Единицы семантико-структурного уровня членения текста

– Субъективная и объективная природа членимости текста.

– Уровни и единицы членения текста.

– Понятие о высказывании. Типы высказываний.

– Признаки сложного синтаксического целого (ССЦ).

– Понятие фрагмента-блока.

Рассматривая текст как сложное речевое произведение и признавая его формально-смысловое единство (единство формальной, содержательной и коммуникативной сторон), исследователи считают его системно-структурным образованием, имеющим многослойную и многоуровневую организацию, и в процессе анализа стремятся вычленить в этой единой целостности разного рода текстовые компоненты, части и единицы в зависимости от параметров рассмотрения.

Членимость как свойство текста получила статус текстовой категории в работах И.Р. Гальперина, по мнению которого, она (членимость, делимитационность текста)... зависит от многих причин, в частности, от размера частей, оптимального для восприятия содержательно-фактуальной информации, от прагматической установки создателя текста. «Можно сказать, что переключение внимания с одного объекта на другой в развертывании сверхфразового единства или абзаца так же необходимы, как смена видов физических упражнений... На какие же части делится текст? Какие формы деления целого приняты в текстах разных типов? Для ответа на эти вопросы необходимо представить себе минимальный и максимальный тексты. В качестве минимального – справка, телеграмма, краткое газетное сообщение, записка, письмо и т. п. В качестве максимального – роман, состоящий из нескольких томов (книг), которым могут предшествовать предисловие и заключение. Самой крупной единицей в романе выступает том или книга. Затем членение идет по нисходящей линии: часть, глава, главка, отбивка, абзац, сверхфразовое единство. Назовем такое членение текста объемно-прагматическим, поскольку в нем учитывается объем (размер) части и установка на внимание читателя. Это членение перекрещивается с другим видом членения, которое мы назовем контекстно-вариативным». В последнем Гальперин выделяет следующие формы речетворческих актов: 1) речь автора: повествование, описание природы, персонажей, обстановки, ситуации, места действия и пр., рассуждения автора; 2) чужая речь: диалог (с вкраплением авторских ремарок), цитация; 3) несобственно-прямая речь. Подчеркивается взаимообусловленность обоих видов членения: «членение любого текста (художественного, делового, газетного, научного) имеет двоякую основу: раздельно представить читателю отрезки для того, чтобы облегчить восприятие сообщения и для того, чтобы автор для себя уяснил характер временной, пространственной, образной, логической и другой связи отрезков сообщения. В первом случае явно ощутима прагматическая основа членения, во втором – субъективно-познавательная... Оба типа членения текста – объемно-прагматический и контекстно-вариативный – в основном запрограммированы, т. е. обусловлены намерением автора» [34, с. 50–64].

Таким образом, с одной стороны, членимость имеет субъективную природу. Автор, воспринимая действительность в ее непрерывности и структурности, стремится выразить свои представления о ее организованности в характере воплощаемых в тексте эпизодов, событий, фрагментов, отбирая, вычленяя нечто существенное с его точки зрения. Кроме того, восприятие текста характеризуется стремлением адресата преодолеть линейность текста, выявить в его организации важнейшие компоненты.

С другой стороны, членимость имеет объективную природу, так как обусловлена необходимостью отражения мира в его упорядоченности и устроенности и напрямую связана с особенностями человеческого мышления, включающего одновременно операции синтеза и анализа поступающей информации.

Учитывая сложность природы самого текста, а также обозначенные выше причины (факторы) его членения, и исходя из указанной двойственной природы членимости, невозможно использовать единое основание классификации текстовых единиц, чего требует научное осмысление категории членимости (выделение на одном основании структурных, формально выраженных однотипных частей); следовательно, принимая предложенное И.Р. Гальпериным членение текста на два типа: 1) объемно-прагматическое (традиционно называемое композиционным), единицы: абзацы, параграфы, разделы, главы и др.) и 2) контекстно-вариативное (единицы – разного рода формы речетворческих актов: речь автора (повествование, описание, рассуждение), чужая речь (монолог, полилог, диалог, цитация, внутренний монолог, внутренний диалог), несобственно-прямая речь, необходимо выделить в особую разновидность членение на ССЦ (сверхфразовые единства), т. к. при этом учитывается не только объем (размер) частей и установка на внимание читателя, но в первую очередь внутреннее содержательное и структурно-композиционное устройство ССЦ. Такое членение определяется как третий тип: структурно-смысловое или семантико-структурное с такими единицами, как высказывание, межфразовое единство, фрагменты-блоки.

Также необходимо говорить о четвертом – коммуникативной организации текста с такими единицами как: тема-рематические компоненты высказывания и коммуникативные регистры.

Построение любого текста и текста вообще определяется темой, условиями общения, задачами конкретного сообщения, избранным стилем изложения, при этом каждый текст ориентирован на языковую систему и представляет собой выбор языковых средств из имеющегося набора их в языке, осуществленный автором в соответствии с его замыслом и отражающий его знания и представления о мире; т. е. текст – это «прежде всего совокупность предложений-высказываний, которые, группируясь на основе смысловых и структурных (межфразовых) связей, объединяются в единицы текста – межфразовые единства, компоненты или фрагменты текста, и, наконец, целое речевое произведение» (Н.С. Валгина). Текст как семантико-структурно-функциональное единство обладает определенными правилами построения.

При конструировании текста используются максимальные единицы языка (предложения), которые становятся минимальными единицами речи (высказываниями), объединяемыми в семантико-структурные блоки. В основе этих блоков лежат разные виды высказываний, которые, сочетаясь друг с другом, и образуют разные виды текста.

Высказывание – это актуализированная, реализованная в речи единица языка-предложение, т. е. лексически наполненная, выражающая конкретную целеустановку единица речи. Так, одно и то же предложение как единица языка может реализоваться как несколько высказываний-единиц речи в соответствии с конкретными коммуникативными заданиями, в определенном контексте / конситуации, о чем свидетельствуют, в частности, акценты (логические ударения): Студенты поехали на экскурсию (а не пошли пешком); Студенты поехали на экскурсию (а не кто-то другой); Студенты поехали на экскурсию (а не на сельхозработы).

В зависимости от актуализации в речи той или иной части информации, заключенной в предложении, высказывание всегда бинарно, имеет два компонента: тему и рему (тема – данное, исходное; рема – новое, искомое); их порядок следования – от темы к реме (это объективный, прямой порядок слов). Члены предложения, например, подлежащее и сказуемое, необязательно совпадают с этими компонентами высказывания, например: «Мы услыхали звук. Поскрипывала дверь». Во втором высказывании «поскрипывала» – тема (известное из первого предложения-высказывания) и «дверь» – рема (то новое, что сообщается о данной теме). С точки зрения грамматической структуры предложения «дверь» будет подлежащим, а «поскрипывала» сказуемым.

В зависимости от своих коммуникативных качеств высказывания делятся на следующие типы:

1. Информативные (ИВ), выполняющие функцию сообщения. Заключают в себе новую содержательную информацию (описательного, повествовательного, аргументирующего, анализирующего типа).

2. Верификативные (ВВ), функция которых – оформление реакции на мнение собеседника (реального или воображаемого), коррекция или верификация этого мнения, эмоциональный отклик на него. Служат целям утверждения, опровержения, контраргументации (полемические, убеждающие, воздействующие высказывания).

ИВ лежат в основе описательных, повествовательных, аргументирующих, анализирующих текстов (последние два объединяются в тексты типа рассуждения). ВВ не служат организующими компонентами особых видов текста, они включаются с разной степенью интенсивности в тексты названных выше типов. Конечно, их больше будет в текстах типа рассуждения. Включение в речь ВВ дает эффект диалогизации (при отсутствии вопросно-ответной системы, есть реакция, отклик на мнение другого лица), подробнее об этом будет сказано в отдельной лекции.

ВВ и ИВ, в свою очередь, имеют ряд разновидностей, выделенные П. Адамецом с учетом коммуникативного задания и на основе типологии вопросов, предложенной Ш. Балли.

1. Общеинформативное высказывание отвечает на полный диктальный вопрос, предполагающий незнание спрашивающим события в целом и направленный ко всему содержанию ответного высказывания. Пришли гости. (Что случилось?)

2. Частичноинформативное высказывание отвечает на частичный диктальный вопрос, предполагающий незнание частного аспекта события и обращенный к части высказывания. Гости ушли в девять. (Когда ушли гости?)

3. Общеверификативное высказывание отвечает на полный модальный вопрос, выражающий сомнение в реальности события и нацеленный на установление правильности или неправильности имеющейся информации. Да / Нет. (Вы уже выбрали книгу?).

4. Частичноверификативное высказывание отвечает на частичный модальный вопрос, выражающий сомнение в аспекте события. Да, эту книгу. (Вы покупаете / эту книгу?).

Через тема-рематическую последовательность высказываний, в которой осуществляется пошаговая тематизация ремы, т.е. превращение ремы в тему (об этих компонентах содержания высказываний см. лекцию 3) организуется межфразовое единство (или сложное синтаксическое целое (ССЦ), которое представляет собой структурную и тематическую объединенность двух и более высказываний. Тема-рематическая последовательность обеспечивает накопление информации, ее продвижение. Накопление информации осуществляется в пределах микротемы (темы конкретного межфразового единства как мельчайшей составляющей темы текста). Сверхфразовое единство всегда монотематично, при объединении их друг с другом наблюдается переход от выражения микротем к макротеме.

Объединение высказываний происходит на основе тематического единства, проявляющегося как интрасвязность (единство микротемы), и структурных показателей связности (отбор определенных лексических единиц, синтаксических средств связи, см. в лекции 4). Связь между высказываниями в составе сложного синтаксического целого может существовать и только на уровне логических отношений (Стемнело. В комнате зажгли свет).

Для обозначения данной особой единицы текста в многочисленных исследованиях, начиная с 50–60-х гг. ХХ в. (см. работы И.А. Фигурновского, Н.С. Поспелова, Г.А. Золотовой, В.А. Кухаренко, Л.М. Лосевой, О.И. Москальской, Г.Я. Солганика, З.И. Тураевой и др.), используется множество терминообозначений: «прозаическая строфа» (Е.С. Галкина-Федорук, Г.Я. Солганик), «компонент текста», «складень» (И.А. Фигурновский), «смысловой кусок» (А.А. Смирнов, А.Н. Соколов, Т.И. Алпатова), «диктема» (М.Я. Блох). А также: «абзац», «суперфраза», «коммуникант», «цепь предложений», «сложное синтаксическое единство», «сверхфразовое единство» и др. Наиболее устойчивым и общепризнанным оказался термин ССЦ.

В современной русистике ССЦ выступает как основная формирующаяся текстовая единица, обладающая собственной семантической, структурной и функциональной природой, т. е. в основу выделения ССЦ могут быть положены разнообразные критерии: способ изложения информации, коммуникативная задача, тип синтаксической конструкции и т. д., но объединяет фразы в ССЦ содержательная природа этой единицы, а именно общность ее частной темы (микротемы), ее содержательное единство, участвующее в раскрытии основной темы всего произведения.

Не менее важно наличие собственного внутреннего устройства, которое реализуется в 2-х планах: 1) собственно семантическом, обнаруживающим внутреннюю организацию строфы и связанным с синтаксическими средствами соединения предложений, и 2) композиционно-тематическом, определяющим внешний рисунок, контур строфы, характер развития мысли, темы. По мнению Г.Я. Солганика, именно этот второй план, наличие собственной внутритекстовой композиции – самое существенное свойство ССЦ. Различается 2 типа композиционных структур ССЦ, обусловленных прежде всего типом зачина и концовки, а также степенью соотнесенности со всем текстом: 1) ССЦ автосемантичные, меньше обусловленные текстовым окружением; 2) синсемантические ССЦ, имеющие общие с контекстом смысловые компоненты, обычно на стыке развязки и завязки, которые являются основными текстовыми двигателями сюжета, его развития.

Таким образом, основные принципы выделения ССЦ – определенное собственное внутреннее композиционное устройство, обеспечивающее единство микротемы и роль в семантическом развертывании текста.

Признаки сложного синтаксического целого:

§ Наличие смыслового единства, обусловленного единством своей микротемы; смысловая завершенность.

§ Собственное внутреннее композиционное устройство: зачин, разработка и концовка. Наличие специфических связей между предложениями.

§ Единство модального плана, закономерное употребление видо-временных форм.

§ Особое ритмо-мелодическое оформление концовки: понижение интонации и длительная пауза.

§ Особый характер 1-го предложения, так называемой фразы-зачина: в смысловом плане оно начинает микротему и в лексико-синтаксическом плане, как правило, автосемантично.

Межфразовые единства, в свою очередь, объединяются в более крупные тематические блоки, образуя фрагменты текста (фрагменты-блоки). Такая последовательность с нарастанием уровня членения текста (высказывание – сложное синтаксическое целое – фрагмент-блок) не обязательна. Отдельные высказывания могут занимать позицию самостоятельного компонента текста, оказавшись, таким образом, между разными сверхфразовыми единствами (например, в художественном тексте разного рода авторские отступления, замечания, оценки автора, переходы между разными межфразовыми единствами).

В целом нужно отметить, что единицы семантико-структурного уровня и композиционного находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности, в частном случае они даже в «пространственном» отношении могут совпадать, накладываясь друг на друга, например, межфразовое единство и абзац, хотя при этом они сохраняют свои собственные отличительные признаки.

Вопросы для самопроверки

1. Сформулируйте аспекты изучения членимости текста.

2. Раскройте понятия «уровни текста» и «единицы текста».

3. Покажите на примере различных текстов разновидности объемно-прагматического членения и охарактеризуйте его текстовые функции.

4. В чем состоит сущность структурно-смыслового членения текста? Какова связь структурно-смыслового членения текста с семантическим развертыванием его содержания?

5. Понятие и виды высказывания.

6. Что такое ССЦ? Каковы признаки этой единицы?

7. Что крупнее ССЦ?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: