И' ниости

Своеобразие каждой субкультуры можно ощутить не только тогда, когда сущест-мозможность выявить ее носителей (что наиболее просто), когда улавливается

■ мысл ее основных ценностей (что также в известном смысле коррелируется с обра-
ЮМ жизни и бытом ее носителей), но и когда она взаимодействует с другими куль-
|. |м||.1ми образованиями по определенным законам. Народная культура динамична и,
I шдовательно, ее ценности и законы существования способны видоизменяться. Но
важно констатировать не изменения вообще, а изменения, связанные со сменой тра­
мп тонных ценностей и способами их передачи.

Несмотря на внутренние изменения, крестьянская культура смогла сохранить

■ кои основные константы на протяжении многих столетий. Более того, передала их
ФУ! им субкультурам. Эти константы стали общими, характерными для традицион-
Иой культуры в целом.

Среди передаваемых констант традиционной культуры - нравственные нормы и представления общегуманистического характера, а также способы их коммуникации

• гным путем, от человека к человеку. Константны и ее собственные способы суще-

• I цокания и развития - коллективность, вариативность, устность. Когда они пере-
| гиют быть таковыми, то размываются и включаются в измененном виде в новую
парадигму народной культуры, которая теряет свою традиционную основу.

В контексте земледельческой или крестьянской культуры легко обнаруживаются чарактерные элементы того, что в ЖХ-ХХ вв. стало присуще в целом традиционной м.цюдной культуре. По сути дела, эти элементы выражают ценностную систему, не­когда сформировавшуюся в границах аграрной культуры.

Соотнося современное народное искусство с ценностями земледельческой культу­ры, можно вычленить разные его слагаемые под углом зрения ценностей, свойствен­ных этой культуре. Эта соотнесенность позволяет также разобраться в весьма неод­нозначных отношениях между языческими, земледельческими, архаическими и более поздними слоями в народной культуре.

Однако важно отметить не только имеющие архаическое происхождение кон-| ганты, сохраненные в целом в традиционной культуре. Нужно сказать и об отказах

• и некоторых констант архаической культуры, например фольклором рабочим, го­
родским, мещанским.

Функционированию народной культуры на всех этапах свойственна внутренняя противоречивость. Особенно она обострилась на этапе распространения христианст-|ш, в частности, в связи с изменением представления в народной культуре о таком

(

основополагающем элементе, как время. Земледельческий календарь в основном имеет циклическое развертывание времени. Связано это с восприятием времени па­харем, для которого оно повторяется ежегодно соответственно круговороту солнца.


62 _______________________ Раздел I. Лекция 3


Система архаической культуры в народной культуре 63



Циклическому принципу восприятия времени присуще отсутствие различия меж­ду прошлым, настоящим и будущим. В этих временных координатах не существует определенной и жесткой соотнесенности между ними. Принцип времени в культуре, начавший себя утверждать по мере распространения христианства, исходит из иной парадигмы линейного времени. Мотив систематически повторяющегося круговорота в природе, рождения и смерти, свойственный архаической культуре, оттесняется на периферию, уступает место непрерывности и необратимости времени. Таким обра­зом христианство определяло не только принципиально новое положение личности по сравнению с тем, которое она занимала в языческом мире, но и принципиально иное понимание времени. Чем больше новые принципы утверждали себя в истории, тем с большей стремительностью сужалось функционирование традиционной архаи­ческой культуры, которая в конце концов сохранилась в известной степени в кресть­янской среде.

Этому есть свое объяснение. Несмотря на разительные изменения в трудовой и бытовой практике современного крестьянина, строящего свою жизнь в соответствии с условиями урбанизированного и технологического общества, его деятельность ос­тается связанной в основе своей с земледельческим календарем. И хотя вместо дере­венского примитивного плуга, сохи, серпа крестьянин использует трактор, сеялку и комбайн, конечный социальный, природный, сакральный смысл применения этих орудий, как и в целом земледелия, остался созвучным древности. Современный кре­стьянин живет и действует в соответствии с законами календаря, по которым жил его далекий предок. Именно этот фактор служит основой воспроизведения архаических обрядов, праздников, народных примет, обычаев, суеверий, календарного фольклора, начиная с масленицы и до Покрова и Михайлова дня. Об этом свидетельствуют ма­териалы полевых экспедиций, проводимых многими исследователями в современной деревне. Тем не менее принципиальная разница в понимании времени в период гос­подства земледельческой системы ценностей и в период пришедшей ей на смену урбанизированной системы обусловила и смену ценностей в развитии народной куль­туры.

В процессе исторического развития крестьянская культура как целостность распалась на множество субкультур, каждая из кото­рых, занимая определенный статус, стала стремиться быть универ­сальной, хотя в реальности большинство их стали маргинальными. Однако каждая из них включает в том или другом виде элементы земледельческой культуры. Крестьянская культура сохраняет большую индивидуальность, нежели культуры других социальных слоев.

В фольклористике этот тип культуры до сих пор сохраняет на­звание культуры архаической, или крестьянской, что подразумева­ет в ней наличие определенных ценностей: трудовых, этических, семейно-брачных, эстетических. Их можно обнаружить в культуре других слоев, хотя их ценностные ориентации будут заметно от­клоняться от архаической, демонстрируя ее трансформацию.

Важна и другая сторона в развитии земледельческой культуры, обусловившая влияние ее авторитета на уровне отношения к ценностям разных поколений. Пожа-


., м п > Iом плане к определению смысла архаической культуры ближе всего подошла
' I Мил. выделившая в культуре три парадигмы бытования, в центре которых оказа-
..... 1>1пные отношения между поколениями.

I ||-рный тип отношений представлен зеркальным повторением младшим поколе­
нием могики развития в культуре старшего поколения, второй - выходом нового по-
ия за пределы ценностей, утверждаемых старшим поколением, третий - спо-

' кистью нового поколения выражать дух новой культуры, требующей творческого
..... ития.

II юмледельческой или традиционной архаической культуре, нередко обозначае-
Н..И как "постфигуративная" культура, отношения между поколениями строятся по
принципу зеркального отражения1.

И 'постфигуративной" культуре, по мнению М.Мид, акцент ставится на медлен­ном ритме развития, отсутствии нововведений. Ориентация на прошлое придает этой м'".|уре непротиворечивость и цементирует отношения между поколениями. Такая

|нн11гация реализуется в специальных ритуалах и обрядах. Все, что характеризует • I \ культуру, в том числе праздники, игры, разновидности народного искусства, ори-

шировано на особое отношение к старшим и предкам, исключительную ценность

И|Н1Н1ЛОГ02.

11 фадиционной культуре каждое новое поколение лишь усваивает образцы пове-м пня, завещанные предками, и не может претендовать на создание собственных

...... остей. Поэтому в традиционной культуре придавали такое большое значение

•цряду инициации, когда каждое новое поколение должно было усвоить систему норм и ценности старшего поколения.

Можно сказать, что в традиционной культуре поколение предстает скорее биоло-| ИЧеской, нежели культурологической категорией, ибо оно не может претендовать на. I нс-рждение новых культурных ценностей. В традиционной культуре не могло быть мишлистического отношения к традициям. Экспериментов в социальной жизни не могло происходить, поскольку в традиционной культуре поведение каждого человека ныло строго регламентировано устоявшимися нормами. Как только такая парадигма |М 'рушалась, возникала принципиально новая ситуация в культуре.

Авторитет предков являлся фактором, с помощью которого приглушались амби­ции каждого нового поколения. Со временем эти амбиции стало сдерживать все бо-нсс сложно, ибо потенциал поколения не являлся лишь его делом и требовал реали-шции. Свобода проявления каждого поколения в культуре означает и свободу каждо-ГО представителя этого поколения, т. е. свободу личности. Пока сохранялась тради­ционная народная культура, жестко регламентировалось мировосприятие и каждого •п-повека, и поколения. Личность имела тот социальный статус, который определяет-I I традицией.

"Префшуративная" культура, по М.Мид, - это культура, для которой характерно |шшитие печатных пластов культуры, технических средств коммуникации, опосред-• | нуюших отношения между поколениями. Новые поколения выходят из цижлическо-

Соответственно, в "кофигуративной" культуре представители каждого поколения утаивают опыт своих сверстников, а в "префигуративной" культуре старшие поко­ления ассимилируют опыт своих детей, младшего поколения. " См.: Мид М. Культура и мир детства. М., 1988. С. 323.


 

Раздел I. Лекция 3

го времени, перестают зеркально воспроизводить жизнь предшествующих поколе­ний, информацию они получают уже не только в формах устной коммуникации'.

Как только индивид отрывается от земледельческой культуры, логика циклического времени, определяющая крепкие стабильные отношения между поколениями, начинает разрушаться, и индивид уже теряет равновесие и стабильность. Иначе говоря, по мере распа­да земледельческой культуры человек оказывается все больше в ли­нейном времени, из которого оттесняется на периферию достоинства циклического земледельческого календаря и организации жизни.

Драматизм в функционировании народной культуры начинает­ся с этого момента в ее развитии. В России этот драматизм стали ощущать со 2-й половины XVIII в. в связи с формированием дво­рянской субкультуры, ее оппозицией по отношению к сущест­вующим патриархальным слоям культуры. На протяжении XIX и в начале XX в. этот драматизм усилился в еще большей степени, вышел за пределы отношений между отдельными субкультурами и превратился в массовое явление, особенно в городах.

Обособление новых поколений и противопоставление их стар­шему поколению стало признаком наступления новой культурной парадигмы, в том числе в сфере народного творчества. Как только новые поколения стали выходить за пределы ценностных ориен­тации старших, стали разлагаться основы традиционной культуры. В России уже со второй половины XVIII в. появились сигналы о том, что не только в городах, но и в деревнях авторитет стариков падает2. История культуры в целом приобрела беспрецедентный динамизм.

По мере исчезновения циклического времени человек все больше стал ощущать себя уже в историческом, а не в природном космосе. Это способствовало иному восприятию пространства и времени. Если функционирование традиционной культуры пред­полагало отношение к пространству и времени как к священным категориям, то новая культура приобретает "линейный" характер. Не будут ошибкой утверждения о том, что кризис традиционной культуры как целостной и универсальной системы мировидения поставил человечество перед проблемой, масштаб которой до конца не определен до сих пор, - в каком культурном измерении он оказался. Порывая с традиционной культурой, человек должен был создать новые механизмы культурной выживаемости общества

и личности, поскольку исчезли прежние.

1 См.: Мид М. Культура и мир детства. С. 323.

2 См.: Семевский В. Домашний быт и нравы крестьян во 2-й половине XVIII ве-
ка//Устои. 1882. № 2. С. 71.



_____ Система архаической культуры в народной культуре ______ 65

На рубеже Х1Х-ХХ вв. человек входил в принципиально иную

■ чигму культуры. Об этом свидетельствовали новые отношения

I чу поколениями, когда каждое новое поколение претендовало

жтуализацию таких ценностей, которых предшествующее по-

иие не знало. Общественный динамизм и стал возможным в

11,тате этого обособления поколений и способности каждого

...»>го поколения утверждать свою ценностную систему. В этой

итунции статус традиционной культуры резко снижался, возни-

■ «1м предпосылки для ее отрицания. Мир вошел в эпоху гранди-
• шых культурных и социальных экспериментов и катаклизмов.

И то же время крестьянская культура продолжала борьбу за нос существование, она не была пассивной к новым образовани­ем, активно им противодействовала или пыталась "окрестьянить". И новую историю крестьянство входило в оппозиции к той I. и.туре, которая складывалась и развивалась в городах, в то же крсмя в городской культуре долгое время искали и находили кре-■ 1-й некие истоки, но об этом процессе долгое время не говори-юсь. Так, Б.Рыбаков, оценивая вклад горожан в развитие средне-МКовой культуры, подчеркивал, что именно они создавали крепо-

■ ц| и дворцы, белокаменную резьбу храмов и многое другое1. Но
при этом, отмечает Б. Рыбаков, постоянно говорится о влиянии
■Ч'свенской культуры на городскую. Обратный процесс долгое
цремя как бы выпадал из поля внимания исследователей.

Контактность горожан, динамичность их быта не способствова-ш длительному сохранению архаических элементов в городской | уньтуре. Более того, когда христианское мировоззрение начало распространяться на Руси, город первым стал его утрачивать, культивируя мирские, светские ценности. В городах творился но­щи культурный космос с иной системой нравственных и духов­ных ценностей. Горожане разрушали мир деревенской культуры и I издавали на его основе собственную культурную парадигму. Иная историческая линия наблюдалась в крестьянской, или земледель­ческой, культуре.

Крестьянская культура сохраняла и сохраняет связь с языче­ским космосом порой в скрытом или в не осознанном виде до конца XX в. и полный (или частичный) земледельческий уклад

жизни.

Так, по мнению С. Рождественской, в зооморфном орнаменте, в декоративном оформлении домов в некоторых русских селах власть древней традиции оказывается

См.: Рыбаков Б. Из истории культуры Древней Руси. МГУ, 1984. С. 11.

•> А. Картин


66__________________________ Раздел I. Лекция 3

сильнее возможности ее осознания самими народными мастерами. Часто они не мо­гут объяснить, почему вырезают на карнизе изображение, например ласки, сопостав­ленное с солярным знаком (подобная композиция имеет отношение к противостоя шло сил Космоса и Тьмы1.)

Несмотря на то что, например, глиняная игрушка, по мнению Л. Динцес, в начале XX в. заметно трансформировалась, вобрала в себя многие новации реализма, тем не менее и она продолжала сохранять связь с архаическими образами языческого космо­са. Это свидетельствует о том, что символика языческого космоса успела перейти на положение "коллективного бессознательного", всплывая в творческих процессах на поздних этапах истории.

"Широкая популярность среди мещанства и зажиточного крестьянства кукол ми-лиц-"кормилок" либо дам, прижимающих рукой почему-то петушка, объясняется видоизменением в новом городском сюжете старого, давно уже не осознаваемого, но привычного образа богини с младенцем-урожаем или со священными птицами в ру­ках. Потому-то кринолин, по-новому с 30-40-х годов осмысливший архаическую ко-локоловидную форму женской фигурки, так упорно держится в позднейшей глиняной игрушке вплоть до наших дней, вводя в заблуждение многих исследователей в во­просе времени происхождения глиняной игрушки в целом"2.

Архетипичной является и деревянная или "плотницкая" игрушка, бытующая и в наши дни. Центральный образ этой игрушки - монументальные кони - сопоставим с изображением коня на старинных архаических вышивках. Мотив коней сопровожда­ется солярной орнаментикой, что также свидетельствует о дохристианской символике деревянной игрушки3.

При этом в народном искусстве на задний план уходят и хронология, и периода зация, и история. Не важно, когда было вызвано к жизни то или иное произведение народного искусства: в XX в., в эпоху императорской России, в средневековой Руси, в эпоху Московского государства или даже в период Киевской Руси. Решающим явля­ется то, что художник, народный мастер, совершенно неизвестный и не оставивший своего имени на произведении, воспроизводит те образы, которые были характерны исключительно для языческого космоса с его бесконечными трансформациями и превращениями.

Иногда даже трудно понять, является ли изображение головой дракона или же чашечкой цветка колокольчика? Голова дракона может трансформироваться в расте­ние, и наоборот. В этом взаимопереходе улавливается логика, характерная для всего языческого космоса и закрепленная, например в сказке, где всегда возможны пре­вращения добра молодца в сокола, а красной девицы в уточку. Человек здесь не ста­вится над природой, а является частью ее стихии, сообщающейся с зооморфным и растительным миром.

Зооморфные и растительные мотивы изображения животных, птиц, корней, трав, цветов и растений, как и солярные мотивы, имеют смысл лишь в соотношении с ос-


___________ Система архаической культуры в народной культуре ______________ 67^

минными архетипами языческого космоса. К повторяющимся изображениям в дере-Мнной резьбе прежде всего следует отнести цветущее дерево (или в соответствии с принципом "часть вместо целого" изображение побега, ветви с листьями), женскую (ми уру, трехлепестковый цветок или крин, фигуры зверей, птиц, коней, драконов и I миярные знаки1. В данном случае мы имеем образец одного из универсальных сим-м.шов языческого космоса - изображение Матери-Земли.

Ке фигуру часто сопровождает дерево, которое следует понимать как дерево жиз­ни Многочисленные символы неба и земли свидетельствуют о том, что женская фигура, перед которой они преклоняются, является царицей земли и неба. Присутст-ц иг коней рядом с великой Матерью недвусмысленно свидетельствует о том, что посланцы неба тоже служат ей.

Налицо соотнесенность смыслового центра языческого славянского космоса I Мать-Земля) и солярных символов вроде коня, который находится в окружении *спского божества. Богине подчинялись и все земные существа, звери, которые, как и шестно, являлись тотемами и к которым также относились как к земным божест-1шм. Таким образом, женское божество обладало универсальными свойствами. Боги­ни Мать была покровительницей домашнего очага, к которому стремятся души пред­ки», богиней семейного и родового благополучия, богиней плодородия, домострои-к-пьющей и градостроительницей, покровительницей земледелия, богиней борьбы, мойны, охоты, верховным божеством неба и т. д.2.

Для нас важно выделить и подчеркнуть космологический смысл изображения Матери-Земли. Изображение языческой богини оказывается основной фигурой в игрушках, однако ее нужно соотнести с другими символами-образцами. Среди архаи­ческих игрушек известна так называемая свистулька, представляющая зооморфную фигурку. Свистулька долгое время была атрибутом праздничного поведения, ее ма­гическая функция заключалась в том, что она была средством изгнания нечистой силы. Известно, что стрельба, крики и свист способствовали изгнанию злых духов, помогали солнцу и тем самым играли в языческом космосе роль животворной и обе­регающей силы.

Множество изображений солнца или одного солнца больших размеров на резных прялках или в орнаментальных композициях кружев, вышивки выполняли охранные фукнции. Не случайно до сих пор при возведении домов плотники-резчики нередко используют растительный орнамент, солярные знаки, например розетку, солнце в качестве символов-оберегов. До сих пор на фронтонах домов, крылец, веранд, верх­них частей торцовых досок, наличников, полотнищах ворот и калиток можно обна­ружить розетку как солярный символ. Образ солнца обычно помещается в центре фронтона дома.

Мастера, придерживающиеся традиционной ориентации, в сво­ей деятельности обычно исходят из древних символов и пользуют­ся такими материалами, как дерево, береста, глина, железо, лен, шерсть. Другое направление ориентируется на спрос и вкус элиты,



1 См.: Рождественская С. Русская народная художественная традиция в современ
ном обществе. М., 1981. С. 55.

2 Динцес Л. Русская глиняная игрушка. Происхождение, путь исторического разви­
тия. М.;Л., 1936. С. 75.

3 См.: Станюкович Т. Народное декоративно-изобразительное искусство// Этно­
графия восточных славян. Очерки традиционной культуры. М., 1987. С. 464.


1 См.: Рождественская С. Русская народная художественная традиция в современ­
ном обществе. С. 114, 69.

2 Динцес Л. Русская глиняная игрушка. С. 46.


. у

—--------------------------------------- Раздел I. Лекция 3

исходит из европейских традиций искусства, из образни сюжетного и композиционного строя, не характерных для тради ционного народного искусства. И материалами в этом слул пользовались также другими: золотом, серебром, мамонтовой I моржовой костью. Здесь уже можно фиксировать спрос не на гли ну, а на фарфор и стекло. В XVIII в. мастера-косторезы работали над портретами вельмож, изображениями сцен охоты или обряде в саду. Когда во второй половине XIX в. социальная среда потре бителей изменилась и вместо дворян покупателями становятся купцы и мещане, то претерпевают трансформацию сюжеты и об­разы, характерные для косторезного промысла.

Не менее важны и различия между территориями России. Не которые центральные области к XX в. почти не сохранили связей с языческим космосом. Иная картина на Русском Севере, сохра няющем традиции, которые, возможно, складывались еще до об­разования Киевской Руси.

Весьма показательны образцы вологодского кружевоплетения, череповецкого художественного ткачества, устюжской черни, ше-могодской и архангельской резьбы на бересте и т. д. "В северных и западных областях России до начала 30-х годов XX в. архаиче­ские пласты художественной традиции сохранялись так, что мож­но было при сравнительном изучении предметов народного искус­ства позднего периода и образцов древнерусского искусства гово­рить о том, что "чудо народной памяти", сохранившее былины Киевской Руси, также сохранило и родившиеся в домонгольский период художественные традиции изобразительного творчества. В современных украшениях жилища мы можем проследить ряд эле­ментов этих традиций"1.

В земледельческой культуре человек был включен в игру при­родных стихий, в логику смены разных состояний природы, с ко­торыми он, с одной стороны, должен был найти гармонию, стать их частью и подчиниться их законам и формам проявления, с другой, как существо, осознающее особую свою природу и свое­образное предназначение, искал силы и явления, оберегающие его от разгула стихии, природного космоса. В этом единении и за­ключается одна из важнейших особенностей мира крестьянской культуры, выполнение ею магической функции. Важными чертами крестьянской культуры были ее активность, вера в выполнимость магической функции, попытка воздействовать на окружающее, на

' Рождественская С. Русская народная художественная традиция в современном обществе. С. 72.


Система архаической культуры в народной культуре 69

| ироду. Это касается не только образцов материальной художе-

..... мой культуры, но и фольклора, сохранившего многое от язы-

1Р|<> и земледельческого космоса (календарность, обрядность, ■ | р.шьность и т.д.). Традиционный пласт народной культуры во-при ц и себя за последние несколько столетий культурные архети­пы, находящиеся в оппозиции к языческим и земледельческим > м| тетям или по крайней мере выражающие светские и христи-

..... |е начала. Это заимствование архетипов не могло трансфор-

Ифонать крестьянскую культуру. Если на уровне подсознатель-

... о народный исполнитель творит нередко в соответствии с ар-

II П1 нами земледельческой культуры, то в системе передачи, рас-иис)овки, толкования образцов традиционной культуры на по-М юности оказывается другая, эстетическая их соотнесенность. В • |.>м суть раздвоения в народной традиционной культуре, про-■III «шедшего, в частности, в результате отхода от бытовых форм к фирмам эстетического переосмысления действительности.

Ценности, имеющие земледельческую основу, функционируют
I > роде различных маргинальных групп городских жителей, интел-
шюнции, студенчества, рабочих и не только не имеют сакраль-
... о или практического смысла, но и не воспринимаются с долж­
ной степенью глубины и содержательности.

В развитии архаической культуры просматривается ряд перелом­ных этапов, связанных на первом этапе с борьбой с христианскими ценностями, постепенной их ассимиляцией и адаптацией; на втором папе — церковь выступает против культуры мирской, светской, ко­торая по сути отрицала архаическую и христианскую систему ценно­стей, хотя и пользовалась ею; на третьем этапе церковь и общество уже вместе боролись с культурой массовой, пытаясь противостоять ей. Однако это была борьба родителя со своими нарождающимися цпьми, в чем-то наследовавших достояние родителей, а в чем-то отрицавших его и порождавших все новые формы своей художест-ненной жизни. На занимаемой площади в родительском доме стано­вилось все теснее от новых жильцов, многие из них забыли свою ро­дословную, вели себя дерзко, эпатировали старших. Родители стали шнимать лишь скромный угол на первом этаже. Но рожать не пере­стали. Выражаемые архаической культурой ценности языческого и «емледельческого характера остаются актуальными и, трансформиру­ясь, проникают во все слои народной культуры, включая ее самые современные формы — неофольклор, любительское творчество, худо­жественную самодеятельность.

Ценности земледельческой культуры стали выступать в общест­венном сознании как традиционные, общезначимые, следование



Раздел 1. Лекция 3


Народная художественная культура города ____________ 71



которым освящалось не только их высоким рейтингом, но и тем, что они канонизировали жизнь на принципах, которые восприни мались едва ли не как наиболее рациональные. С этим трудно не согласиться и сегодня. Художественные ценности, включенные а контекст жизнедеятельности, блестяще выполняли механизм пе­редачи, сохранения, поддержания традиций, опыта, знаний.

Высочайший авторитет традиционной (земледельческой) куль туры, накопленный за столетия, ее очевидная эффективность н решении самых сложных социальных задач, а также универсализм не только не позволили отбросить ее полностью с утверждением новых форм народной культуры, но и оставили как важнейший действующий фактор в новой истории.

Ценности земледельческой культуры передавались, естествен но, видоизменяясь, в другие социальные слои, утверждались в них, постепенно включались в культуру всех социальных слоев и групп, ибо они имели универсальный характер и легко трансфор­мировались применительно к изменившейся культурной парадиг­ме. Таким образом, произошло "расползание" основополагающих ценностей земледельческой культуры по культурам различных со­циальных слоев.

При этом важно отметить и другое обстоятельство. На ранних этапах истории крестьянство составляло абсолютное большинство населения и ассоциировалось с понятием "народ". Эта ассоциа­ция продолжала автоматически в силу вышеназванных причин действовать на более позднем этапе истории, несмотря на появле­ние различных социальных слоев. Традиции земледельческой культуры способствовали сохранению прежнего представления о народе как исключительно о крестьянстве.

ЛЕКЦИЯ 4 НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ГОРОДА

Понятие "городская народная культура" не имеет строгого на­учного определения, означая широкий спектр духовных, матери­альных и художественных явлений, находящихся в сложном пере­плетении и взаимодействии. Это понятие указывает на пласт на­родной культуры, бытующий и развивающийся в условиях города, на некие специфические черты, формы, жанры, присущие этому пласту, а также на границы его распространения среди опреде­ленных социальных слоев и групп.


И<> шикнув на основе общекрестьянской фольклорной традиции в р. к- первых жителей городского посада, городская народная культу-пи формировалась и развивалась как маргинальное явление, полисе­мия л ьное и полиэтническое по характеру, изначально она включала в и>ои художественные напластования разных групп населения. Мел-. и< мавочники, торговцы, служилые и мастеровые люди, прислуга, юродские крестьяне (люди, сохраняющие традиции деревенской НИ'ши) с момента своего переселения в города постепенно фор­мировали свою собственную эстетическую систему культурных Ш иностей. В ХУП-ХУШ вв. городская культура получила импульс || I шития с появлением новых социальных групп — мещан, интел-1ИГСНЦИИ, купечества, а затем и рабочего люда. Городская куль-гури формируется в конце XIX — начале XX в. во всем своем раз­ни. >(>разии, со всеми своими сильными и слабыми сторонами.

Историческая стратификация культуры требует рассмотрения»уш.туры прежде всего с точки зрения "периодизации и класси­фикации культуры по историческим стратам"1.

Таким образом, если функционирование городской народной • уш.туры соотнести с разными фазами истории возникновения г I шьгх социальных групп, то мы получим не только дифференци-грилнное представление о ее составляющих в конкретный период, по и картину сложного переплетения и взаимодополнения страт. Мри этом в ходе исторического движения появляются новые но-I и юли городской народной культуры, происходит исчезновение <чдельных ее пластов в связи с уходом тех социальных групп, ко-горые являлись носителями этих пластов. С определенного перио-|| развитие и функционирование городской народной культуры и ист по своим специфическим законам. Город становится ведущей иной в культурно-историческом процессе, превращается в гос­подствующую силу в развитии народной культуры, вызывая к > шни ее новые формы, в том числе в крестьянской среде.

Начиная со второй половины XX в. фольклорный импульс в м п овном исходит из городов, а не из деревень. Многочисленные фольклорные записи, осуществленные в последние годы, со всей определенностью говорят о том, что город выступает сегодня дви­жущей силой фольклорного процесса, определяет его наиболее нажные тенденции. Город все чаще рассматривается как реанима-тр фольклорной жизни этноса в целом, как хранитель, собира-инь, популяризатор ценностей фольклора, в том числе крестьян -I кого, как мощный катализатор общественного внимания к тра-

1 Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение: Учебное пособие. М., 1996. С. 22.


72 _____________ ^___________ Раздел I. Лекция 4


Народная художественная культура города 73



дициям1. Большинство наиболее интенсивно развивающихся сеш дня жанров фольклора — это жанры городского фольклора, поро жденные городским образом жизни: любовная лирика, романсы, частушки, анекдоты, страшилки, альбомные стихи.

Народная культура города сегодня представлена: фольклором, неофольклором, бытовым любительским творчеством, художесТ' венной самодеятельностью. Каждый из них имеет собственнук историческую точку отсчета, свои специфические закономерности функционирования и эстетические каноны. Весьма различны I отношения с архаическим фольклором, а также с народной куль турой различных социальных групп.

На определенном этапе истории изменяются ролевые начала • фольклорном процессе между крестьянством, которое становится в первую очередь хранителем архаических форм народного твор чества и городскими жителями, значительно быстрее осваиваю щими новые культурные горизонты. Возникающие в городе худо жественные образования переходят в крестьянские слои, сохраня ясь там гораздо дольше и лучше, чем это может происходить в го родах. Эта тенденция имеет более древние корни, чем принят считать, и остается актуальной в новое время.

"Взгляните на занятия сельских людей в ХГХ веке, - писал выдающийся собири тель фольклора И.П.Сахаров в 1840-е годы в предисловии к "Сказаниям русскою народа". - Они одни и те же, какие были в X, ХП и ХУШ вв.: там и здесь земледс лие, там и здесь сельская промышленность, там и здесь поверья. Люди, обновляя шие свою жизнь, оставляли понятия и поверья, противные образу их действования. люди, оставшиеся в неизменной жизни, никогда не изменят ни своих понятий, ни своих поверий. Вот отчего в рассказах поселян мы доселе слышим были о старой русской семейной жизни"2.

Можно говорить о том, что с XVII и до начала XX в. в России существовали как бы разные скорости течения деревенской и городской жизни и как следствие разные темпы обновления традиций, обычаев, форм творчества. При этом город не только существенно трансформировал заимствуемые им деревенские традиции, обычаи, обряды, но и на их основе динамично вызывал к жизни новые виды народного по­этического, музыкального творчества, ремесел.

В.М.Василенко утверждает, что главными творцами произведений декоративно-прикладного искусства в Древней Руси были ремесленники, составлявшие основную часть городского населения. Известно, что во всех древнерусских городах существо­вали поселения гончаров, кожемяк, кузнецов и т.д. То, что они делали (скажем, стек­лянные бусы и браслеты), коробейники развозили по деревням. Это искусство не могло не влиять на творчество деревенских мастеров. По мнению И.Василенко, ли-

1 См.: Каргин А.С. Городской фольклор: реальность, нуждающаяся в новом про-
чтении//Живая старина. 1995. № 2. С. 16.

2 Сказания русского народа, собранные И.П.Сахаровым/Вступ. ст., подготовка
текста В.П.Аникина. М., 1989. С. 21.


IV н каменных формах в деревню пришло из города, правда, утратив здесь слож­им, к. и тонкость, свойственные городскому искусству1.

(гиль деревенского искусства, имевшего глубокие корни в древности, проявляет-•| II частности, в плоскостности, двухмерности. Искусство же городских ремеслен­ников тяготеет к объемности и пластичности. В то же время в искусстве городских |м'мссленников улавливается, как это ни покажется странным, интерес не к реальным иАршам (что чаще всего присуще деревенским мастерам), а к фантастическим. '(ни точностью веет от всех этих сиринов, птиц, грифонов, львов, кентавров, насе-ипшцих разнообразные предметы киевского ювелирного искусства"2. Излюбленный» I продских ремесленников плетеный орнамент отражает тяготение к причудливости и фантастичности образов, к нереальности изображений. Звери и птицы на этом ор­наменте лишаются правдоподобности, трансформируются в замысловатые орнамен-И.1 становясь их элементом. Художественные образы перегородчатых эмалей пред-11 тот как часть огромного сказочного мира, воплощают элементы творческого вооб­ражения.

I! свою очередь изделия сельских ювелиров-кузнецов тоже проникали на город-| пие рынки и оказывали определенное воздействие не только на деятельность город­ских ремесленников, но и на сознание городских жителей. В волшебную силу амуле-Гов верили как деревенские девушки и женщины, так и горожане3.

В процессе трансформации крестьянской культуры в городскую происходят серьезные изменения в отношении к смыслу и сути праздника, смеху, обрядам. Если в крестьянской субкультуре праздник все еще продолжал сохранять сакральный смысл, то в юроде сакральность праздника постепенно исчезает. Город раз-нагает сакральные ценности, заменяя их профанными, в которых утверждает себя "кофигуративная" культура. Праздничный разгул, иыступающий в деревне как проявление сакральности, в городе становится просто разгулом.

Обрядовые действия город все больше превращал в увеселения и забавы, терявшие магическую и сакральную сущность. "Городские игра и танец, сочетавшиеся с традиционными забава­ми, властно входили в быт, вытесняя в новогодних сборищах от­жившие, потерявшие смысл и значение элементы обряда"4. Ут­вердив себя в городе, такие увеселения, уже утратившие магиче­ский смысл и связь с заботами земледельца о возрождающейся плодоносной силе земли, возвращались оскопленными в деревню. Естественно, что не только на первых этапах своего формиро­вания, но и в последующем городская народная культура не была

1 См-.Василенко В.М. Русское прикладное искусство: Истоки и становление. М.,
1977. С. 192.

2 Там же. С. 246.

3 Там же. С. 172.

4 Чичерое В. Зимний период русского земледельческого календаря ХУ1-ХГХ ве-
ков:Очерки по истории народных верований. М., 1957. С. 184.



Раздел I. Лекция 4


Народная художественная культура города 75


однородной. Явления, попадавшие в художественную сферу три да, осмыслялись здесь в соотнесенности как с ценностями трэд и ционного фольклора, так и с профессиональной или печатной культурой. Например, многие сюжеты городского романса займе I вовались из традиционного фольклора (народной баллады), и вме­сте с тем в них оказывались переработанными книжные повестно вания1.

Подхватывая традиции архаической культуры, развивая, при­спосабливая их, городская культура вызывает к жизни принципи ально новую в жанровом отношении художественную систему и фольклоре, в ремесле, в любительском творчестве.

Развитие городской народной культуры связано с трансформацией поэтики тр| диционного фольклора и поэтики литературы, сложившейся в дворянской субкульту ре. Поскольку же в городской народной культуре утверждается и социализируете!! картина мира, характерная для горожанина, то естественно, что эта культура тяготе ет к самостоятельности и к формированию собственной системности. О наличии системности свидетельствует то, что в орбиту этой культуры попадают элементы разных субкультур (мещанской, дворянской, затем рабочей). Они переплавляются н соответствии с присущими горожанам ценностными ориентациями.

В качестве примера можно сослаться на Городецкую роспись 2-й половины ХГХ п со свойственным ей сюжетным кругом, поражающим красочностью и разнообразием в решении бытовых сцен. Народные мастера здесь демонстрируют ориентацию на городской образ жизни (вроде сюжета с катанием в карете). Песенный репертуар также демонстрирует переделку авторских произведений. Этот процесс исследовате­ли фиксируют уже в XVII в.2.

По мере того как в городе утверждают себя мещанские ценности, можно конста­тировать, что в традиционной культуре в целом (а не только в крестьянской) начи­нают проявляться, усиливаясь, первые симптомы общего кризиса. Этот процесс на­чинается в городах ХУШ в., становясь реальностью на протяжении всего петербург­ского периода русской истории. С этого времени формируются альтернативные об­разования в городской народной культуре, соприкасающиеся с архаической и элитар­ной культурами, но обособленные от них и даже им противостоящие.

В сложном художественном процессе тесно взаимодействовали между собой различные национальные традиции, школы, обычаи, обряды, создавая пеструю этническую мозаику строения этой культуры. Но это была одна сторона дела, другая заключалась в том, что город явился местом бурного развития специфических фольклористических образований, получивших название фолькло­ризма, а также организованных любительских структур и художе­ственной самодеятельности.

1 См.: Померанцева Э. Баллада и жестокий романс//Русский фольклор. Л., 1974. С.
206.

2 См.: Соболев П. Песенники 90-х годов XVIII века//Литература и марксизм. 1928.
№ 6. С. 88.


и |мтыс из фольклорной бытовой практики фольклорные музы-

Н.К' инструменты, бытовое пение, фольклорный театр, танец

Iпровали мощный пласт явлений вторичного, или сцениче-

|ч, фольклора. Начало этому было положено в конце XIX —

■ I II XX в. такими известными деятелями народного искусства,

н и Н.Андреев, Н.И.Привалов (народные инструменты.— народ-

..... | >|>ксстр), М.Е.Пятницкий (народное пение — народный хор),

I I и нова, И.А.Моисеев (народный танец — ансамбль народ­ной ганца), К.С.Станиславский, Н.Бунаков (любительский театр).»|<>г слой народной культуры не только бурно развивался и иключать в себя десятки тысяч образований (ансамблей, ор-грон, хоров и т.п.), но и вызвал и вызывает весьма неодно-мичиую оценку как явление народной культуры1. Эта важная чер-развитии народной культуры России и других стран, т.е. она I им международным явлением. В конце XIX в. французский ис-татель П.Себийо ввел специальный термин "фольклоризм" • 11 обозначения нового течения в фольклоре, который стал рас-• ириваться специалистами как экстракт фольклора, фольклор из мтрых рук, вторичные формы фольклора, вторичная экзистенция ф.им.клора и т.п.

Фольклоризм явился, с одной стороны, следствием приспособ-|' мня, адаптации архаического фольклора к городской культуре, || трансформации в соответствии с канонами этой культуры, I вжившихся эстетических предпочтений, наконец, кардиналь-Иого изменения устоев жизни миллионов людей, потребовавших чиической идентификации особого типа. С другой стороны, фоньклоризм — ответ города на все ускоряющийся темп урбаниза­ции, на подмену культуры цивилизацией, на изменение положе­нии человека в истории и во времени. Именно в этом кроется от-|" I на вопрос о предпосылках возникновения фольклоризма, а не и развитии международного туризма и коммерциализации фольк­лора. Последнее также следствие урбанизационных процессов и ра I пития средств передвижения и массовой информации.

Явление фольклоризма не примета развития фольклора ХГХ-ХХ вв. Его изна-мильная природа заложена в первых искусственных попытках представить фольк­лорное явление (пение, музыка, танец, народное действо) зрителю, слушателю, т. е. и отчуждении фольклорного текста от того, чье мировоззрение он отражает. Возмож­но, что уже княжеский двор Х-ХШ вв. стал первым свидетелем этого отчуждения, инспирировал появление фольклоризма. Город, городской посад катализировали этот процесс, придав ему культурологический и социологический характер. Явление

1 См.: Гусев В.Е. Фольклор и социалистическая культура: К проблеме современ­ного фольклоризма//Современность и фольклор. Статьи и материалы. М., 1977. С. 7-27


 
 


фолышоризма столь же многолико, как и сам фольклор, и понять его сущность во можно лишь увязав с глобальными процессами, происходящими в жизни личн~~ государства, общества.

Важно подчеркнуть, что фольклоризм, возникнув в городской культуре, пос пенно отвоевывал духовное пространство у архаического фольклора и стал характе­ристикой развития деревенской традиционной культуры, в которой также появились организованные фольклористические структуры.

Город не только явился родоначальником фольклоризма как особого слоя в народной культуре, но и сформировал принципи­ально новые художественные образования — бытовые компиля­тивные формы творчества и художественную самодеятельность. Они возникли на стыке "ученой традиции" и бытового музициро­вания, игры на музыкальных инструментах, драматической игры и представляли собой новый пласт культуры, функционирующий по аналогии с фольклорной традицией. Разница заключалась, во-первых, в том, что передавались образцы этой культуры не уст­ным, а в основном письменным путем; во-вторых, образцами ху­дожественной деятельности служили как образцы традиционной, так и элитарной культуры — романсы, игра на музыкальных инст­рументах, пьесы драматургов, чтение вслух модных романов; в-третьих, носителями этого слоя народной культуры стали высту­пать рабочие, мещане, интеллигенция, дворянство, студенчество и др. Эта культура появилась и в деревне в среде сельской интел­лигенции, разночинцев, приезжавших "просвещать" и облагора­живать деревню. Получила она достаточно широкое развитие и в советское время, когда у отдельных кругов сельской интеллиген­ции сформировалась своя собственная субкультура со своими по­нятиями о моде, престижности, имидже и т.п. В этом слое культу­ры налицо все приметы ее "городского" происхождения: индиви­дуализация, опора на специальную учебу, камерность, следование моде, замкнутость, ограничение публики кругом особых ценителей данного искусства.

Нельзя не сказать еще об одном слое народной культуры, исток которого также находится в городе. Речь идет о художественной самодеятельности как особом типе социально организованной культурно-творческой деятельности. Это тип народной культуры ближе всех примыкает к элитарной культуре по своим эстетиче­ским и организационным принципам, способу отражения дейст­вительности, специальному статусу ее носителей.

Художественная самодеятельность как массовое явление воз­никла в конце XIX в. в виде первых организованных любитель­ских хоров, оркестров, театров. Они были ориентированы на сло­жившиеся к тому времени профессиональные художественные


Народная худо жественная культура города _____________________ ТТ_

коллективы - театры, хоры, ансамбли, оркестры и взяли за основу природу их развития1.

В советское время этот вид любительской практики получил «гатус наибольшего благоприятствования и стал приметой сель­ской культуры2.

Несмотря на наличие в городской культуре разных образований, о ней можно говорить как о нсекой целостности. Переставая функцио­нировать как универсальное образование архаического типа, тради­ционная художественная культура продолжает свое развитие в городе порой в виде ее элементов, новообразований, трансформаций. Фор­мируется и иное понимание традиционности народной культуры, ко­торая уже может связываться не с типом культуры (крестьянской), а г определенными ее характеристиками, принадлежностью к опреде­ленной группе носителей. Традиционная культура формируется в сре­де рабочих, интеллигенции, мещан и других социальных групп (см. схему 5).

Исследователи народной культуры в той или иной степени ка­сались вопроса, о том, с какого времени она перестает выражать мировосприятие всех представителей этноса и когда происходит ее дифференциация по социальным и культурным параметрам. С точки зрения С.Рождественской, дифференциация в культуре происходит в конце XVII — начале XVIII в., т.е. с эпохи Петра I. Резкое разграничение культуры народных масс и господствующего класса наблюдается с этого времени3. Очевидно, эпоха Петра I катализировала эти процессы, но, по нашему мнению, разверну­лись они несколько позднвее, в конце XVIII — первой половине XIX в. Так или иначе, но да истории можно выделить такой этап, на котором происходит сощиальная и культурная дифференциа­ция, зарождается культурней плюрализм, усложнивший строение культуры.

Динамичное расслоение населения, бурное развитие городов в эпо­ху Петра I, насаждение прозападных духовных ценностей и традиций - это второй по мощности после христианизации удар, нанесенный государством по народной культуре Руси, ее национальным и этниче­ским традициям.

1 См.: Каргин А.С. Народное художественное творчество. Формы. Свойства. Струк­
тура. М, 1990.

2 Более подробно о каждом из слоев народной культуры см. специальную лекцию
во II разделе.

3 См.: Рождественская С. Русская народная художественная традиция в современ­
ном обществе. С. 134.



       
   
 
 


Народная художественная культура города _________________ 79

Удар этот вызвал еще большее развитие, усиление городской |) и.турной традиции. В городах получили бурное развитие ремес-11 (резьба по дереву, кости, чеканка, роспись по дереву и металлу, п.исство, вышивка и др.), которые были необходимы при строи-П >1ьетве усадеб, дворцов, музеев, общественных зданий, жилых Помов.

Формированию городской культуры сопутствует трансформа-мин архаических форм традиционной народной культуры в дерев-иг Некоторые исследователи, имея в виду эту трансформацию, •ил казывали мысль об исчезновении традиционной народной

• уиьтуры в целом.

Так, В.Михневич в конце ХГХ в. писал, что по мере развития цивилизации в на-|и)дс изменяются самобытная психология и быт, забываются предания, портится пик, исчезает поэтическая старина. Святочные обряды исчезают уже не только из быта дворянина, но и городского мещанина. "Образованный" простолюдин-ц||>ожанин, нарядившись в "спинжак" и "пальто" немецкого фасона, уснастив свой

•иоварь книжными выражениями и словечками, научившись чувствительным роман-

•мм и веселым куплетам, уже смотрит свысока на "деревенщину", высмеивает его ни |ун и лапти, не принимает простоты обычаев и нравов деревенского жителя и иро­низирует над "мужицкой" песней.

В городе вчерашний крестьянин поет уже "фабричные" песни, презирая мужицкие". Фабричное производство ведет к упразднению земледельческого быта и мышления. "Несмотря на то что "фабричный" крестьянин уже существует в городе, несмотря на поверхностный налет его "образованности", он связан с трактиром и Пбаком. Хороводы становятся все реже и скучнее, даже песни с их чудесными моти-||.|ми начинают вырождаться и переходить в совершенно не музыкальное кричанье".

Появляются и развиваются традиции городского образа жизни в крестьянской среде. В деревнях танцуют французскую кадриль, падеспань, тустеп, носят город­скую одежду. На посиделках крестьянскую девушку трудно отличить от городской мещанки. Новое поколение скидывает со своих плеч не только дедовские зипуны и сибирки, но и традиционные нравственные ценности.

По сути дела, процесс отрыва от почвы крестьянской культуры, характерный ра­псе для узкого круга дворян, затем купечества и интеллигенции, принимает все более массовый и уродливый характер. "Все эти сюртуки, жилетки, "панье" и т.п. предме­ты гардеробной и домашней рухляди, скроенной и сшитой по моде, на "немецкий" фасон, вносятся в крестьянский быт наряду с массой новых, без разбору схваченных иа городской улице, большею частью непонятных или понятых вкривь и вкось идей, понятий, слов, привычек, манер и предрассудков из сферы интеллигентной жизни"2.

Но если отпочковывание дворянской, а затем и купеческой субкультур от кресть­янской культуры носило эволюционный и более длительный характер, в процессе которого оставались незыблемыми лучшие нравственные и эстетические националь­ные ценности, то бурное формирование рабочей и мещанской субкультур стало стре-

1 Михневич В. Извращение народного песнетворчества//Исторический вестник.
Т. 3. 1880. С. 755.

2 Там же. С. 756.


80 __________________________ Раздел I. Лекция 4


Народная художественная культура города 81



мительно разъедать архаический фольклор, традиционные нравственные и эстетиче­ские ценности. Нарождается упрощенная "сюртучно-трактирная" субкультура с ее искусственностью и вычурностью. В новой, городской поэзии те же персонажи, что и в народной песне, - удалой молодец и красная девица. Но их имидж и идеалы резко изменились. "Добрый молодец" разгуливает по городской улице в "сюртуке бархат­ном", "жилете розовом", "галстуке шелковом", а в руке у него - "платок батисто­вый". Новый франт и щеголь "манерно ступает", а вкусы у него деликатные и изы­сканные. Этот накрахмаленный Адонис часто задерживается перед "зеркалом хру­стальным". Он фланирует по Невскому "пришпехту", катается в карете. Что касается "красной девицы", то она тоже превратилась в щеголиху, и "походка у нее стала "дворянская" и "речи деликатные", а ведет она "вольготную" светскую жизнь на господскую ногу. Между этими героями завязывается роман в бульварном вкусе: несчастная, "жестокая" любовь, сердечная измена, отвергнутое чувство.

В городской народной культуре все чаще не труд, не общинные и семейные цен­ности, а трактир и кабак подаются как источник наивысших услад и развлечений. Идеалы распутства, разгула, пьянства свидетельствуют о их возведении в ранг "официальных" народных ценностей.

Я в Москве теперь живу, В Москве живу, поживаю, Красных девушек не забываю И в трактир с ними хожу1.

Идеалы крестьянина, порвавшего с дедовской стариной и примкнувшего к про­мышленному движению, делают его маргиналом. "Полная разнузданность разжи­гаемая алчностью к легкой наживе, к щегольству и к трактирно-пьяным усладам, а взамен - никаких нравственных сдержек, никаких истинно цивилизующих понятий и привычек гражданственности в жизни частной и общинной - вот в каких чертах складывается характер простолюдина под влиянием "промышленного движения" и городской "образованности"2.

Вчерашний крестьянин, развлекающийся в городе, становится в оппозицию к своей собственной традиционной культуре, но не может освоить и мещанскую суб­культуру. "У городского простолюдина и так называемого "фабричного крестьянина" не только не является никакой протестующей критики, никаких моральных сдержек против засасывающей его смрадной тины городского распутства, разгула и суетно­сти: но он видит в них как бы верх блаженства и житейской удачи, выше которых ничего не остается желать"3. Это мироощущение выражается в значительной части рабочего фольклора, в котором бахвалятся уже не только фасонистыми жилетками и "французскими" рубашками, но и объемом выпитого вина, пьяным разгулом в трак­тире до поздней ночи:

Во полночь деньги гремят, в кабак идти велят.

Целовальник молодой, отпирай давай кабак,

Пущай девок и ребят, наливай чару полней,

Наших девок не жалей, только сам, дурак, не пей4.

1 Песни, собранные П.В.Киреевским. Новая серия. Вып. 11. Часть 1. М., 1917. С.
113.

2 Михнеяич В. Извращение народного песнетворчества. С. 767.

3 Там же, с. 772.

4 Песни, собранные П.В.Киреевским. С. 91.


1.((условно, в складывающейся городской народной культуре Ц1 тлько эти идеи находили отражение, в том числе и на первых Порах ее истории. Многие подлинные нравственные ценности, • | мженные в крестьянском фольклоре, получали свое развитие.

I |>удолюбие, любовь, почитание идеалов красоты, высокой духов-
и. >< ги сохранились в городском творчестве. Частушка, возникнув в
Городе, стала подлинным обличителем бюрократии, лености, ску-
щумия, бесхозяйственности и т.п. Любовная лирика, романсы,
Шьбомные стихи, сатирические и революционные песни рабочих,
нккдоты, предания, мемораты опираются на общенациональные
Флдиции и несут в себе лучшие черты нравственности, культур­
ною мышления и самосознания, утверждаемые прежним кресть-
ипским фольклором1. И тем не менее сложилось устойчивое мне­
ние, что, во-первых, подлинная народная культура творится лишь
| рсстьянством, во-вторых, городской фольклор не отвечает на­
циональным традициям как малохудожественное явление. Город
выступает в лучшем случае якобы эпигоном крестьянской фольк-
иорной традиции, в худшем — ее разрушителем и оппонентом.

Т.В.Зуева и Б.П.Кирдан указывают на "менее высокий художе-

II ценный уровень позднетрадиционного фольклора по сравнению
I фольклором классическим — культурой богатой, развитой, мно­
говековой, порожденной феодальным бытом и патриархальным
мировоззрением"2. Если учесть, что позднетрадиционный фольк-
пор — это в массе своей фольклор, имеющий прямое отношение к
юроду, то его оценка носит вполне определенный характер.

В чем причины односторонней оценки городской народной культуры, прозвучавшей уже во второй половине XIX в. и сохра­нившейся до сих пор?

Причин и объяснений этому несколько.

Во-первых, разрушение патриархального уклада и резкий уход с исторической авансцены крестьянства с его богатыми традициями. Это воспринималось как гибель традиций и культуры вообще. Тем более, что равноценной замены не обнаруживалось. Нарождаю­щаяся новая народная эстетика фольклорного творчества, ориен­тированная на крестьянские формы его существования, оставалась вне поля интересов специалистов. Как указывает Б.Н.Путилов,

1 См.: Кузьмина В.Д. Русский демократический театр XVIII века. М., 1958; Алексее­
ва ОБ.
Устная поэзия русских рабочих: Дореволюционный период. Л. 1971; Некры-
лова А.Ф.
Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Л., 1988;
Фольклор Урала. Свердловск. 1980; и др.

2 Зуева Т. В., Кардан Б.П. Русский фольклор. Программа для педагогических вузов.

М, 1996. С. 65. 6 А.Каргин


82 _________________________ Раздел I. Лекция 4


Народная художественная культура города



оценка многих исследователей современного фольклора выражав их нежелание и неспособность понять его природу, и это обуслц вило то обстоятельство, что он "остался для нашей науки за се мью печатями"1.

Во-вторых, многие яркие, броские, вычурные образцы горо^ ской культуры и утверждаемые ими нравственные идеалы дейс1 вительно противопоставлялись миру архаических ценностей, про игрывали им, создавали иллюзию всеобщей утраты, разрушен* игнорирования. Причем в силу своей упрощенности они перенс. сились мигрирующими маргиналами в деревню и в маленькие рода и принимали всеобщий характер. Казалось, что половод! хамства, эпигонства, агрессивности, нравственной всеядности за полнило народную жизнь.

В-третьих, собиратели старины, фольклористы, этнографы современники бурного развития городов и фабрично-заводског образа жизни — увидели в них не объективную поступь цивилиза ции (со всеми ее негативными последствиями), а путь утраты рос сийской самобытности. Для большинства исследователей XIX "была характерна противоречивая, часто отрицательная оцею рабочего фольклора как деградации крестьянского фольклора"2.

В 20-е годы П.Соболев констатирует, что фольклористы пребывают под ги зом исчезающего сарафана и расшитого крестьянского полотенца3. Он имел в в» что исследователи сводили фольклор лишь к его традиционным, устойчивым фор! мам, связанным с деревенской субкультурой, с крестьянским сословием. Все оста ное в большинстве случаев выводилось за рамки этого явления. П.Соболев справед ливо обращал внимание на то, что фабричный гудок, свист приводных ремней и не­смолкаемый шум жизни в городе и на фабрике изменяют образ жизни. И это не мо* жет не отражаться на творчестве, на традициях, на образе жизни. Значит, необходи! мы новые подходы, новые критерии в оценке городской народной культуры.

Соотнесение нравственного и эстетического потенциала рабочего и крестьянского фольклора рождает ощущение их полной разнополюсности, противоположности, чтИ приводило и до сих пор приводит многих исследователей к полному отрицанию од­ного и всяческому возвеличиванию другого.

Начиная с П.Киреевского нарастают сетования по поводу исчезновения деревен» ской жизни, поэзии, гфоникновения в деревню "новомодной пошлости" в виде фаб4 рично-городской песни4. Сетуют на разложение и сужение ареала бытования фольш лора, его вымирание5. Навязывается представление о фольклоре как вечно умираю^

1 Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб., 1994. С. 10.

2 Восточнославянский фольклор. Словарь научной и народной терминологии.]
Минск, 1993. С. 394.

3 См.: Соболев П. Новые задачи в изучении фольклора//Револкщия и культурал
1929. № 1. С. 41.

4 См.: Соболев П. Песенники 90-х годов XIX века//Литература и марксизм. 1928,
№ 6. С. 86.

5 См.: Гусев В. Жив ли фольклор//Живая старина. 1995. № 2. С. 11.


НИ М явлении. "Живая региональная фольклорная культура переживает состояние

|да и угасания"1, - утверждает Б.Н.Путилов. "Нынешнее состояние традицион-фольклора в определенном смысле трагично, поскольку исторически законо-И111ч его угасание"2, - считает В.А.Лапин.

На самом деле было бы правильнее говорить о том, что тради­ционная культура не вырождается, не исчезает вместе с архаиче­ской культурой, а качественно изменяется, представляя новый (тип в ее развитии. Ее содержание начинают определять ценности пр'нютария-мещанина, городской субкультуры в целом.

Прослеживая логику этой трансформации народной культуры,

п. п(>ходимо вернуться к тем этапам функционирования, когда она

"|.1 (мвается под сильным воздействием не только крестьянского

• и повия, но и


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: