Становление хореографической культуры: историографический аспект

Танец возник из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями от окружающего мира. Движения постепенно изменялись, подвергались художественному обобщению в результате чего сформировалось искусство танца, одно из древнейших проявлений народного творчества. Первоначально связанный со словом и песней, танец постепенно приобрел значение самостоятельного искусства. У каждого народа сложились свои танцевальные традиции, хореографический язык и пластическая выразительность, свои приемы соотношения движения с музыкой. На этой основе стали формироваться бальный и профессиональный сценический танец. В профессиональном искусстве танец достиг высокой степени развития и подвергся научной систематизации. Сложились различные танцевальные системы: европейский классический танец, танцевальные системы стран Азии и Африки.

Развитие европейского танца – это длительный и сложный процесс. Большое влияние на формирование танцевальной культуры имело танцевальное искусство Древнего Востока и Античности. Видное место отводилось танцу в религиозных празднествах Ассирии, Египта о чем свидетельствуют произведения письменности, скульптуры, живописи. В Древней Греции танец занимал значительное место в жизни народа, являясь не только частью культа (медленные торжественные танцы в честь Аполлона, экзотические вакхические пляски, посвященные Вакху и др.), но и средством воспитания («пиррические» - военные атлетические танцы спартанских юношей, способствовавшие гармоничному развитию тела).

Танец был разработан и систематизирован, он являлся обязательной частью представлений греческих античных комедий и трагедий. В эпоху Эллинизма (4-2 вв. до н.э.) появились танцовщики-пантомимисты.

В Древнем Риме (2-1 вв. до н.э.) происходило освоение эллинистического танца, который позднее во 2-5 вв. получил развитие в пантомиме.

В годы средневековья танец подвергался гонениям со стороны духовенства, но развитие его продолжалось. Ранние формы сценического танца исполняли жонглеры, шпильманы, скоморохи.

Дальнейшая театрализация танца в европейских странах связана с народными и придворными празднествами. В 15 – 16 вв. исполнялись сюжетные танцевальные сцены – морески, в середине 16 – начале 17 веков создавались трактаты и учебники танца.

В начале 17 века с появлением балетных спектаклей искусство танца стало обогащаться новой техникой. Французская Академия танца (основана в 1661 году) выработала танцевальную систему, получившую название классического танца. В результате реформы музыкального театра (оперная реформа Глюка) появилась новая структурная форма балетного спектакля, которая помогла балету выделиться в самостоятельный вид искусства. В эпоху просвещения углублялась эмоционально – драматическое содержание танца.

В последней четверти 19 века сценический танец обоготили композиторы симфонисты, возникла тенденция к симфонизации танца. Это находило выражение в отдельных сценах, поставленных балетмейстерами Петипа и Ивановым. В начале 20 века происходит дальнейшее обогащение сценического танца. Еще в 19 веке наряду с классическим танцем значительное место занял характерный танец. В дальнейшем интерес к народному танцу усилился, его использовали в постановках Михаил Фокин, Касьян Голейзовский, Федор Лопухов. В тоже время происходил процесс создания новых форм, разрушались традиционные структурные каноны сценического танца. К началу 20 века возникло новое направление, условно именуемое танец модерн (свободный танец), истоками связанное с учением Ф.Дельсарта и системой Жака – Далькроза. На формирование танца модерн оказало также влияние искусство Айседоры Дункан. В 40 – 60 –е годы в странах Европы и США наблюдался процесс взаимодействия и взаимообогащения танца модерн и классического танца. Развивается эстрадный танец, для которого характерно стремление исполнителя и постановщиков к виртуозности, лаконизму выразительных средств, остроте исполнения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: