Исторические системы римского частного права

Римское частное право не было единой системой. Оно со­стояло из цивильного права, права народов и преторского права.

Древнейшее римское право называлось квиритским по имени древнейшего племени квиритов (ius Quiritium). Это название оставило свой след в древнейших сделках, в формальных оборотах языка, особенно там, где дело шло о праве собственника на вещи. Эта система права позднее получила название цивильного права (ius civile), подчеркивающее строго национальный характер права римских граждан, права государства-города (civitas).

Цивильное право регулировало имущественные отношения исключительно рим­ских граждан. Это объясняется тем, что римская община бы­ла замкнутой организацией (на что в свое время обращал внимание Ф. Энгельс), в которую не так то легко было про­никнуть. Кроме того, в древнем праве существовал принцип: национального действия права, т.е. отношения регулирова­лись правом той народности, к которой принадлежали его субъекты.

Основным источником цивильного права являлись законы XII таблиц. Развитие цивильного права совершается при этом следующими двумя путями: во-первых, путем практического толкования законов XII таблиц (interpretatio), а во-вторых, путем дальнейшего законодательства. Лицами, в руках которых сосредоточивалось в древнейшее время знание и толкование права, были понтифики. Они являлись первыми юристами и первыми комментаторами права. А строгий формализм древнего права и процесса, каравший малейшее упущение в форме и букве, делал их помощь почти во всех юридических положениях (при заключении сделки, постановке процесса и т. д.) необходимой. Накоплявшаяся в течение многих поколений интерпретационная традиция отлагалась постепенно в понтификальных записях – commentarii pontificum, которые являлись таким образом зародышем юридической литературы.

Но эти комментарии, равно как и другие дела коллегии, были закрыты для непосвященных. Заботясь о сохранении своего влияния (а, может быть, и связанных с ним материальных выгод), понтифики ревниво оберегали эту тайну. С другой стороны, особенно с большим развитием оборота и деловых сношений, эта постоянная зависимость от понтификов создавала серьезные неудобства для деловых людей. Предание рассказывает нам, что приблизительно за 300 лет до Р. Х. (к тому же времени относится и допущение плебеев в коллегию понтификов – lex Qgulnia) некий Кн. Флавий, сын вольноотпущенника и писец демократического реформатора Аппия Клавдия Цека, похитил и обнародовал книгу об исках и исковых формулах (legis actiones), которая и получила от его имени название Jus Flavianum.

Цивильное право по своему характеру было консерватив­ным и малоподвижным. Интерпретационная практика с трудом применяла казуистичные постановления цивильных законов, но и она не справлялась под напором быстро меняющихся общественных отношений. Сплошь и рядом создавались такие отношения, для которых в jus civile не было никакой нормы. Жизнь постоянно выдвигала требование привести в со­ответствие старые нормы права с новыми условиями.

Это де­лалось в Риме путем издания преторского эдикта. Претор, вступая в должность, издавал эдикт, в котором устанавливал новые правовые нормы. Он не мог отметить или изменить за­кон формально, но в качестве лица, обладающего властью, мог лишить его силы. Претор же объявлял, какие новые пра­воотношения требуют его защиты, какие сделки имеют зна­чение законных, допустимых и т. д. Поэтому рядом с цивильными исками существовали преторские иски и интердикты (запрещения); рядом с квиритской собственностью была признана бонитарная; рядом с ци­вильным владением утвердилось преторское владение и так далее.

Таким образом, наряду с системой цивильного права постепенно сложилась другая система права - право преторское (ius praetorium или honorarium, от слова "honores" - почетная должность).

Цивильное право противополагалось не только преторскому праву, но также еще одной системе - праву народов. Эта система представляет самое оригинальное явление в римском праве.

Цивильное право применялось только к римским гражданам. Не входившие в римскую общину считались, в древний период, врагами и не пользовались защитой. С развитием производства и обмена, с расширением торгового оборота стало необходимым признать основные частные права (право собственности, право заключения договоров и т.д.) и за неримлянами. На этой почве и сложилась система права, получившая название ius gentium. Ius gentium регулировало отношения с участием неримлян – то есть с участием чужестранцев (перегринов).

К источниками права народов относились договоры римлян с иностранными общинами по установлению взаимного права вступления в брак (conubium) и права торговли (commercium), обычное право, применявшееся в практике торговых отношений, право народов заимствовало также торговые институты различных частей империи.

Ius gentium становится синонимом универсального права, противопоставляемого, с одной стороны, ius civile, а с другой - национальным правам народов, участвующих в римском товарообороте. Сказанное говорит о том, что нельзя говорить о праве народов как международном праве. Ius gentium право римское. Международное правопоявится только в средние века.

В 242 г. д.н.э. появляется должность претора перегринов, он занимался разрешением споров между чужестранцами, с одной стороны, и между чужестранцами и римлянами, с другой. Претор перегринов фиксировал нормы ius gentium. Т ак образовалось право, всецело приноровленное к жизни; оно разрабатывалось практикой судебных магистратов и нередко выражалось в торговых обычаях. Ius gentium соответствовало сложной стадии организации обмена товаров в самых разнообразных отношениях. В противоположность цивильному праву, строго формальному и малоподвижному, право народов лучше и быстрее приспособляется к развивающимся потребностям. Свободное от традиций глубокой старины, выросшее на базисе экономических, в частности торговых, отношений, в которых участвовали и римляне, и представители других народностей, ius gentium является правом универсальным в том смысле, что оно применяется ко всем участникам торгового оборота, независимо от их гражданства.

Развитие гражданского и торгового оборота, укрепление торговых отношений постепенно привели к унификации права, ius civile и ius gentium стали постепенно сливаться. Строгость и формализм цивильного права особенно долго держались в области семейных и наследственных отношений, на которых почти не отражалось действие ius gentium. Наоборот, обширная область оборота движимостей, едва намеченная в цивильном праве, развивалась под влиянием ius gentium. Этот процесс не был односторонним влияние права народов на ius civile было взаимным, так как институты права народов быстро поглощались цивильным правом, и одновременно шел процесс включения (и усовершенствования) старых цивильных норм в право народов. Так, старые цивильные сделки стипуляции, письменного обязательства и погашение обязательств - acceptilatio стали распространяться и на перегринов, и на провинции. Особенно быстро сближение двух систем стало происходить после издания императором Каракаллой в 212 г. д.н.э. эдикта уравнявшего права перегринов с правами римских граждан. К 6 в. н.э. почва для дуализма двух систем полностью исчезла.

Jus gentium понимался римским юристами и в другом смысле. Уже самое происхождение jus gentium должно было наводить римских юристов на мысль, что существует некоторое общее для всех народов право, состоящее из правил, признаваемых одинаково всеми, например, родство, почитание родителей, реакция против причиненного зла и т. д. Совокупность этих общепризнаваемых норм они также называли jus gentium, независимо от их реального действия in concreto.

Задаваясь, далее, вопросом о происхождении такой общности известных правил у различных народов, они полагали, что причиной ее является самая природа человека, а иногда даже природа всех животных. С этой точки зрения они называли такое право, диктуемое самой природой, естественным правом или jus naturale.

Само собою разумеется, что jus gentium в только что указанном втором значении и jus naturale являются не какой-либо новой положительной системой норм наравне с jus civile, jus honorarium и jus gentium в обороте перегринов, а лишь первыми попытками юридической мысли в области философии права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: