ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗАЕМЩИКА
Ответственность за неисполнение кредитных обязательств означает, что каждая сторона кредитного договора отвечает за свои действия по исполнению договора. Заемщик является ответственным прежде всего за возврат суммы кредита и выплату % за пользование им в срок, предусмотренный кредитным договором.
При невыполнении заемщиком обязательств кредитор вправе использовать все возможности к возврату кредита и уплате остального долга, вплоть до обращения с иском в суд. Если кредитный договор не содержит условия, предусматривающие ограниченный характер ответственности обеих сторон, ответственность заемщика и банка является полной, что означает: виновная сторона обязана возместить своему контрагенту убытки в полном объеме.
Убытки включают как реальный ущерб, так и упущенную выгоду. Применительно к кредитору – это недополученные доходы, которые имел бы кредитор, в случае своевременного возврата кредита.
За нарушение заемщиком взятых обязательств в ходе выполнения договора банк может приостановить дальнейшую выдачу кредита или предъявлять к досрочному взысканию уже выданные средства.
Кредитор отвечает за предоставление кредита в полном объеме и сроки, предусмотренные в договоре, ежемесячное начисление % за кредит. Заемщик может потребовать от банка возмещения убытков, возникающих вследствие не предоставления или предоставления не в полном объеме кредита.
ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
1.СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Анализ предпринимательской деятельности в странах с развитой рыночной экономикой показывает, что существует две модели предпринимательства (эти модели классифицируются по объекту приложения предпринимательской инициативы):
qклассическое предпринимательство;
qинновационное предпринимательство.
Классическое предпринимательство – это традиционное, консервативное предпринимательство, направленное на максимальную отдачу ресурсов, управление объемами производства, где задействованы внешние факторы (ссуды, протекционизм) и внутренние факторы по выявлению резервов фирмы для повышения рентабельности, обновления номенклатуры выпускаемой продукции.
Максимальная отдача ресурсов реализуется, если предприниматели обладают следующими преимуществами:
-предприимчивостью и готовностью идти на строго дозированный риск;
-детальным знанием настоящих и будущих потребностей рынка;
-железной дисциплиной;
-великолепным знанием дела;
-умением привлекать хороших сотрудников;
-осуществлением строгого контроля за соотношением между расходами и прибылью, готовностью закрыть производство, если оно оказывается нерентабельным;
-стремлением всегда быть лучше своих конкурентов.
Инновационное предпринимательство – модель предпринимательской деятельности, связанная с такой важной функцией в деятельности предпринимателя, как новаторство.
Роль предпринимателя сводится к созданию новшеств, продуктов, не известных ранее, посредством использования традиционных факторов экономики (труда, земли и капитала), путем нового их сочетания. Таким образом, новаторская функция становится основополагающей. Предприниматель отвечает требованиям времени, которые можно выразить следующим:
-ускорение темпов научно-технического прогресса;
-сменяемость моделей (2 – 3 года);
-готовность удовлетворить будущие запросы потребителя уже сегодня;
-тесный контакт с потребителями для внедрения и распространения новшеств (продуктов, услуг, технологии, новой организации производства или труда).
Именно эти причины вызвали к жизни большое число малых предприятий, которые способны адаптироваться к рынку, учесть новые потребности. Крупные фирмы вследствие своей инерционности и «неповоротливости» быстро адаптироваться не могут, но могут воспроизвести в массовом масштабе новшества, которые им предлагают малые предприятия.
Эту роль предпринимателя как новатора наиболее полно выразил и обосновал Й. Шумпетер: «Задача предпринимателей – реформировать и революционизировать способ производства путем внедрения изобретений, а в более общем смысле – через использование новых технологий для производства новых товаров или прежних товаров, по новым методам, благодаря открытию нового источника сырья или нового рынка готовой продукции – вплоть до реорганизации прежней и создания новой отрасли промышленности».
Существует множество определений инновации:
1.Инновации (нововведения) – это изменения в первоначальной структуре производственного организма, а именно, переход его внутренней структуры к новому состоянию.
2.1.Инновация – это комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества) для лучшего удовлетворения известной потребности людей.
3.1.Инновация – это внедрение в практику, осуществление и использование новой идеи, предложения, людей, научно-технического решения.
4.1.Инновация – это прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого и административного характера.
5.1.Инновация – это объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или служебного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.
Анализ приведенных определений показывает, что в них присутствуют как бы два момента:
во-первых, это новая идея, продукт, услуга;
во-вторых, это внедрение нового в производственную систему, в результате чего меняется сама производственная система, она переходит в новое качественное состояние.
Й. Шумпетер под инновациями понимал переход из одного уровня качества на другой, производственная система переходит в иную плоскость с новыми более качественными параметрами. По Шумпетеру, «производить» означает не комбинировать имеющиеся ресурсы, а создавать нечто новое. Он выделяет пять типичных изменений:
-изменения вследствие использования новой техники, новых технологических процессов и нового рыночного обеспечения производства;
-изменения вследствие внедрения продукции с новыми свойствами;
-изменения вследствие использования нового сырья;
-изменения в организации производства и способов его материально-технического обеспечения;
-изменения вследствие появления новых рычагов сбыта.
Предприниматель отличается от обычного «производственника» прежде всего тем, что ищет новое во всех сферах, где он прикладывает свой труд и энергию. У него должен быть инновационный тип мышления.
Изменения характерны для всех сфер техники, экономики и общества в целом. Устоявшейся классификации инноваций пока не существует. Наиболее удачная классификация предложена в работах А.И. Пригожина, С.Д. Ильенковой (табл.1).
Инновационное предпринимательство имеет дело с созданием, освоением и коммерческим использованием нового продукта или услуги. Этот процесс включает в себя ряд этапов:
-поиск новой идеи, ее оценку, составление бизнес-плана;
-поиск необходимых ресурсов, создание опытного образца и испытания;
-изучение рынка сбыта и продвижение товара на рынок.
Основные этапы разработки товара-новинки:
1.Поиск инновационных идей.
2.1.Отбор наиболее перспективных путей.
3.1.Тщательная разработка замысла.
4.1.Экспертная оценка.
5.1.Разработка бизнес-плана.
6.1.Изготовление опытных образцов.
7.1.Испытание.
8.1.Маркетинговые исследования.
9.1.Продвижение товара на рынок.
10.1.Завоевание рыночных ниш.
11.1.Массовое изготовление товара.
Таблица 1