double arrow

Структура современной народной художественной культуры

Традиционные формы

Инновационные формы

\|1члический Неофольклор Бытовое Фольклоризм Художественная
фЛДИЦИОННЫЙ) , художественное   самодеятельность
|».|Ц.КЛОр   творчество    
мныюэтический, драматический, бытовое бытовой самодеятельное
• и ишально- устно- поэтическое фольклоризм литературное
фамптический, поэтический, творчество,   творчество,
(.чкественно- музыкальный бытовое   хореографическая
|| п|(«разительный, и т.д. драматическое   самодеятельность,
и кираГИВНО-   творчество,   самодеятельное
<ц|| надвое   изобразительное   изобразительное
.... рчество   творчество, бытовое прикладное творчество   искусство, художественное производство изделий прикладно­го искусства

Если рассматривать традиционный фольклор и самодеятельное худо-•.. I венное творчество как разнополюсные явления, то между ними ока-ч.шлются неофольклор, фольклоризм, любительское творчество, обра-|ующие между собой сложную гамму смешанных явлений и форм.

Каждый вид фольклора и художественной самодеятельности имеет. ной набор (морфологию) жанров и их разновидностей. Например, музы­кальная самодеятельность включает оркестры (народные, эстрадные, нмфонические), инструментальные ансамбли, хоры и певческие ансамб-п1, в том числе фольклорные, и т.д.


52 Раздел I. Лекция 2

Таким образом, в самой народной культуре можно вычленить слой собственно традиционных образований, слой новообразова­ний и слой, функционирующий по смешанному типу, который занимает значительно большее пространство. Речь идет о том что слои чистого, аутентичного крестьянского, рабочего или студенче­ского фольклора в отдельности занимают значительно меньший объем в народной культуре, чем слои их образований; слой вто­ричных форм их бытования также мощнее, чем слой оригиналь­ных образцов. Это характерно, очевидно, лишь для конца XX в. с его "смесительным упрощением" художественной жизни.

Слои новообразований в культуре образуют самостоятельное разновекторное поле, обладающее мобильностью, открытостью. Это касается как их самостоятельности в плане заимствований из других слоев культур (они и рождены этим процессом), так и ди­намики происходящих в них трансформаций, изменений, обнов­ления. Сегодня наблюдается процесс заимствований не только маргинальными культурами из первоисточников, их образовав­ших, но и последние в свою очередь пользуются новациями от маргиналов, ибо творческий потенциал "чистых" культурных об­разований все более иссякает или даже иссяк. Новые открытия в народной культуре случаются на стыке разных культурных слоев, субкультур или даже с учетом заимствований от других типов культур. В качестве одного из характерных примеров можно ука­зать на формирование фольклорных явлений на основе двуязы­чия. Этот тип явлений имеет существенные особенности, связан­ные с полиязычной или поликультурной средой, причем такие явления могут возникать как в пределах одной этнической группы (но пользующейся двумя-тремя языковыми), так и смешанных этнических групп, взаимодействие которых осуществляется по различным аспектам культурной деятельности. Этот тип фольк­лорных образований можно отнести к одному из неофольклор­ных.

Речь идет о постепенном сокращении слоя прежнего, бытовав­шего еще столетие назад моноэтнического фольклора, приклад­ного искусства и их пополнении за счет новых форм народной культуры, которая перерабатывает образцы, жанры, приемы, сред­ства из профессиональной и массовой культур и превращает их в новую традицию. Поэтому использовать родовые определения, сло­жившиеся в народной культуре (традиционность, устность, коллек­тивность, вариативность), можно с учетом их современного прочте­ния, с известной долей исторической условности.


________ Структура народной художественной культуры 53

То, что вчера было традиционным, сегодня получает новое прочтение, включает в себя новые элементы. Одновременно про-П1 ходит отторжение еще недавно весьма важных живых элемен-гов, образцов, произведений, институтов.

Таким образом, можно говорить о том, что народная культура осгодня включает по меньшей мере следующие слои: архаический пни крестьянский, традиционный (конкретно-исторический) фольклор, неофольклор, бытовое массовое творчество (для каждой (и групп населения), фольклоризм, художественную самодеятель­ность. При этом не только на уровне системообразующем, но и | онкретно-жанровом разделить их порой весьма трудно, ибо в ка­ждом из них легко обнаруживаются черты и приметы других слоев ■мродной культуры. Современный народный мастер или худож­ник, например, являясь профессионалом, старается отражать в | ноем творчестве лучшие традиционные черты, но в то же время ни включает новообразования, старается отвечать законам массо-иого искусства или рынка.

Если взглянуть на народную культуру изнутри, то в ней легко <>(>наружить системообразующие элементы, которые представляют | обой самостоятельную инфраструктуру со своими образованиями, • цементами, жанрами, функционирующими по собственным за-р о нам, специфическим только для данной системы. Структура на­родной художественной культуры является открытой полиэле­ментной системой, объединяющей разнопорядковые образования, и том числе действующие в пограничных с другими слоями куль-|уры областях.

При этом в народной художественной культуре все типы обра-юваний действуют одновременно как культуровоспроизводящие, культурорегенерирующие и культуротранслирующие. Это касается п народного мастера, и фольклорного ансамбля, и самодеятель­ного любительского объединения. Каждый из них выполняет свои специфические социальные, творческие, организационные задачи. И то же время внутри самой народной культуры они формируют переходные или смешанные образования, которые относятся к двум или даже к трем типам образований, например, фольклор­ный ансамбль является любительским самодеятельным коллекти-иом, предметное поле деятельности которого фольклор, но в его иторичных сценических формах. Из представленных трех основ­ных типов образований в структуре народной культуры вытекает, что их структуру нельзя ограничивать одним типом культуровос-ироизводящих или культуротранслирующих элементов.



54 Раздел I. Лекция 2


Структура народной художественной культуры 55



В каждый из блоков (культуровоспроизводящий, культурореге-нерирующий и культуротранслирующий) включаются следующие элементы: в первый — формы народного творчества во всем т многообразии; во второй — формы деятельности социально-культурных институтов, в третий — морфология пограничных зон народной художественной культуры. Такое соотношение и взаи­морасположение структурных элементов может существовать лишь на разной степени структурирования.

Отметим, что на каждом уровне структурирования элементы народной художественной культуры образуют целостность незави­симо от того, какой слой народной художественной культуры (архаический или современный) они представляют. Это относится как к культурно-творческим образованиям, так и к институтам, разрабатывающим, например, научное, методическое обеспечение народной художественной культуры или ее трансляцию. Большая дифференциация наблюдается на уровне элементов конкретной художественной практики (школ, студий, ансамблей), но и в этом случае их отношение к народной художественной культуре может носить весьма условный характер.

Другими словами, распределение народной художественной куль­туры по различным элементам, сегментам, частям не более чем тео­ретическое занятие. В каждом из них можно не только обнаружить следы и составные всей народной художественной культуры, но и благодаря им она остается живым и всегда современным, конкретно-историческим явлением. Традиционное включает современное, и на­оборот, современное несет в себе традиционное. Например, многие жанры художественной самодеятельности, прежде всего народного плана, теснейшим образом связаны с различными пластами традици­онной музыки, драмы, пения, танца. На стыке этих форм образуются полиэлементные явления, которые сегодня занимают значительную часть культурного пространства (фольклоризм, бытовое творчество).

Морфология народной художественной культуры как специаль­ный предмет исследования не нашла еще должного отражения, и сегодня представлены в фрагментарном виде ее отдельные слои, блоки, явления. Прежде всего это относится к фольклору и деко­ративно-прикладному искусству. Современные формы любитель­ского искусства, неофольклорного творчества более аморфны во многих отношениях и по этой причине нередко не включается в общую структуру народной художественной культуры. Поэтому здесь изложены общие подходы к проблеме, позволяющие пред­ставить различные очертания, сегменты, образования народной художественной культуры как живого организма, включающего не


• ■■'и.ко сами явления этой культуры, но и множество структур,
■'■■ < почивающих ее сохранение, развитие, трансляцию. Без опре-
II иония их роли (весьма специфической) говорить о народной ху­
дожественной культуре можно лишь как о статичном явлении, без

юта всей сложности ее диалектического развития.

Через структуру народной художественной культуры, вероятно, южно проследить историческую логику становления и развития

• о основополагающих элементов, но сегодня об этом приходится
ЮЮрить лишь как об одной из задач истории и теории народной
■.уцожественной культуры.

ЛЕКЦИЯ 3

ЦЕННОСТНАЯ СИСТЕМА АРХАИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В СОВРЕМЕННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ

Народная художественная культура — полисоциальное явление. В < I формировании, развитии, сохранении в той или иной форме участ-"уют все социальные группы и слои общества. Естественно, что каж-чш группа имеет не только свое специфическое "лицо" как субъект культуры, по-разному включена в процесс ее бытования, но и свою ■■<юрическую точку отсчета включения в культурно-творческую дея-■ •-.иьность. Другими словами, фольклор рабочих не может иметь более 1>

Нюю точку отсчета, чем, скажем, культура мещанства, дворянства •■ни тем более крестьянства. Студенческая субкультура могла скла­дываться только с появлением этой социальной группы и т.д. Таким образом, можно говорить и о полистадиальности народной ч удожественной культуры, т. е. становлении и развитии в ней на оп­ределенных этапах или стадиях ее истории различных слоев и явле­ний, имеющих собственную точку отсчета. Говоря словами || Я.Проппа, "каждая стадия имеет свой общественный строй, иою идеологию, свое художественное творчество". Но дело еще и и Гом, что "всякий народ всегда проходит несколько стадий своего |М'жития, и все они находят свое отражение в фольклоре, оседают и нем, фольклор всякого народа всегда полистадиален"1. Образно иолистадиальность народной художественной культуры можно представить в виде дерева с кроной, кверху все более ветвящейся, расширяющейся. Ствол, уходящий в землю, представляет собой Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М., 1976. С. 30. 56 ___________________ Раздел I. Лекция 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: