Путь к правде

Спрашивали ли вы себя, где проходит граница между правдой и ложью? Вопрос хороший. Подумайте пару минут: что это за место, в котором ложь еще продолжается, но уже начинается и правда; до какого момента мы живем во лжи и с какого - вступаем на путь истины? Каждый из нас, конечно, будет рад узнать ответ. А может быть, и нет…

Рав Барух Ашлаг (Рабаш) на этот вопрос отвечает просто и понятно. Граница между правдой и ложью - пишет он, - проходит в месте, где человек начинает осознавать, что он находится во лжи./25/ Другими словами, осознание лжи является и началом выхода из нее. С того момента, как человек начинает понимать, что он находится во лжи, он вступает на путь, ведущий к правде.

Сейчас, после того, как мы немного поговорили о правде и лжи, прочитайте, пожалуйста, следующий отрывок из статьи Рабаша:

«Надо знать, что в любви товарищей есть преимущество, ибо человек не может себя обмануть, сказав себе, что любит общество. В отличие от любви к Творцу, где человек не может контролировать себя, любит ли он Творца по настоящему, т.е. хочет отдавать ему, или хочет получать ради себя». /26/

Помните тот вопрос, которым мы закончили первую часть урока: как мы узнаем, что находимся в отдаче? Ответ на этот вопрос содержится в статьях Рабаша.

Чтобы понять слова Рабаша, вначале нам необходимо остановиться на каббалистическом объяснении понятия «любовь». Любовь, согласно науке каббала, - это отдача, отдача без намека на личную выгоду. Когда Рабаш пишет о любви к Творцу, он подразумевает отдачу Творцу. И на эту высокую ступень должен подняться каждый из нас. Однако, как мы уже учили, проблема заключается в том, что в своей работе напрямую против Творца мы не можем проверить себя. Если мы попробуем работать в отдаче прямо на Творца, неизбежно обманем себя, мы будем думать, что уже находимся в связи с Ним.

Ложь - вовсе не бесполезная вещь. И вообще в нашем мире нет лишних вещей, все, что есть, создано с большой мудростью, чтобы привести нас к достижению цели нашей жизни. Ложь, как мы только что учили, - необходимый этап на пути к истине. Для того, чтобы ложь привела нас к правде, мы должны осознать ее.

Основная проблема в работе человека прямо напротив Творца в том, что человек может думать, что он уже установил связь с Творцом, и не осознавать, что на самом деле он находится во лжи. Это одна из разновидностей сладкой ловушки. Все выглядит так чудесно, что нет шанса выйти из этого состояния.

Поскольку мы еще не исправили себя и не получили способность к отдаче, для нас Творец остается понятием абстрактным. Поэтому мы не можем осознать и проверить себя. Действительно ли мы находимся в отдаче Ему? Каково наше отношение к Нему? Чисты ли мы в каждом личном обращении к Нему, в отдаче Ему?

Напротив, в «любви к товарищам», а именно, в отдаче товарищам, есть большое преимущество: мы не можем обмануть себя. В отличие от Творца, люди из нашего окружения реально ощутимы, они находятся рядом. У них есть свои желания, свое мнение и свое восприятие. В своих действиях мы можем проверить, действительно ли мы работаем с их желанием, как будто это наше желание, чисто ли наше намерение в отношении их и хотим ли мы только добра для них. И, как писал Рабаш, мы не можем обманывать себя и думать, что мы отдаем им, если это не является нашим истинным состоянием.

Важный принцип в духовной работе человека – проверка отношения к окружающим как мерило нашего отношения к Творцу, к свойству отдачи. Этот принцип называется «от любви к ближнему до любви к Творцу». Только из действий по отдаче товарищам можно прийти к раскрытию Творца. Невозможно раскрыть Творца напрямую. Для того, чтобы научить нас отдавать Ему, Творец скрыл себя и оставил нас в группе людей, подобных нам, чтобы в исправлении отношений между нами мы раскрыли Его.

Здесь важно подчеркнуть, что исправить наше отношение к ближнему не означается раздавать улыбки всем подряд, помогать нуждающимся или вовремя платить налоги. Исправление, о котором говорит наука каббала, - это внутреннее исправление намерения. Любое внешнее действие не принесет пользы, если неверно намерение, стоящее за действием.

Только по нашему отношению к окружению мы можем проверить, насколько в действительности мы находимся в отдаче. И если выясняется, что мы вовсе не в отдаче, что до сих пор работаем с намерением для себя, то это значит, что уже осознана ложь, в которой мы находимся. И следовательно, уже можно обратиться к свету, возвращающему к источнику, с сильной и ясной просьбой, направленной на исправление, на приобретение свойства отдачи, связи с Творцом.

Отсюда и дальше начинается путь к истине.

Проверь себя:

  • В чем заключается преимущества работы с окружением по сравнению с работой прямо напротив Творца?

«Ну-ну-ну!»

Исправить отношение к ближнему является главным условием раскрытия Творца. Отсюда многие студенты, которые только начинают изучать основы каббалы, приходят к отождествлению науки каббала и этики. В последней части урока попытаемся выяснить, чем отличаются друг от друга этика и наука каббала.

Мир – опасное место, чтобы жить в нем. Не нужно быть Альбертом Эйнштейном, чтобы понять это. Все же, если мы спросим известного физика, почему, по его мнению, мир - это опасное место, то ответ будет мгновенным и ярким, как вспышка молнии: Мир опасен не из-за людей, совершающих зло, а из-за тех, кто видит это но проходит мимо, как будто не видит.

С этими простыми и мудрыми аксиомами не стоит спорить. Ясно всем: чтобы покончить со злом, необходимо уметь противостоять ему. Не важно, какой высоты забор мы построим вокруг своего жилища или насколько крепко задвинем ставни на окнах. Если мы ничего не сделаем против зла, буйствующего снаружи, в конечном итоге оно придет и в наши дома.

Итак, с этим все понятно. Вопрос в том, что делать?

На первый взгляд, ответ прост: необходимо научиться как нам обуздать свое эго (желание получать). Каждый разумный человек согласится с этим. И, действительно, на протяжении всей истории развития человечества многие считали, что именно эго является источником зла. На этой концепции базируются и все нравственные законы, действующие в обществе. По мере того, как эго растет и все больше проявляет себя, становится яснее, что оно является причиной всех бед. Нам кажется, что если обуздать и ограничить эго, то можно построить здоровое общество, и тогда мы будем жить в лучшем мире.

Однако исторический опыт свидетельствует, что нравственные законы, выработанные человечеством, попросту не работают. Наука каббала говорит нам о системе исправления, а не о принципах устанавливающих этические нормы. Если мы разберемся в ее особенностях, то избежим ненужных ошибок и будем точно знать, что делать, чтобы избежать опасности, нарастающей в мире.

Правила морали предписывают, что обуздать растущее эго можно только путем его подавления, в основном, при помощи наказания и порицания со стороны общества или самодисциплиной, чтобы не входить с обществом в ненужные трения. Это начинается почти со дня нашего рождения – с неизбежных «ну-ну-ну!» от папы и мамы – и продолжается до нашей смерти. Вор, мошенник, убийца, - любой, кто нарушает законы общества, получает наказание и отрицательное отношение со стороны окружающих. Так действует тот самый, попросту говоря, здравый смысл, который лежит в основе всех этических норм.

Но дело в том, что любые наши попытки обуздать свой эгоизм окончиваются ничем. Наоборот, со временем эго только увеличивается и, как бы мы ни старались ограничить его, оно растет. Точно как мифологическое чудовище, у которого на месте одной отрубленной головы вырастает две.

Причина проста: согласно замыслу творения, желание получать имеет свою программу развития и не в наших силах приостановить ее действие. Поэтому наука каббала, которая объясняет нам замысел творения, не занимается исправлением самого желания получать. Согласно каббале, невозможно исправить желание получать, да и нет в этом необходимости. Проблема заключается не в нашей природе получать, а в нашем стремлении получать только для личной выгоды. Другими словами, проблема не в желании, а в намерении – его-то мы и должны исправить.

Фактически, каббалистический подход к работе с желанием человека получать в корне отличается от подхода, который определяется законами этики. Если последние считают, что следует подавлять или уменьшать желание получать, то каббала, наоборот, говорит именно о необходимости его увеличения. Человек, изучающий каббалу, чувствует, что его желание получать развивается и растет. Он учится познавать его на всех стадиях роста, преодолевает его и параллельно учится правильно пользоваться им, получать внутрь него наслаждение, обещанное ему замыслом творения (см. схему.1). Поскольку, чем больше человек раскрывает в себе желание получать с целью его исправления, тем быстрее подвигается его духовное развитие. Как сказано: «Тот, кто более возвышен над своим товарищем, его злое начало возвышено над ним»./27/

Наслаждение

 
 


Духовность

исправление

махсом желания

Схема 1

Итак, несмотря на то, что и каббала, и этика говорят о необходимости исправления отношений между нами, каббалистическая система исправления в корне отличается от методов, установленных законами этики. Каббала не верит в результативность наказания или подавления. Согласно науке каббала, отношения между нами можно исправить, только изменив намерение. Ради этого и дана нам эта наука. Никакое другое решение не поможет.

Есть дополнительное отличие между наукой каббала и этикой. Наука каббала – это метод раскрытия Творца творениям в этом мире. В отличие от законов этики, каббала не предполагает исправление человеческого сообщества. Эта наука дана нам для того, чтобы приподнять нас на более высокий уровень по сравнению с тем, на котором мы находимся в нашем мире. По каббале, исправление отношения к «ближнему» - это не цель, а средство раскрытия духовного мира.

Существуют также и другие различия. О них поговорим дальше.

Проверь себя:

  • Каково основное различие между законами этики и наукой каббала?

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: