Своеобразие каждой субкультуры можно ощутить не только тогда, когда сущест-мозможность выявить ее носителей (что наиболее просто), когда улавливается
■ мысл ее основных ценностей (что также в известном смысле коррелируется с обра-
ЮМ жизни и бытом ее носителей), но и когда она взаимодействует с другими куль-
|. |м||.1ми образованиями по определенным законам. Народная культура динамична и,
I шдовательно, ее ценности и законы существования способны видоизменяться. Но
важно констатировать не изменения вообще, а изменения, связанные со сменой тра
мп тонных ценностей и способами их передачи.
Несмотря на внутренние изменения, крестьянская культура смогла сохранить
■ кои основные константы на протяжении многих столетий. Более того, передала их
ФУ! им субкультурам. Эти константы стали общими, характерными для традицион-
Иой культуры в целом.
Среди передаваемых констант традиционной культуры - нравственные нормы и представления общегуманистического характера, а также способы их коммуникации
|
|
• гным путем, от человека к человеку. Константны и ее собственные способы суще-
• I цокания и развития - коллективность, вариативность, устность. Когда они пере-
| гиют быть таковыми, то размываются и включаются в измененном виде в новую
парадигму народной культуры, которая теряет свою традиционную основу.
В контексте земледельческой или крестьянской культуры легко обнаруживаются чарактерные элементы того, что в ЖХ-ХХ вв. стало присуще в целом традиционной м.цюдной культуре. По сути дела, эти элементы выражают ценностную систему, некогда сформировавшуюся в границах аграрной культуры.
Соотнося современное народное искусство с ценностями земледельческой культуры, можно вычленить разные его слагаемые под углом зрения ценностей, свойственных этой культуре. Эта соотнесенность позволяет также разобраться в весьма неоднозначных отношениях между языческими, земледельческими, архаическими и более поздними слоями в народной культуре.
Однако важно отметить не только имеющие архаическое происхождение кон-| ганты, сохраненные в целом в традиционной культуре. Нужно сказать и об отказах
• и некоторых констант архаической культуры, например фольклором рабочим, го
родским, мещанским.
Функционированию народной культуры на всех этапах свойственна внутренняя противоречивость. Особенно она обострилась на этапе распространения христианст-|ш, в частности, в связи с изменением представления в народной культуре о таком
( |
основополагающем элементе, как время. Земледельческий календарь в основном имеет циклическое развертывание времени. Связано это с восприятием времени пахарем, для которого оно повторяется ежегодно соответственно круговороту солнца.
|
|
62 _______________________ Раздел I. Лекция 3
Система архаической культуры в народной культуре 63
Циклическому принципу восприятия времени присуще отсутствие различия между прошлым, настоящим и будущим. В этих временных координатах не существует определенной и жесткой соотнесенности между ними. Принцип времени в культуре, начавший себя утверждать по мере распространения христианства, исходит из иной парадигмы линейного времени. Мотив систематически повторяющегося круговорота в природе, рождения и смерти, свойственный архаической культуре, оттесняется на периферию, уступает место непрерывности и необратимости времени. Таким образом христианство определяло не только принципиально новое положение личности по сравнению с тем, которое она занимала в языческом мире, но и принципиально иное понимание времени. Чем больше новые принципы утверждали себя в истории, тем с большей стремительностью сужалось функционирование традиционной архаической культуры, которая в конце концов сохранилась в известной степени в крестьянской среде.
Этому есть свое объяснение. Несмотря на разительные изменения в трудовой и бытовой практике современного крестьянина, строящего свою жизнь в соответствии с условиями урбанизированного и технологического общества, его деятельность остается связанной в основе своей с земледельческим календарем. И хотя вместо деревенского примитивного плуга, сохи, серпа крестьянин использует трактор, сеялку и комбайн, конечный социальный, природный, сакральный смысл применения этих орудий, как и в целом земледелия, остался созвучным древности. Современный крестьянин живет и действует в соответствии с законами календаря, по которым жил его далекий предок. Именно этот фактор служит основой воспроизведения архаических обрядов, праздников, народных примет, обычаев, суеверий, календарного фольклора, начиная с масленицы и до Покрова и Михайлова дня. Об этом свидетельствуют материалы полевых экспедиций, проводимых многими исследователями в современной деревне. Тем не менее принципиальная разница в понимании времени в период господства земледельческой системы ценностей и в период пришедшей ей на смену урбанизированной системы обусловила и смену ценностей в развитии народной культуры.
В процессе исторического развития крестьянская культура как целостность распалась на множество субкультур, каждая из которых, занимая определенный статус, стала стремиться быть универсальной, хотя в реальности большинство их стали маргинальными. Однако каждая из них включает в том или другом виде элементы земледельческой культуры. Крестьянская культура сохраняет большую индивидуальность, нежели культуры других социальных слоев.
В фольклористике этот тип культуры до сих пор сохраняет название культуры архаической, или крестьянской, что подразумевает в ней наличие определенных ценностей: трудовых, этических, семейно-брачных, эстетических. Их можно обнаружить в культуре других слоев, хотя их ценностные ориентации будут заметно отклоняться от архаической, демонстрируя ее трансформацию.
Важна и другая сторона в развитии земледельческой культуры, обусловившая влияние ее авторитета на уровне отношения к ценностям разных поколений. Пожа-
., м п > Iом плане к определению смысла архаической культуры ближе всего подошла
' I Мил. выделившая в культуре три парадигмы бытования, в центре которых оказа-
..... 1>1пные отношения между поколениями.
I ||-рный тип отношений представлен зеркальным повторением младшим поколе
нием могики развития в культуре старшего поколения, второй - выходом нового по-
ия за пределы ценностей, утверждаемых старшим поколением, третий - спо-
|
|
' кистью нового поколения выражать дух новой культуры, требующей творческого
..... ития.
II юмледельческой или традиционной архаической культуре, нередко обозначае-
Н..И как "постфигуративная" культура, отношения между поколениями строятся по
принципу зеркального отражения1.
И 'постфигуративной" культуре, по мнению М.Мид, акцент ставится на медленном ритме развития, отсутствии нововведений. Ориентация на прошлое придает этой м'".|уре непротиворечивость и цементирует отношения между поколениями. Такая
|нн11гация реализуется в специальных ритуалах и обрядах. Все, что характеризует • I \ культуру, в том числе праздники, игры, разновидности народного искусства, ори-
шировано на особое отношение к старшим и предкам, исключительную ценность
И|Н1Н1ЛОГ02.
11 фадиционной культуре каждое новое поколение лишь усваивает образцы пове-м пня, завещанные предками, и не может претендовать на создание собственных
...... остей. Поэтому в традиционной культуре придавали такое большое значение
•цряду инициации, когда каждое новое поколение должно было усвоить систему норм и ценности старшего поколения.
Можно сказать, что в традиционной культуре поколение предстает скорее биоло-| ИЧеской, нежели культурологической категорией, ибо оно не может претендовать на. I нс-рждение новых культурных ценностей. В традиционной культуре не могло быть мишлистического отношения к традициям. Экспериментов в социальной жизни не могло происходить, поскольку в традиционной культуре поведение каждого человека ныло строго регламентировано устоявшимися нормами. Как только такая парадигма |М 'рушалась, возникала принципиально новая ситуация в культуре.
Авторитет предков являлся фактором, с помощью которого приглушались амбиции каждого нового поколения. Со временем эти амбиции стало сдерживать все бо-нсс сложно, ибо потенциал поколения не являлся лишь его делом и требовал реали-шции. Свобода проявления каждого поколения в культуре означает и свободу каждо-ГО представителя этого поколения, т. е. свободу личности. Пока сохранялась традиционная народная культура, жестко регламентировалось мировосприятие и каждого •п-повека, и поколения. Личность имела тот социальный статус, который определяет-I I традицией.
|
|
"Префшуративная" культура, по М.Мид, - это культура, для которой характерно |шшитие печатных пластов культуры, технических средств коммуникации, опосред-• | нуюших отношения между поколениями. Новые поколения выходят из цижлическо-
Соответственно, в "кофигуративной" культуре представители каждого поколения утаивают опыт своих сверстников, а в "префигуративной" культуре старшие поколения ассимилируют опыт своих детей, младшего поколения. " См.: Мид М. Культура и мир детства. М., 1988. С. 323.
Раздел I. Лекция 3
го времени, перестают зеркально воспроизводить жизнь предшествующих поколений, информацию они получают уже не только в формах устной коммуникации'.
Как только индивид отрывается от земледельческой культуры, логика циклического времени, определяющая крепкие стабильные отношения между поколениями, начинает разрушаться, и индивид уже теряет равновесие и стабильность. Иначе говоря, по мере распада земледельческой культуры человек оказывается все больше в линейном времени, из которого оттесняется на периферию достоинства циклического земледельческого календаря и организации жизни.
Драматизм в функционировании народной культуры начинается с этого момента в ее развитии. В России этот драматизм стали ощущать со 2-й половины XVIII в. в связи с формированием дворянской субкультуры, ее оппозицией по отношению к существующим патриархальным слоям культуры. На протяжении XIX и в начале XX в. этот драматизм усилился в еще большей степени, вышел за пределы отношений между отдельными субкультурами и превратился в массовое явление, особенно в городах.
Обособление новых поколений и противопоставление их старшему поколению стало признаком наступления новой культурной парадигмы, в том числе в сфере народного творчества. Как только новые поколения стали выходить за пределы ценностных ориентации старших, стали разлагаться основы традиционной культуры. В России уже со второй половины XVIII в. появились сигналы о том, что не только в городах, но и в деревнях авторитет стариков падает2. История культуры в целом приобрела беспрецедентный динамизм.
По мере исчезновения циклического времени человек все больше стал ощущать себя уже в историческом, а не в природном космосе. Это способствовало иному восприятию пространства и времени. Если функционирование традиционной культуры предполагало отношение к пространству и времени как к священным категориям, то новая культура приобретает "линейный" характер. Не будут ошибкой утверждения о том, что кризис традиционной культуры как целостной и универсальной системы мировидения поставил человечество перед проблемой, масштаб которой до конца не определен до сих пор, - в каком культурном измерении он оказался. Порывая с традиционной культурой, человек должен был создать новые механизмы культурной выживаемости общества
и личности, поскольку исчезли прежние.
■
1 См.: Мид М. Культура и мир детства. С. 323.
2 См.: Семевский В. Домашний быт и нравы крестьян во 2-й половине XVIII ве-
ка//Устои. 1882. № 2. С. 71.
_____ Система архаической культуры в народной культуре ______ 65
На рубеже Х1Х-ХХ вв. человек входил в принципиально иную
■ чигму культуры. Об этом свидетельствовали новые отношения
I чу поколениями, когда каждое новое поколение претендовало
жтуализацию таких ценностей, которых предшествующее по-
иие не знало. Общественный динамизм и стал возможным в
11,тате этого обособления поколений и способности каждого
...»>го поколения утверждать свою ценностную систему. В этой
итунции статус традиционной культуры резко снижался, возни-
■ «1м предпосылки для ее отрицания. Мир вошел в эпоху гранди-
• шых культурных и социальных экспериментов и катаклизмов.
И то же время крестьянская культура продолжала борьбу за нос существование, она не была пассивной к новым образованием, активно им противодействовала или пыталась "окрестьянить". И новую историю крестьянство входило в оппозиции к той I. и.туре, которая складывалась и развивалась в городах, в то же крсмя в городской культуре долгое время искали и находили кре-■ 1-й некие истоки, но об этом процессе долгое время не говори-юсь. Так, Б.Рыбаков, оценивая вклад горожан в развитие средне-МКовой культуры, подчеркивал, что именно они создавали крепо-
■ ц| и дворцы, белокаменную резьбу храмов и многое другое1. Но
при этом, отмечает Б. Рыбаков, постоянно говорится о влиянии
■Ч'свенской культуры на городскую. Обратный процесс долгое
цремя как бы выпадал из поля внимания исследователей.
Контактность горожан, динамичность их быта не способствова-ш длительному сохранению архаических элементов в городской | уньтуре. Более того, когда христианское мировоззрение начало распространяться на Руси, город первым стал его утрачивать, культивируя мирские, светские ценности. В городах творился нощи культурный космос с иной системой нравственных и духовных ценностей. Горожане разрушали мир деревенской культуры и I издавали на его основе собственную культурную парадигму. Иная историческая линия наблюдалась в крестьянской, или земледельческой, культуре.
Крестьянская культура сохраняла и сохраняет связь с языческим космосом порой в скрытом или в не осознанном виде до конца XX в. и полный (или частичный) земледельческий уклад
жизни.
Так, по мнению С. Рождественской, в зооморфном орнаменте, в декоративном оформлении домов в некоторых русских селах власть древней традиции оказывается
См.: Рыбаков Б. Из истории культуры Древней Руси. МГУ, 1984. С. 11.
•> А. Картин
66__________________________ Раздел I. Лекция 3
сильнее возможности ее осознания самими народными мастерами. Часто они не могут объяснить, почему вырезают на карнизе изображение, например ласки, сопоставленное с солярным знаком (подобная композиция имеет отношение к противостоя шло сил Космоса и Тьмы1.)
Несмотря на то что, например, глиняная игрушка, по мнению Л. Динцес, в начале XX в. заметно трансформировалась, вобрала в себя многие новации реализма, тем не менее и она продолжала сохранять связь с архаическими образами языческого космоса. Это свидетельствует о том, что символика языческого космоса успела перейти на положение "коллективного бессознательного", всплывая в творческих процессах на поздних этапах истории.
"Широкая популярность среди мещанства и зажиточного крестьянства кукол ми-лиц-"кормилок" либо дам, прижимающих рукой почему-то петушка, объясняется видоизменением в новом городском сюжете старого, давно уже не осознаваемого, но привычного образа богини с младенцем-урожаем или со священными птицами в руках. Потому-то кринолин, по-новому с 30-40-х годов осмысливший архаическую ко-локоловидную форму женской фигурки, так упорно держится в позднейшей глиняной игрушке вплоть до наших дней, вводя в заблуждение многих исследователей в вопросе времени происхождения глиняной игрушки в целом"2.
Архетипичной является и деревянная или "плотницкая" игрушка, бытующая и в наши дни. Центральный образ этой игрушки - монументальные кони - сопоставим с изображением коня на старинных архаических вышивках. Мотив коней сопровождается солярной орнаментикой, что также свидетельствует о дохристианской символике деревянной игрушки3.
При этом в народном искусстве на задний план уходят и хронология, и периода зация, и история. Не важно, когда было вызвано к жизни то или иное произведение народного искусства: в XX в., в эпоху императорской России, в средневековой Руси, в эпоху Московского государства или даже в период Киевской Руси. Решающим является то, что художник, народный мастер, совершенно неизвестный и не оставивший своего имени на произведении, воспроизводит те образы, которые были характерны исключительно для языческого космоса с его бесконечными трансформациями и превращениями.
Иногда даже трудно понять, является ли изображение головой дракона или же чашечкой цветка колокольчика? Голова дракона может трансформироваться в растение, и наоборот. В этом взаимопереходе улавливается логика, характерная для всего языческого космоса и закрепленная, например в сказке, где всегда возможны превращения добра молодца в сокола, а красной девицы в уточку. Человек здесь не ставится над природой, а является частью ее стихии, сообщающейся с зооморфным и растительным миром.
Зооморфные и растительные мотивы изображения животных, птиц, корней, трав, цветов и растений, как и солярные мотивы, имеют смысл лишь в соотношении с ос-
___________ Система архаической культуры в народной культуре ______________ 67^
минными архетипами языческого космоса. К повторяющимся изображениям в дере-Мнной резьбе прежде всего следует отнести цветущее дерево (или в соответствии с принципом "часть вместо целого" изображение побега, ветви с листьями), женскую (ми уру, трехлепестковый цветок или крин, фигуры зверей, птиц, коней, драконов и I миярные знаки1. В данном случае мы имеем образец одного из универсальных сим-м.шов языческого космоса - изображение Матери-Земли.
Ке фигуру часто сопровождает дерево, которое следует понимать как дерево жизни Многочисленные символы неба и земли свидетельствуют о том, что женская фигура, перед которой они преклоняются, является царицей земли и неба. Присутст-ц иг коней рядом с великой Матерью недвусмысленно свидетельствует о том, что посланцы неба тоже служат ей.
Налицо соотнесенность смыслового центра языческого славянского космоса I Мать-Земля) и солярных символов вроде коня, который находится в окружении *спского божества. Богине подчинялись и все земные существа, звери, которые, как и шестно, являлись тотемами и к которым также относились как к земным божест-1шм. Таким образом, женское божество обладало универсальными свойствами. Богини Мать была покровительницей домашнего очага, к которому стремятся души предки», богиней семейного и родового благополучия, богиней плодородия, домострои-к-пьющей и градостроительницей, покровительницей земледелия, богиней борьбы, мойны, охоты, верховным божеством неба и т. д.2.
Для нас важно выделить и подчеркнуть космологический смысл изображения Матери-Земли. Изображение языческой богини оказывается основной фигурой в игрушках, однако ее нужно соотнести с другими символами-образцами. Среди архаических игрушек известна так называемая свистулька, представляющая зооморфную фигурку. Свистулька долгое время была атрибутом праздничного поведения, ее магическая функция заключалась в том, что она была средством изгнания нечистой силы. Известно, что стрельба, крики и свист способствовали изгнанию злых духов, помогали солнцу и тем самым играли в языческом космосе роль животворной и оберегающей силы.
Множество изображений солнца или одного солнца больших размеров на резных прялках или в орнаментальных композициях кружев, вышивки выполняли охранные фукнции. Не случайно до сих пор при возведении домов плотники-резчики нередко используют растительный орнамент, солярные знаки, например розетку, солнце в качестве символов-оберегов. До сих пор на фронтонах домов, крылец, веранд, верхних частей торцовых досок, наличников, полотнищах ворот и калиток можно обнаружить розетку как солярный символ. Образ солнца обычно помещается в центре фронтона дома.
Мастера, придерживающиеся традиционной ориентации, в своей деятельности обычно исходят из древних символов и пользуются такими материалами, как дерево, береста, глина, железо, лен, шерсть. Другое направление ориентируется на спрос и вкус элиты,
1 См.: Рождественская С. Русская народная художественная традиция в современ
ном обществе. М., 1981. С. 55.
2 Динцес Л. Русская глиняная игрушка. Происхождение, путь исторического разви
тия. М.;Л., 1936. С. 75.
3 См.: Станюкович Т. Народное декоративно-изобразительное искусство// Этно
графия восточных славян. Очерки традиционной культуры. М., 1987. С. 464.
1 См.: Рождественская С. Русская народная художественная традиция в современ
ном обществе. С. 114, 69.
2 Динцес Л. Русская глиняная игрушка. С. 46.
. у
—--------------------------------------- Раздел I. Лекция 3
исходит из европейских традиций искусства, из образни сюжетного и композиционного строя, не характерных для тради ционного народного искусства. И материалами в этом слул пользовались также другими: золотом, серебром, мамонтовой I моржовой костью. Здесь уже можно фиксировать спрос не на гли ну, а на фарфор и стекло. В XVIII в. мастера-косторезы работали над портретами вельмож, изображениями сцен охоты или обряде в саду. Когда во второй половине XIX в. социальная среда потре бителей изменилась и вместо дворян покупателями становятся купцы и мещане, то претерпевают трансформацию сюжеты и образы, характерные для косторезного промысла.
Не менее важны и различия между территориями России. Не которые центральные области к XX в. почти не сохранили связей с языческим космосом. Иная картина на Русском Севере, сохра няющем традиции, которые, возможно, складывались еще до образования Киевской Руси.
Весьма показательны образцы вологодского кружевоплетения, череповецкого художественного ткачества, устюжской черни, ше-могодской и архангельской резьбы на бересте и т. д. "В северных и западных областях России до начала 30-х годов XX в. архаические пласты художественной традиции сохранялись так, что можно было при сравнительном изучении предметов народного искусства позднего периода и образцов древнерусского искусства говорить о том, что "чудо народной памяти", сохранившее былины Киевской Руси, также сохранило и родившиеся в домонгольский период художественные традиции изобразительного творчества. В современных украшениях жилища мы можем проследить ряд элементов этих традиций"1.
В земледельческой культуре человек был включен в игру природных стихий, в логику смены разных состояний природы, с которыми он, с одной стороны, должен был найти гармонию, стать их частью и подчиниться их законам и формам проявления, с другой, как существо, осознающее особую свою природу и своеобразное предназначение, искал силы и явления, оберегающие его от разгула стихии, природного космоса. В этом единении и заключается одна из важнейших особенностей мира крестьянской культуры, выполнение ею магической функции. Важными чертами крестьянской культуры были ее активность, вера в выполнимость магической функции, попытка воздействовать на окружающее, на
' Рождественская С. Русская народная художественная традиция в современном обществе. С. 72.
Система архаической культуры в народной культуре 69
| ироду. Это касается не только образцов материальной художе-
..... мой культуры, но и фольклора, сохранившего многое от язы-
1Р|<> и земледельческого космоса (календарность, обрядность, ■ | р.шьность и т.д.). Традиционный пласт народной культуры во-при ц и себя за последние несколько столетий культурные архетипы, находящиеся в оппозиции к языческим и земледельческим > м| тетям или по крайней мере выражающие светские и христи-
..... |е начала. Это заимствование архетипов не могло трансфор-
Ифонать крестьянскую культуру. Если на уровне подсознатель-
... о народный исполнитель творит нередко в соответствии с ар-
II П1 нами земледельческой культуры, то в системе передачи, рас-иис)овки, толкования образцов традиционной культуры на по-М юности оказывается другая, эстетическая их соотнесенность. В • |.>м суть раздвоения в народной традиционной культуре, про-■III «шедшего, в частности, в результате отхода от бытовых форм к фирмам эстетического переосмысления действительности.
Ценности, имеющие земледельческую основу, функционируют
I > роде различных маргинальных групп городских жителей, интел-
шюнции, студенчества, рабочих и не только не имеют сакраль-
... о или практического смысла, но и не воспринимаются с долж
ной степенью глубины и содержательности.
В развитии архаической культуры просматривается ряд переломных этапов, связанных на первом этапе с борьбой с христианскими ценностями, постепенной их ассимиляцией и адаптацией; на втором папе — церковь выступает против культуры мирской, светской, которая по сути отрицала архаическую и христианскую систему ценностей, хотя и пользовалась ею; на третьем этапе церковь и общество уже вместе боролись с культурой массовой, пытаясь противостоять ей. Однако это была борьба родителя со своими нарождающимися цпьми, в чем-то наследовавших достояние родителей, а в чем-то отрицавших его и порождавших все новые формы своей художест-ненной жизни. На занимаемой площади в родительском доме становилось все теснее от новых жильцов, многие из них забыли свою родословную, вели себя дерзко, эпатировали старших. Родители стали шнимать лишь скромный угол на первом этаже. Но рожать не перестали. Выражаемые архаической культурой ценности языческого и «емледельческого характера остаются актуальными и, трансформируясь, проникают во все слои народной культуры, включая ее самые современные формы — неофольклор, любительское творчество, художественную самодеятельность.
Ценности земледельческой культуры стали выступать в общественном сознании как традиционные, общезначимые, следование
Раздел 1. Лекция 3
Народная художественная культура города ____________ 71
которым освящалось не только их высоким рейтингом, но и тем, что они канонизировали жизнь на принципах, которые восприни мались едва ли не как наиболее рациональные. С этим трудно не согласиться и сегодня. Художественные ценности, включенные а контекст жизнедеятельности, блестяще выполняли механизм передачи, сохранения, поддержания традиций, опыта, знаний.
Высочайший авторитет традиционной (земледельческой) куль туры, накопленный за столетия, ее очевидная эффективность н решении самых сложных социальных задач, а также универсализм не только не позволили отбросить ее полностью с утверждением новых форм народной культуры, но и оставили как важнейший действующий фактор в новой истории.
Ценности земледельческой культуры передавались, естествен но, видоизменяясь, в другие социальные слои, утверждались в них, постепенно включались в культуру всех социальных слоев и групп, ибо они имели универсальный характер и легко трансформировались применительно к изменившейся культурной парадигме. Таким образом, произошло "расползание" основополагающих ценностей земледельческой культуры по культурам различных социальных слоев.
При этом важно отметить и другое обстоятельство. На ранних этапах истории крестьянство составляло абсолютное большинство населения и ассоциировалось с понятием "народ". Эта ассоциация продолжала автоматически в силу вышеназванных причин действовать на более позднем этапе истории, несмотря на появление различных социальных слоев. Традиции земледельческой культуры способствовали сохранению прежнего представления о народе как исключительно о крестьянстве.
ЛЕКЦИЯ 4 НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ГОРОДА
Понятие "городская народная культура" не имеет строгого научного определения, означая широкий спектр духовных, материальных и художественных явлений, находящихся в сложном переплетении и взаимодействии. Это понятие указывает на пласт народной культуры, бытующий и развивающийся в условиях города, на некие специфические черты, формы, жанры, присущие этому пласту, а также на границы его распространения среди определенных социальных слоев и групп.
И<> шикнув на основе общекрестьянской фольклорной традиции в р. к- первых жителей городского посада, городская народная культу-пи формировалась и развивалась как маргинальное явление, полисемия л ьное и полиэтническое по характеру, изначально она включала в и>ои художественные напластования разных групп населения. Мел-. и< мавочники, торговцы, служилые и мастеровые люди, прислуга, юродские крестьяне (люди, сохраняющие традиции деревенской НИ'ши) с момента своего переселения в города постепенно формировали свою собственную эстетическую систему культурных Ш иностей. В ХУП-ХУШ вв. городская культура получила импульс || I шития с появлением новых социальных групп — мещан, интел-1ИГСНЦИИ, купечества, а затем и рабочего люда. Городская куль-гури формируется в конце XIX — начале XX в. во всем своем разни. >(>разии, со всеми своими сильными и слабыми сторонами.
Историческая стратификация культуры требует рассмотрения»уш.туры прежде всего с точки зрения "периодизации и классификации культуры по историческим стратам"1.
Таким образом, если функционирование городской народной • уш.туры соотнести с разными фазами истории возникновения г I шьгх социальных групп, то мы получим не только дифференци-грилнное представление о ее составляющих в конкретный период, по и картину сложного переплетения и взаимодополнения страт. Мри этом в ходе исторического движения появляются новые но-I и юли городской народной культуры, происходит исчезновение <чдельных ее пластов в связи с уходом тех социальных групп, ко-горые являлись носителями этих пластов. С определенного перио-|| развитие и функционирование городской народной культуры и ист по своим специфическим законам. Город становится ведущей иной в культурно-историческом процессе, превращается в господствующую силу в развитии народной культуры, вызывая к > шни ее новые формы, в том числе в крестьянской среде.
Начиная со второй половины XX в. фольклорный импульс в м п овном исходит из городов, а не из деревень. Многочисленные фольклорные записи, осуществленные в последние годы, со всей определенностью говорят о том, что город выступает сегодня движущей силой фольклорного процесса, определяет его наиболее нажные тенденции. Город все чаще рассматривается как реанима-тр фольклорной жизни этноса в целом, как хранитель, собира-инь, популяризатор ценностей фольклора, в том числе крестьян -I кого, как мощный катализатор общественного внимания к тра-
1 Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение: Учебное пособие. М., 1996. С. 22.
72 _____________ ^___________ Раздел I. Лекция 4
Народная художественная культура города 73
дициям1. Большинство наиболее интенсивно развивающихся сеш дня жанров фольклора — это жанры городского фольклора, поро жденные городским образом жизни: любовная лирика, романсы, частушки, анекдоты, страшилки, альбомные стихи.
Народная культура города сегодня представлена: фольклором, неофольклором, бытовым любительским творчеством, художесТ' венной самодеятельностью. Каждый из них имеет собственнук историческую точку отсчета, свои специфические закономерности функционирования и эстетические каноны. Весьма различны I отношения с архаическим фольклором, а также с народной куль турой различных социальных групп.
На определенном этапе истории изменяются ролевые начала • фольклорном процессе между крестьянством, которое становится в первую очередь хранителем архаических форм народного твор чества и городскими жителями, значительно быстрее осваиваю щими новые культурные горизонты. Возникающие в городе худо жественные образования переходят в крестьянские слои, сохраня ясь там гораздо дольше и лучше, чем это может происходить в го родах. Эта тенденция имеет более древние корни, чем принят считать, и остается актуальной в новое время.
"Взгляните на занятия сельских людей в ХГХ веке, - писал выдающийся собири тель фольклора И.П.Сахаров в 1840-е годы в предисловии к "Сказаниям русскою народа". - Они одни и те же, какие были в X, ХП и ХУШ вв.: там и здесь земледс лие, там и здесь сельская промышленность, там и здесь поверья. Люди, обновляя шие свою жизнь, оставляли понятия и поверья, противные образу их действования. люди, оставшиеся в неизменной жизни, никогда не изменят ни своих понятий, ни своих поверий. Вот отчего в рассказах поселян мы доселе слышим были о старой русской семейной жизни"2.
Можно говорить о том, что с XVII и до начала XX в. в России существовали как бы разные скорости течения деревенской и городской жизни и как следствие разные темпы обновления традиций, обычаев, форм творчества. При этом город не только существенно трансформировал заимствуемые им деревенские традиции, обычаи, обряды, но и на их основе динамично вызывал к жизни новые виды народного поэтического, музыкального творчества, ремесел.
В.М.Василенко утверждает, что главными творцами произведений декоративно-прикладного искусства в Древней Руси были ремесленники, составлявшие основную часть городского населения. Известно, что во всех древнерусских городах существовали поселения гончаров, кожемяк, кузнецов и т.д. То, что они делали (скажем, стеклянные бусы и браслеты), коробейники развозили по деревням. Это искусство не могло не влиять на творчество деревенских мастеров. По мнению И.Василенко, ли-
1 См.: Каргин А.С. Городской фольклор: реальность, нуждающаяся в новом про-
чтении//Живая старина. 1995. № 2. С. 16.
2 Сказания русского народа, собранные И.П.Сахаровым/Вступ. ст., подготовка
текста В.П.Аникина. М., 1989. С. 21.
IV н каменных формах в деревню пришло из города, правда, утратив здесь сложим, к. и тонкость, свойственные городскому искусству1.
(гиль деревенского искусства, имевшего глубокие корни в древности, проявляет-•| II частности, в плоскостности, двухмерности. Искусство же городских ремесленников тяготеет к объемности и пластичности. В то же время в искусстве городских |м'мссленников улавливается, как это ни покажется странным, интерес не к реальным иАршам (что чаще всего присуще деревенским мастерам), а к фантастическим. '(ни точностью веет от всех этих сиринов, птиц, грифонов, львов, кентавров, насе-ипшцих разнообразные предметы киевского ювелирного искусства"2. Излюбленный» I продских ремесленников плетеный орнамент отражает тяготение к причудливости и фантастичности образов, к нереальности изображений. Звери и птицы на этом орнаменте лишаются правдоподобности, трансформируются в замысловатые орнамен-И.1 становясь их элементом. Художественные образы перегородчатых эмалей пред-11 тот как часть огромного сказочного мира, воплощают элементы творческого воображения.
I! свою очередь изделия сельских ювелиров-кузнецов тоже проникали на город-| пие рынки и оказывали определенное воздействие не только на деятельность городских ремесленников, но и на сознание городских жителей. В волшебную силу амуле-Гов верили как деревенские девушки и женщины, так и горожане3.
В процессе трансформации крестьянской культуры в городскую происходят серьезные изменения в отношении к смыслу и сути праздника, смеху, обрядам. Если в крестьянской субкультуре праздник все еще продолжал сохранять сакральный смысл, то в юроде сакральность праздника постепенно исчезает. Город раз-нагает сакральные ценности, заменяя их профанными, в которых утверждает себя "кофигуративная" культура. Праздничный разгул, иыступающий в деревне как проявление сакральности, в городе становится просто разгулом.
Обрядовые действия город все больше превращал в увеселения и забавы, терявшие магическую и сакральную сущность. "Городские игра и танец, сочетавшиеся с традиционными забавами, властно входили в быт, вытесняя в новогодних сборищах отжившие, потерявшие смысл и значение элементы обряда"4. Утвердив себя в городе, такие увеселения, уже утратившие магический смысл и связь с заботами земледельца о возрождающейся плодоносной силе земли, возвращались оскопленными в деревню. Естественно, что не только на первых этапах своего формирования, но и в последующем городская народная культура не была
1 См-.Василенко В.М. Русское прикладное искусство: Истоки и становление. М.,
1977. С. 192.
2 Там же. С. 246.
3 Там же. С. 172.
4 Чичерое В. Зимний период русского земледельческого календаря ХУ1-ХГХ ве-
ков:Очерки по истории народных верований. М., 1957. С. 184.
Раздел I. Лекция 4
Народная художественная культура города 75
однородной. Явления, попадавшие в художественную сферу три да, осмыслялись здесь в соотнесенности как с ценностями трэд и ционного фольклора, так и с профессиональной или печатной культурой. Например, многие сюжеты городского романса займе I вовались из традиционного фольклора (народной баллады), и вместе с тем в них оказывались переработанными книжные повестно вания1.
Подхватывая традиции архаической культуры, развивая, приспосабливая их, городская культура вызывает к жизни принципи ально новую в жанровом отношении художественную систему и фольклоре, в ремесле, в любительском творчестве.
Развитие городской народной культуры связано с трансформацией поэтики тр| диционного фольклора и поэтики литературы, сложившейся в дворянской субкульту ре. Поскольку же в городской народной культуре утверждается и социализируете!! картина мира, характерная для горожанина, то естественно, что эта культура тяготе ет к самостоятельности и к формированию собственной системности. О наличии системности свидетельствует то, что в орбиту этой культуры попадают элементы разных субкультур (мещанской, дворянской, затем рабочей). Они переплавляются н соответствии с присущими горожанам ценностными ориентациями.
В качестве примера можно сослаться на Городецкую роспись 2-й половины ХГХ п со свойственным ей сюжетным кругом, поражающим красочностью и разнообразием в решении бытовых сцен. Народные мастера здесь демонстрируют ориентацию на городской образ жизни (вроде сюжета с катанием в карете). Песенный репертуар также демонстрирует переделку авторских произведений. Этот процесс исследователи фиксируют уже в XVII в.2.
По мере того как в городе утверждают себя мещанские ценности, можно констатировать, что в традиционной культуре в целом (а не только в крестьянской) начинают проявляться, усиливаясь, первые симптомы общего кризиса. Этот процесс начинается в городах ХУШ в., становясь реальностью на протяжении всего петербургского периода русской истории. С этого времени формируются альтернативные образования в городской народной культуре, соприкасающиеся с архаической и элитарной культурами, но обособленные от них и даже им противостоящие.
В сложном художественном процессе тесно взаимодействовали между собой различные национальные традиции, школы, обычаи, обряды, создавая пеструю этническую мозаику строения этой культуры. Но это была одна сторона дела, другая заключалась в том, что город явился местом бурного развития специфических фольклористических образований, получивших название фольклоризма, а также организованных любительских структур и художественной самодеятельности.
1 См.: Померанцева Э. Баллада и жестокий романс//Русский фольклор. Л., 1974. С.
206.
2 См.: Соболев П. Песенники 90-х годов XVIII века//Литература и марксизм. 1928.
№ 6. С. 88.
и |мтыс из фольклорной бытовой практики фольклорные музы-
Н.К' инструменты, бытовое пение, фольклорный театр, танец
Iпровали мощный пласт явлений вторичного, или сцениче-
|ч, фольклора. Начало этому было положено в конце XIX —
■ I II XX в. такими известными деятелями народного искусства,
н и Н.Андреев, Н.И.Привалов (народные инструменты.— народ-
..... | >|>ксстр), М.Е.Пятницкий (народное пение — народный хор),
I I и нова, И.А.Моисеев (народный танец — ансамбль народной ганца), К.С.Станиславский, Н.Бунаков (любительский театр).»|<>г слой народной культуры не только бурно развивался и иключать в себя десятки тысяч образований (ансамблей, ор-грон, хоров и т.п.), но и вызвал и вызывает весьма неодно-мичиую оценку как явление народной культуры1. Эта важная чер-развитии народной культуры России и других стран, т.е. она I им международным явлением. В конце XIX в. французский ис-татель П.Себийо ввел специальный термин "фольклоризм" • 11 обозначения нового течения в фольклоре, который стал рас-• ириваться специалистами как экстракт фольклора, фольклор из мтрых рук, вторичные формы фольклора, вторичная экзистенция ф.им.клора и т.п.
Фольклоризм явился, с одной стороны, следствием приспособ-|' мня, адаптации архаического фольклора к городской культуре, || трансформации в соответствии с канонами этой культуры, I вжившихся эстетических предпочтений, наконец, кардиналь-Иого изменения устоев жизни миллионов людей, потребовавших чиической идентификации особого типа. С другой стороны, фоньклоризм — ответ города на все ускоряющийся темп урбанизации, на подмену культуры цивилизацией, на изменение положении человека в истории и во времени. Именно в этом кроется от-|" I на вопрос о предпосылках возникновения фольклоризма, а не и развитии международного туризма и коммерциализации фольклора. Последнее также следствие урбанизационных процессов и ра I пития средств передвижения и массовой информации.
Явление фольклоризма не примета развития фольклора ХГХ-ХХ вв. Его изна-мильная природа заложена в первых искусственных попытках представить фольклорное явление (пение, музыка, танец, народное действо) зрителю, слушателю, т. е. и отчуждении фольклорного текста от того, чье мировоззрение он отражает. Возможно, что уже княжеский двор Х-ХШ вв. стал первым свидетелем этого отчуждения, инспирировал появление фольклоризма. Город, городской посад катализировали этот процесс, придав ему культурологический и социологический характер. Явление
1 См.: Гусев В.Е. Фольклор и социалистическая культура: К проблеме современного фольклоризма//Современность и фольклор. Статьи и материалы. М., 1977. С. 7-27
фолышоризма столь же многолико, как и сам фольклор, и понять его сущность во можно лишь увязав с глобальными процессами, происходящими в жизни личн~~ государства, общества.
Важно подчеркнуть, что фольклоризм, возникнув в городской культуре, пос пенно отвоевывал духовное пространство у архаического фольклора и стал характеристикой развития деревенской традиционной культуры, в которой также появились организованные фольклористические структуры.
Город не только явился родоначальником фольклоризма как особого слоя в народной культуре, но и сформировал принципиально новые художественные образования — бытовые компилятивные формы творчества и художественную самодеятельность. Они возникли на стыке "ученой традиции" и бытового музицирования, игры на музыкальных инструментах, драматической игры и представляли собой новый пласт культуры, функционирующий по аналогии с фольклорной традицией. Разница заключалась, во-первых, в том, что передавались образцы этой культуры не устным, а в основном письменным путем; во-вторых, образцами художественной деятельности служили как образцы традиционной, так и элитарной культуры — романсы, игра на музыкальных инструментах, пьесы драматургов, чтение вслух модных романов; в-третьих, носителями этого слоя народной культуры стали выступать рабочие, мещане, интеллигенция, дворянство, студенчество и др. Эта культура появилась и в деревне в среде сельской интеллигенции, разночинцев, приезжавших "просвещать" и облагораживать деревню. Получила она достаточно широкое развитие и в советское время, когда у отдельных кругов сельской интеллигенции сформировалась своя собственная субкультура со своими понятиями о моде, престижности, имидже и т.п. В этом слое культуры налицо все приметы ее "городского" происхождения: индивидуализация, опора на специальную учебу, камерность, следование моде, замкнутость, ограничение публики кругом особых ценителей данного искусства.
Нельзя не сказать еще об одном слое народной культуры, исток которого также находится в городе. Речь идет о художественной самодеятельности как особом типе социально организованной культурно-творческой деятельности. Это тип народной культуры ближе всех примыкает к элитарной культуре по своим эстетическим и организационным принципам, способу отражения действительности, специальному статусу ее носителей.
Художественная самодеятельность как массовое явление возникла в конце XIX в. в виде первых организованных любительских хоров, оркестров, театров. Они были ориентированы на сложившиеся к тому времени профессиональные художественные
Народная худо жественная культура города _____________________ ТТ_
коллективы - театры, хоры, ансамбли, оркестры и взяли за основу природу их развития1.
В советское время этот вид любительской практики получил «гатус наибольшего благоприятствования и стал приметой сельской культуры2.
Несмотря на наличие в городской культуре разных образований, о ней можно говорить как о нсекой целостности. Переставая функционировать как универсальное образование архаического типа, традиционная художественная культура продолжает свое развитие в городе порой в виде ее элементов, новообразований, трансформаций. Формируется и иное понимание традиционности народной культуры, которая уже может связываться не с типом культуры (крестьянской), а г определенными ее характеристиками, принадлежностью к определенной группе носителей. Традиционная культура формируется в среде рабочих, интеллигенции, мещан и других социальных групп (см. схему 5).
Исследователи народной культуры в той или иной степени касались вопроса, о том, с какого времени она перестает выражать мировосприятие всех представителей этноса и когда происходит ее дифференциация по социальным и культурным параметрам. С точки зрения С.Рождественской, дифференциация в культуре происходит в конце XVII — начале XVIII в., т.е. с эпохи Петра I. Резкое разграничение культуры народных масс и господствующего класса наблюдается с этого времени3. Очевидно, эпоха Петра I катализировала эти процессы, но, по нашему мнению, развернулись они несколько позднвее, в конце XVIII — первой половине XIX в. Так или иначе, но да истории можно выделить такой этап, на котором происходит сощиальная и культурная дифференциация, зарождается культурней плюрализм, усложнивший строение культуры.
Динамичное расслоение населения, бурное развитие городов в эпоху Петра I, насаждение прозападных духовных ценностей и традиций - это второй по мощности после христианизации удар, нанесенный государством по народной культуре Руси, ее национальным и этническим традициям.
1 См.: Каргин А.С. Народное художественное творчество. Формы. Свойства. Струк
тура. М, 1990.
2 Более подробно о каждом из слоев народной культуры см. специальную лекцию
во II разделе.
3 См.: Рождественская С. Русская народная художественная традиция в современ
ном обществе. С. 134.
Народная художественная культура города _________________ 79
Удар этот вызвал еще большее развитие, усиление городской |) и.турной традиции. В городах получили бурное развитие ремес-11 (резьба по дереву, кости, чеканка, роспись по дереву и металлу, п.исство, вышивка и др.), которые были необходимы при строи-П >1ьетве усадеб, дворцов, музеев, общественных зданий, жилых Помов.
Формированию городской культуры сопутствует трансформа-мин архаических форм традиционной народной культуры в дерев-иг Некоторые исследователи, имея в виду эту трансформацию, •ил казывали мысль об исчезновении традиционной народной
• уиьтуры в целом.
Так, В.Михневич в конце ХГХ в. писал, что по мере развития цивилизации в на-|и)дс изменяются самобытная психология и быт, забываются предания, портится пик, исчезает поэтическая старина. Святочные обряды исчезают уже не только из быта дворянина, но и городского мещанина. "Образованный" простолюдин-ц||>ожанин, нарядившись в "спинжак" и "пальто" немецкого фасона, уснастив свой
•иоварь книжными выражениями и словечками, научившись чувствительным роман-
•мм и веселым куплетам, уже смотрит свысока на "деревенщину", высмеивает его ни |ун и лапти, не принимает простоты обычаев и нравов деревенского жителя и иронизирует над "мужицкой" песней.
В городе вчерашний крестьянин поет уже "фабричные" песни, презирая мужицкие". Фабричное производство ведет к упразднению земледельческого быта и мышления. "Несмотря на то что "фабричный" крестьянин уже существует в городе, несмотря на поверхностный налет его "образованности", он связан с трактиром и Пбаком. Хороводы становятся все реже и скучнее, даже песни с их чудесными моти-||.|ми начинают вырождаться и переходить в совершенно не музыкальное кричанье".
Появляются и развиваются традиции городского образа жизни в крестьянской среде. В деревнях танцуют французскую кадриль, падеспань, тустеп, носят городскую одежду. На посиделках крестьянскую девушку трудно отличить от городской мещанки. Новое поколение скидывает со своих плеч не только дедовские зипуны и сибирки, но и традиционные нравственные ценности.
По сути дела, процесс отрыва от почвы крестьянской культуры, характерный рапсе для узкого круга дворян, затем купечества и интеллигенции, принимает все более массовый и уродливый характер. "Все эти сюртуки, жилетки, "панье" и т.п. предметы гардеробной и домашней рухляди, скроенной и сшитой по моде, на "немецкий" фасон, вносятся в крестьянский быт наряду с массой новых, без разбору схваченных иа городской улице, большею частью непонятных или понятых вкривь и вкось идей, понятий, слов, привычек, манер и предрассудков из сферы интеллигентной жизни"2.
Но если отпочковывание дворянской, а затем и купеческой субкультур от крестьянской культуры носило эволюционный и более длительный характер, в процессе которого оставались незыблемыми лучшие нравственные и эстетические национальные ценности, то бурное формирование рабочей и мещанской субкультур стало стре-
1 Михневич В. Извращение народного песнетворчества//Исторический вестник.
Т. 3. 1880. С. 755.
2 Там же. С. 756.
80 __________________________ Раздел I. Лекция 4
Народная художественная культура города 81
мительно разъедать архаический фольклор, традиционные нравственные и эстетические ценности. Нарождается упрощенная "сюртучно-трактирная" субкультура с ее искусственностью и вычурностью. В новой, городской поэзии те же персонажи, что и в народной песне, - удалой молодец и красная девица. Но их имидж и идеалы резко изменились. "Добрый молодец" разгуливает по городской улице в "сюртуке бархатном", "жилете розовом", "галстуке шелковом", а в руке у него - "платок батистовый". Новый франт и щеголь "манерно ступает", а вкусы у него деликатные и изысканные. Этот накрахмаленный Адонис часто задерживается перед "зеркалом хрустальным". Он фланирует по Невскому "пришпехту", катается в карете. Что касается "красной девицы", то она тоже превратилась в щеголиху, и "походка у нее стала "дворянская" и "речи деликатные", а ведет она "вольготную" светскую жизнь на господскую ногу. Между этими героями завязывается роман в бульварном вкусе: несчастная, "жестокая" любовь, сердечная измена, отвергнутое чувство.
В городской народной культуре все чаще не труд, не общинные и семейные ценности, а трактир и кабак подаются как источник наивысших услад и развлечений. Идеалы распутства, разгула, пьянства свидетельствуют о их возведении в ранг "официальных" народных ценностей.
Я в Москве теперь живу, В Москве живу, поживаю, Красных девушек не забываю И в трактир с ними хожу1.
Идеалы крестьянина, порвавшего с дедовской стариной и примкнувшего к промышленному движению, делают его маргиналом. "Полная разнузданность разжигаемая алчностью к легкой наживе, к щегольству и к трактирно-пьяным усладам, а взамен - никаких нравственных сдержек, никаких истинно цивилизующих понятий и привычек гражданственности в жизни частной и общинной - вот в каких чертах складывается характер простолюдина под влиянием "промышленного движения" и городской "образованности"2.
Вчерашний крестьянин, развлекающийся в городе, становится в оппозицию к своей собственной традиционной культуре, но не может освоить и мещанскую субкультуру. "У городского простолюдина и так называемого "фабричного крестьянина" не только не является никакой протестующей критики, никаких моральных сдержек против засасывающей его смрадной тины городского распутства, разгула и суетности: но он видит в них как бы верх блаженства и житейской удачи, выше которых ничего не остается желать"3. Это мироощущение выражается в значительной части рабочего фольклора, в котором бахвалятся уже не только фасонистыми жилетками и "французскими" рубашками, но и объемом выпитого вина, пьяным разгулом в трактире до поздней ночи:
Во полночь деньги гремят, в кабак идти велят.
Целовальник молодой, отпирай давай кабак,
Пущай девок и ребят, наливай чару полней,
Наших девок не жалей, только сам, дурак, не пей4.
1 Песни, собранные П.В.Киреевским. Новая серия. Вып. 11. Часть 1. М., 1917. С.
113.
2 Михнеяич В. Извращение народного песнетворчества. С. 767.
3 Там же, с. 772.
4 Песни, собранные П.В.Киреевским. С. 91.
1.((условно, в складывающейся городской народной культуре Ц1 тлько эти идеи находили отражение, в том числе и на первых Порах ее истории. Многие подлинные нравственные ценности, • | мженные в крестьянском фольклоре, получали свое развитие.
I |>удолюбие, любовь, почитание идеалов красоты, высокой духов-
и. >< ги сохранились в городском творчестве. Частушка, возникнув в
Городе, стала подлинным обличителем бюрократии, лености, ску-
щумия, бесхозяйственности и т.п. Любовная лирика, романсы,
Шьбомные стихи, сатирические и революционные песни рабочих,
нккдоты, предания, мемораты опираются на общенациональные
Флдиции и несут в себе лучшие черты нравственности, культур
ною мышления и самосознания, утверждаемые прежним кресть-
ипским фольклором1. И тем не менее сложилось устойчивое мне
ние, что, во-первых, подлинная народная культура творится лишь
| рсстьянством, во-вторых, городской фольклор не отвечает на
циональным традициям как малохудожественное явление. Город
выступает в лучшем случае якобы эпигоном крестьянской фольк-
иорной традиции, в худшем — ее разрушителем и оппонентом.
Т.В.Зуева и Б.П.Кирдан указывают на "менее высокий художе-
II ценный уровень позднетрадиционного фольклора по сравнению
I фольклором классическим — культурой богатой, развитой, мно
говековой, порожденной феодальным бытом и патриархальным
мировоззрением"2. Если учесть, что позднетрадиционный фольк-
пор — это в массе своей фольклор, имеющий прямое отношение к
юроду, то его оценка носит вполне определенный характер.
В чем причины односторонней оценки городской народной культуры, прозвучавшей уже во второй половине XIX в. и сохранившейся до сих пор?
Причин и объяснений этому несколько.
Во-первых, разрушение патриархального уклада и резкий уход с исторической авансцены крестьянства с его богатыми традициями. Это воспринималось как гибель традиций и культуры вообще. Тем более, что равноценной замены не обнаруживалось. Нарождающаяся новая народная эстетика фольклорного творчества, ориентированная на крестьянские формы его существования, оставалась вне поля интересов специалистов. Как указывает Б.Н.Путилов,
1 См.: Кузьмина В.Д. Русский демократический театр XVIII века. М., 1958; Алексее
ва ОБ. Устная поэзия русских рабочих: Дореволюционный период. Л. 1971; Некры-
лова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Л., 1988;
Фольклор Урала. Свердловск. 1980; и др.
2 Зуева Т. В., Кардан Б.П. Русский фольклор. Программа для педагогических вузов.
М, 1996. С. 65. 6 А.Каргин
82 _________________________ Раздел I. Лекция 4
Народная художественная культура города
оценка многих исследователей современного фольклора выражав их нежелание и неспособность понять его природу, и это обуслц вило то обстоятельство, что он "остался для нашей науки за се мью печатями"1.
Во-вторых, многие яркие, броские, вычурные образцы горо^ ской культуры и утверждаемые ими нравственные идеалы дейс1 вительно противопоставлялись миру архаических ценностей, про игрывали им, создавали иллюзию всеобщей утраты, разрушен* игнорирования. Причем в силу своей упрощенности они перенс. сились мигрирующими маргиналами в деревню и в маленькие рода и принимали всеобщий характер. Казалось, что половод! хамства, эпигонства, агрессивности, нравственной всеядности за полнило народную жизнь.
В-третьих, собиратели старины, фольклористы, этнографы современники бурного развития городов и фабрично-заводског образа жизни — увидели в них не объективную поступь цивилиза ции (со всеми ее негативными последствиями), а путь утраты рос сийской самобытности. Для большинства исследователей XIX "была характерна противоречивая, часто отрицательная оцею рабочего фольклора как деградации крестьянского фольклора"2.
В 20-е годы П.Соболев констатирует, что фольклористы пребывают под ги зом исчезающего сарафана и расшитого крестьянского полотенца3. Он имел в в» что исследователи сводили фольклор лишь к его традиционным, устойчивым фор! мам, связанным с деревенской субкультурой, с крестьянским сословием. Все оста ное в большинстве случаев выводилось за рамки этого явления. П.Соболев справед ливо обращал внимание на то, что фабричный гудок, свист приводных ремней и несмолкаемый шум жизни в городе и на фабрике изменяют образ жизни. И это не мо* жет не отражаться на творчестве, на традициях, на образе жизни. Значит, необходи! мы новые подходы, новые критерии в оценке городской народной культуры.
Соотнесение нравственного и эстетического потенциала рабочего и крестьянского фольклора рождает ощущение их полной разнополюсности, противоположности, чтИ приводило и до сих пор приводит многих исследователей к полному отрицанию одного и всяческому возвеличиванию другого.
Начиная с П.Киреевского нарастают сетования по поводу исчезновения деревен» ской жизни, поэзии, гфоникновения в деревню "новомодной пошлости" в виде фаб4 рично-городской песни4. Сетуют на разложение и сужение ареала бытования фольш лора, его вымирание5. Навязывается представление о фольклоре как вечно умираю^
1 Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб., 1994. С. 10.
2 Восточнославянский фольклор. Словарь научной и народной терминологии.]
Минск, 1993. С. 394.
3 См.: Соболев П. Новые задачи в изучении фольклора//Револкщия и культурал
1929. № 1. С. 41.
4 См.: Соболев П. Песенники 90-х годов XIX века//Литература и марксизм. 1928,
№ 6. С. 86.
5 См.: Гусев В. Жив ли фольклор//Живая старина. 1995. № 2. С. 11.
НИ М явлении. "Живая региональная фольклорная культура переживает состояние
|да и угасания"1, - утверждает Б.Н.Путилов. "Нынешнее состояние традицион-фольклора в определенном смысле трагично, поскольку исторически законо-И111ч его угасание"2, - считает В.А.Лапин.
На самом деле было бы правильнее говорить о том, что традиционная культура не вырождается, не исчезает вместе с архаической культурой, а качественно изменяется, представляя новый (тип в ее развитии. Ее содержание начинают определять ценности пр'нютария-мещанина, городской субкультуры в целом.
Прослеживая логику этой трансформации народной культуры,
п. п(>ходимо вернуться к тем этапам функционирования, когда она
"|.1 (мвается под сильным воздействием не только крестьянского
• и повия, но и