Как уже говорилось, в период принципата народные собрания утратили свое значение, а вместе с ними и законодательство собраний. Сенат присвоил себе полномочия представлять - народ. С I. века до середины III века нашей эры акты сената, так называемые сенатусконсульты, становятся основной формой закона.
Сенатусконсульты выражали волю императоров или, во всяком случае, не противились ей. Сенат не имел законодательной - инициативы, поэтому его акты являлись лишь оформлением предложений император принцепса. Император в силу своей власти мог вносить в сенат предложения по тому или другому вопросу, а сенат переводил эти предложения на язык закона.
Императорские конституции
Императорская власть в Риме прошла две стадии развития: «власть первого гражданина» республики (принципат) и власть монарха (доминат). Это отразилось и на развитии источников права. Принцепс первой эпохи лишен законодательной власти, монарх четвертого и последующих веков этой властью обладает. Во времена принципата император лишь дополняет развитие права, во времена монархии ему одному принадлежит право законодательства, т. е. направление правовой жизни.
В эпоху принципата император издает конституции четырех видов: 1) эдикты — общие распоряжения, 2) декреты — решения по судебным делам, 3) рескрипты — ответы на поступившие к императорам вопросы, 4) мандаты — инструкции по административным и судебным вопросам.
Эдикты и мандаты действовали только во время правления того или другого императора и дальнейшая их судьба зависела от возобновления его преемником. Декреты и рескрипты представляли собой толкование закона. Император разъяснял в них законодательный акт, применяя его к частному случаю. Римская юриспруденция все эти формы правовой деятельности императора объединила под общим названием «конституций». Уже во времена Гая они получили силу закона (2 век н.э).