Счетовод

Во второй части урока поговорим о свободе выбора. Это одна из самых важных тем не только в изучении науки каббала, но и в жизни каждого человека. Даже если на первый взгляд она кажется слишком отвлеченной или не связанной с нашей жизнью, то очень скоро мы убеждаемся, что все как раз наоборот.

У младенца нет свободы выбора. Он способен только на простые действия, такие как еда, сон и так далее, которые происходят автоматически. Если голоден, он плачет; если устал, он засыпает. Он постоянно неосознанно управляется заранее заданной внутренней программой, с которой появился на свет.

Подрастая, ребенок приобретает новые умения. Он начинает ползать, потом ходить; он играет одними игрушками и не интересуется другими. Создается впечатление, что у него уже возникает осознанный выбор. Но более глубокий взгляд на эти процессы показывает, что положение не изменилось. Ребенок продолжает управляться системой внутренних свойств, с которыми родился без учета его собственного выбора. И далее вырастая, он развивается под влиянием своего окружения. И это тоже не является его выбором.

А что происходит со взрослым человеком? Интуитивно мы склонны считать, что у взрослого есть свобода выбора, что он имеет свои желания и свои мысли. Но и здесь, если мы заглянем поглубже, то выясним, что взрослый управляется таким же образом, как и младенец. Вся разница в том, что система принятия решений у взрослого шире и это расширение создает у него иллюзию свободного выбора.

Никто из нас не выбирал, когда ему родиться и у кого. Никто из нас не выбирал свои гены, благодаря которым формируются его внутренние свойства, определяющие характер и наклонности и влияющие, в конечном счете, на его решения. Никто из нас не выбирал окружение, в котором он рос и воспитывался, окружение, которое практически выстроило его как взрослого человека, согласно его внутренним свойствам. Выходит, что нет конкретного ответа на вопрос, в чем проявляется наша свобода выбора?

Кроме того, есть еще одно дополнение: никого из нас не спрашивали, хотим ли мы родиться с желанием получать, которое в сущности полностью управляет нами, следуя простому расчету: получить максимум удовольствия с приложением минимума усилий. Наши взаимоотношения с желанием получать подобны перчатке, надетой на руку. Мы в данном случае находимся в роли перчатки. Согласно природе, желание получать хочет наполниться удовольствием и, не спрашивая никого, выбирает действие, которое обеспечивает ему максимум наслаждения при минимальных затратах.

Мы не раз слышали: «Дают – бери, бьют – беги». Верно, это - клише, но, как и любой другой речевой стереотип, содержит в себе простую истину. Получить удовольствия и избежать страданий – вот два основных свойства, присущих каждому человеку. Иногда кажется, что есть люди, которые словно ищут страданий и ни в каком удовольствии не заинтересованы. На самом деле, это только видимость.

В каждом из нас сидит маленький бухгалтер-счетовод, который называется «желание получать», и ведет свои подсчеты. Каждое действие, даже самое маленькое, рассчитывается по показателям дебит и кредит (приход и расход) по формуле: необходимые вложения (усилия, страдания) по отношению к ожидаемой прибыли (удовольствие). При наличии активного счета (прибыльного), выдается указание выполнить действие; когда счет пассивный, поступает приказ действие не производить.

Иногда наш внутренний счетовод производит сложные расчеты. Он принимает в расчет временные убытки с тем, чтобы получить выгоду в дальнейшем. Например, он посылает кого-то в институт учиться на инженера четыре года, перебиваясь случайными приработками и живя в студенческом общежитии. Несмотря на трудности, по завершению учебы у этого человека будет достойная профессия, а в дальнейшем высокий статус и материальный достаток. При окончательных подсчетах, выясняется, что дело того стоило.

Подведем некоторые итоги. Итак, мы не выбираем наши внутренние свойства; окружение, в котором растем и воспитываемся. Мы не выбираем нашу природу с ее желанием получать, которая изнутри руководит нами. Таким образом возникает большое сомнение насчет существования свободы выбора. Как пишет Бааль Сулам в своей статье «Свобода воли»: «Наше представление о понятии, выражаемом словом “свобода”, очень туманно, и если мы углубимся во внутреннее содержание этого слова, от него почти ничего не останется».

И все же человек без права выбора, как птица без крыльев. Должна быть какая-то точка выбора, иначе какой смысл во всем этом гомоне, называемом «жизнью»?! Если нас создала добрая, созидательная сила, как об этом пишут каббалисты, познавшие ее, то не может быть, что она создала нас марионетками, куклами на ниточках, без возможности обрести свободу. Если так, то добрым это дело не назовешь.

Короче, история вовсе не простая. Как верно заметил знаменитый еврейский писатель Исаак Башевис Зингер: «Мы должны верить в свободу выбора – у нас просто нет выбора».

Проверь себя:

  • Назови три фактора, которые на уровне подсознания влияют на принятие нами решений.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: