зрения на предмет мотивационных перекручиваний. Одни авторы (Айзенк, Кронбах, Едвардс) считают, что мотивационные перекручивания взрывают доверие и делают недостоверными измерение в системе Q-данных в каждом случае, где они имеют место. Следовательно, обнаруженные мотивационные перекручивания нивелируют все психометрические данные - им нельзя верить, их нельзя использовать. Нужно ретестування после предыдущего снятия мотивационных артефактов.

Другие авторы (Дигман, Кеттелл, Хандлеби) утверждают, что мотивационные перекручивания, если они осознаны, связанные с определенными чертами личности, что нужно учитывать. В частности, как нежелания отвечать откровенно, так и ответа в сторону социальной желательности выходят от таких личностных черт, как тревожность, сдержанность, конформность. Из нашего собственного опыта практической психодиагностики также выплывает, что подобная информация представляет определенную диагностическую ценность и ею презирать не следует.

Экспериментально установлено, что препятствия и неточности Q-данных возникают не только в результате ряда личностных проявлений, но и в результате рольових позиций, психических состояний, потребово-ценностных ориентаций обследуемого на момент обследования. Для повышения доверия к системе Q-данных стоит учитывать возможные перекручивания ситуативно-рольового характера, что математически корегуються константами среднего перекручивания еще на стадии организации психодиагностического обследования и при его проведении.

Т-данные - это психодиагностические материалы, полученные в результате объективного измерения разных форм проявления психики (вербальных и невер-бальных, социальных, индивидуальных и тому подобное) без обращения к самооценкам и экспертным оценкам. Это тот случай психологической диагностики, когда при участии необходимого объективно-измерительного инструментария создаются специальные микроситуации, которые способствуют проявлению и фиксации исследуемых свойств психики. Как частный случай Т-данных можно рассматривать лабораторный эксперимент.

Объективность тестов здесь достигается за счет:

получение оценок за реакциями обследуемого;

укрывательство как настоящей цели исследования, так и его процедуры;

уменьшение перекручиваний, внесенных в тестовую диагностику самим экспериментатором (формализация процедур обследования и интерпретации, компьютеризация диагностики, фиксация физиологичного коррелята психики).

Для обеспечения объективности Т-данных обычно используют такие приемы и принципы:

1. Маскировка настоящей цели исследования.

Это один из наиболее распространенных тактических приемов. В таком случае настоящая цель исследования, как правило, обследуемым не сообщается. В явном виде ему называют другую, ошибочную цель, что позволяет получить менее перекрученный результат. Очень часто этот способ маскировки такой цели используется в личностных диагностиках, в частности в проективних методиках (ПАП, тест Роршарха, рисунку тесты).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: