Основные черты бизнесмена

4.1.ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ БИЗНЕСМЕНА

Наиболее важными чертами преуспевающего бизнесмена являются:

§ инициативность;

§ способность рисковать;

§ целеустремленность;

§ независимость;

§ ориентированность на эффективность и качество;

§ способность убеждать и устанавливать цели;

§ стремление к знаниям;

§ систематическое планирование и наблюдение.

Как подтверждает деловая практика, неотъемлемой чертой современного бизнеса является честность и порядочность. Многие торговые операции совершаются на основе устных сделок, поэтому честность и порядочность являются следствием развития общества.

Полезность предпринимателя основывается на его умении организовать и рационально вести дело, его бережливости, инициативности, стремлении к постоянному обновлению производства и выпускаемой продукции. Особое значение имеет нацеленность предпринимательской деятельности на потребителей, удовлетворение их потребностей. Будучи заинтересованными в увеличении покупательной способности, предприниматели активно включаются в улучшение социальной политики, способствуют развитию культуры, науки.

Бизнес является противоположностью насильственному труду и предполагает инициативность, предприимчивость, трудолюбие, желание самоутвердиться, умение вести борьбу, стремление к развитию и совершенствованию.

Уровень культуры ПП во многом определяется деятельностью его лидеров, особенно в периоды становления и реорганизации. Почти все известные компании основаны неординарными личностями: Томас Уотсон (IBM), А. Слоун («Дженерал Моторс»), Ли Яккока («Крайслер»).

Проведенные опросы показывают, что для современных лидеров характерны такие черты, как способность формировать эффективную команду, прислушиваться к мнению коллег и подчиненных, способность вести за собой людей.

Культурно-этические слабости российских бизнесменов можно классифицировать в зависимости от их социального происхождения.

К 1-й группе (от 5 до 20% всех предпринимателей) относят представителей номенклатурного бизнеса, состоящих из бывших работников комсомольских, партийных органов. Отличительными чертами этих людей являются деловая хватка, организаторские способности, знание основ предпринимательства, умение налаживать и поддерживать неформальные связи.

Во 2-ю группу входят люмпенизированные люди («парвеню»), не достигшие высот в своей профессии или не имеющие профессии. Для бизнесменов этой группы характерно стремление любой ценой скопить себе состояние, их интересуют торгово-закупочные операции, посредническая деятельность, биржевое и банковское дело. Часть из них имеет уголовное прошлое.

Отсутствие культуры предпринимательства связано с существованием в нашей стране на протяжении долгих лет теневой экономики. В России можно выделить 3 формы теневой экономики:

-неофициальную, т.е. фактически легальную, но не учитываемую статистикой;

-фиктивную, т.е. приписки;

-подпольную, т.е. запрещенные законом виды деятельности.

Отечественным предпринимателям приходится работать в сложной ситуации, в условиях неопределенности. Все еще не преодолены механизмы, которые мешают ПД. Успеха добивается легче тот человек, который быстрее приспосабливается к ним. Поэтому широко применяется психология «разового бизнеса», когда прибыль получают путем обмана потребителей, недобросовестной конкуренцией.

Преуспевающие коммерческие структуры нередко в своей деятельности используют связи с государственными, в т.ч. правоохранительными, органами. При выборе руководителей таких структур в первую очередь учитываются личная преданность, умение «держать язык за зубами». Поэтому в таких организациях царят двойная мораль, насилие, беспрекословное подчинение.

Для того, чтобы повысить культуру предпринимательства, необходимо изучить опыт зарубежных фирм. В 80-х гг. в США и др. странах крупные корпорации перешли к управлению культурой ПП. Особое внимание стало уделяться человеческим отношениям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: