Sabbath Bloody Sabbath

Наивысшее место в хит-параде Великобритании: 4
Количество недель в ТОР-10: 6
Дата релиза в Великобритании: ноябрь 1973
Наивысшее место в хит-параде США: 11
Количество недель в ТОР-10:-
Дата релиза в США: ноябрь 1973
Место записи: Clearwell Castle
Продюсеры: Black Sabbath

1. Sabbath Bloody Sabbath (Iommi - Butler - Ward - Osbourne) 5:45
Новое и очень симпатичное звучание группы проявилось сразу же - в первой и заглавной композиции. Великолепная вещь с достаточно частыми сменами темпа, в которой музыкантам удалось органично связать в единое целое мрачные хардроковые фрагменты с резким гитарным риффом и приджазованные кусочки с прозрачным, полуакустическим звучанием. Номер производит потрясающее впечатление - и своим замыслом и его воплощением в жизнь. К этой песне команда по настоянию Тони Айомми уже в первой половине 70-х сняла самый настоящий клип, действие которого разыгрывается в типичном английском лесу в Мидлэнде в начале осени, в тех краях изумительно красивой и чуть печальной. Многообразие и нестандартность - вот два главных лозунга этого альбома, которые можно смело начертать на обложке этого шедевра.

2. A National Acrobat (Iommi - Butler - Ward - Osbourne) 6:13
Явная композиторская и исполнительская удача! Печальный и очень мелодичный рифф "цепляет за живое", а аранжировка и вокал полностью соответствуют этому настроению. Правда, вторая и более "громкая" половина песни уступает дебютной в "пронзительности", но в целом получился великолепный номер.

3. Fluff (Iommi - Butler - Ward - Osbourne) 4:09
Гармоничная и очень светлая по настроению инструментальная пьеса. Главная роль в ней принадлежит Айомми, на счету которого партии акустической гитары, соло-гитары и клавишных. Отдаленно опус напоминает "Prelude In С - Major" Иоганна Себастьяна Баха, но лишь очень отдаленно!

4. Sabbra Cadabra (Iommi - Butler - Ward - Osbourne) 5:58
Подлинная жемчужина альбома, да и, наверное, всего творчества "Black Sabbath" периода Оззи Осборна. Партии синтезатора и фортепиано в этой вещи исполнил один из лучших рок-клавишников Рик Вейкман (Rick Wakeman) из группы "Yes", который прекрасно прочувствовал общий настрой композиции и мастерски наполнил номер не только клавишными изысками, но также местами придал музыкальной ткани изрядную долю психоделии.

5. Killing Yourself To Live (Iommi - Butler - Ward - Osbourne) 5:42
Эта вещь, родившаяся еще во время работы над "Vol.4" и по каким-то причинам не вошедшая в него, была доработана и записана заново во время работы над пятым студийником. Айомми добавил собственную партию на синтезаторе, усилившую "тяжелое" звучание. Большинство песен альбома имеют беспросветные тексты с реальной, жизненной основой, и этот текст - одна из подобных квинтэссенций. Кстати, уже в 80-е годы экс-вокалист "Led Zeppelin" Роберт Плант заявил: "...Приторные песни о Ее Величестве Любви распевали не мы одни. Об этом тогда пели все. Почему же "Black Sabbath" вызвали ярость тех, кто эксплуатировал высокие идеи? Потому что все мы понимали правильность точки зрения Оззи Осборна. Вспомним, в песне "War Pigs" было открыто заявлено, что любовь не может победить военно-промышленный комплекс".

6. Who Are You (Iommi - Butler - Ward - Osbourne) 4:10
Музыкальная палитра группы на этой пластинке обильно насыщена клавишными и акустическими инструментами, которые раньше использовались музыкантами не так уж часто. В случае данной композиции нетипичность можно объяснить тем, что и музыка, и обращенный к Богу текст созданы Осборном фактически единолично. Надо отдать Оззи должное - результат получился впечатляющим. Это даже не "чистый" хард-рок, явственно присутствие элементов арт-рока, или, как его еще называют, - прогрессива. Именно за счет подобных нехарактерных номеров группа раздвигала собственные горизонты восприятия окружающего мира. Впрочем, предоставим слово не замеченному в расточении неумеренных комплиментов коллегам-кокурентам Ритчи Блэкмору (Ritchie Blackmore) из "Deep Purple". Вот что сказал рок-гитарный мэтр: "Композиции "Sabbra Cadabra" и "Who Are You" поразили меня своей абсолютной законченностью, в них был найден идеальный гармонический баланс, отсутствовали слабые места". Как говорится, комментарии излишни.

7. Looking For Today (Iommi - Butler - Ward - Osbourne) 5:02
Предыдущий номер плавно переходит в очередной шедевр. И вновь клавишные, вновь обилие акустики, а кроме того - партия на флейте, исполненная Айомми. Интересно, что единственным человеком, выразившим недовольство подобными стилистическими метаморфозами "Black Sabbath", являлся наш главный герой. Осборн был против усложнения музыкального языка и аранжировок, он ратовал за возвращение к более простым формам выражения, таким же примитивным, но доходчивым как на первых альбомах: "Я тогда много хорохорился и хотел, чтобы мы играли попроще. Но у меня ничего не вышло. Всем заправляли Гизер и Тони, а мы с Уордом, периодически приходя в себя от беспрерывного пьянства и нюхания кокаина, только выполняли свои роли. Но ведь получалось неплохо, черт возьми! Это я только потом понял".

8. Spiral Architect (Iommi - Butler - Ward - Osbourne) 5:32
Последний музыкальный номер ставит достойную финальную точку. Прекрасные мелодии; выверенная аранжировка, в которой пойман идеальный баланс ритм-секции и отлично оркестрованных струнных (стрингс); проникновенный вокал с использованием двух-голосий; профессионализм инструменталистов - ряд достоинств можно продолжить, но подобным композициям - да и альбомам -комплименты не требуются...

На конверте пластинки, а точней на задней ее стороне слушатель мог разглядеть сцену прощания умирающего с неподдельно скорбящими друзьями и близкими. В то же самое время лицевая сторона пластинки изображала дьявольскую оргию над угасающей душой, участниками которой - в их истинном свете - являлись те же самые друзья и родственники. Подобное оформление было воспринято неоднозначно, и первый тираж пластинки в США был упакован в непрозрачный черный пакет. В музыкальном отношении альбом оказался бестселлером, наиболее продаваемой пластинкой за всю историю команды, а значит и самым популярным диском, что свидетельствовало о признании публикой его несомненных достоинств и отразилось во всех возможных таблицах популярности и хит-парадах. Однако никто и не мог предположить, что дальнейшие события в истории группы приобретут неожиданно мрачный и даже трагический характер.

После выхода альбома последовали гастроли по Европе, Великобритании и Северной Америке. В декабре 1973-го группа на своем общем собрании решает отказаться от услуг Уилфа Пайна. Пайн недолго думая подал на группу в суд и выиграл его. Почти одновременно с этим возобновил свой иск и Джим Симпсон, который тоже решил окончательно разобраться с командой на юридическом поле. Два судебных процесса, начатые против "Black Sabbath", были проиграны музыкантами, что привело к почти катастрофическим финансовым потерям, перерыву в концертной деятельности на 8 месяцев и почти полуторагодичной паузой в студийной работе. Последний концерт перед этим перерывом состоялся на крупном фестивале в Калифорнии, ныне известном как "California Jam". "Саббат выступали сразу перед "Deep Purple", за которыми, в свою очередь, следовали хэдлай-неры этого мероприятия - суперпопулярные в тот момент "Emerson, Lake & Palmer". Ныне фрагменты этого выступления группы доступны меломанам на видео. Но не обошлось без скандала. За двадцать минут до выхода на сцену Айомми вдруг вообразил, что уже давно не репетировавшую группу ожидает фиаско и отказался играть. Однако организаторы мероприятия оказались ребятами не промах. Они пригрозили изъять у участников команды рабочие визы и аннулировать все будущие гастрольные контракты. Перспектива новых финансовых издержек испугала Тони больше, чем явная неготовность квартета выступить. Они вышли на сцену, но отыграли неважно. Гизер вспоминал: "Выглядели мы кошмарно. То, что мы "лажали", слышал даже я, хотя я на своем усилителе выставил чудовищную мощность. Но этой толпе было все равно. Достаточно было того, что мы просто вышли и играли. А как - им было до лампочки ".

Трудно в это поверить, но следующее выступление "Black Sabbath" состоялось только летом 1975 года, во время американских гастролей в поддержку их нового, шестого альбома. Эти пятнадцать месяцев оказались заполненными различными событиями. В первуюочередь работой над материалом и фонограммой новой пластинки, которая растянулась почти на год. Во вторую очередь многочисленными выплатами по результатам решений вышеупомянутых судебных процессов, а в третьих, тем, что Билл Уорд и Оззи Осборн по очереди побывали в психиатрических клиниках. Почему? Как говорят на Руси - допились до чертиков. У Оззи вообще случился приступ натуральной белой горячки (Saint Vitus Dance), во время которого он чуть не убил свою жену Тельму. Перед Осборном замаячила перспектива развода, но в тот раз обошлось. К тому времени у Ос-борна родился второй его ребенок - сын Луис Джон (Louis John). С Биллом дело обстояло хуже, хотя он и не кидался на близких. Барабанщик итак обладал не самым прочным здоровьем и выносливым организмом, и эту "хлипкость" он усилил почти непрерывным употреблением кокаина и безмерным поглощением виски. Подобный адский коктейль едва не довел Уорда до гробовой доски, но его вовремя откачали.

Айомми с Батлером просто места себе не находили от злости на подобную эгоистичную безалаберность своих коллег. Тони вполне серьезно заявил о поиске адекватной замены двум музыкантам, но Гизер, верный друг детства Осборна, сумел отговорить его от этой идеи. Справедливости ради следует отметить следующий факт. В 1973-74 годах в Западной Европе разразился жесточайший энергетический кризис - такого не было ни до, ни после. Кризис ударил по практически всем сферам жизни, встала, в буквальном смысле, промышленность многих стран, замерла обыденная жизнь, длинные вереницы оставшихся без топлива машин выстроились на автодорогах Европы. Великобритания не осталась в стороне. Энергетический дефолт отразился и на музыкальной жизни. Резко возросли арендные ставки на студии звукозаписи, подпрыгнули цены на весь процесс производства виниловых дисков, в те времена являвшихся основным звуковым носителем. Многие достаточно богатые команды смогли избежать негативных последствий этих событий, но "Саббаты", похоже, "попали". Батлер и Осборн до сих пор фактически в унисон утверждают, что коллективом в то время был записан альбом, который так и не был реализован.

В январе 1974 года на пост менеджера группы заступил знаменитый Дон Арден (Don Arden), которого иногда называли "вторым Питером Грантом" в честь славного менеджера "Led Zeppelin". Арден славился немногословностью при решении возникающих перед ним задач, а также способностью выкрутиться из самой тяжелой ситуации. Первое что он сделал, так это нанес визит в больницу к Осборну. Вместе с Доном вокалиста посетила его дочь Шэрон, юное создание, не подозревавшее, что едет в гости к будущему мужу. Шэрон вспоминает, что ей было очень жалко лежащего на койке Оззи, который выглядел как живой труп. Может именно эта жалость и дала толчок первой симпатии? А пока Дон популярно и в двух словах объяснил Осборну его перспективы - если через неделю тот не вернется в нормальное состояние, то может оставаться здесь навсегда. Похоже, новый менеджер сумел найти нужные слова, поскольку уже через десять дней Оззи Осборн находился в студии, где шла работа над шестым студийным альбомом "Black Sabbath".

Запись проходила очень тяжело сразу по двум причинам. Во-первых, Айомми сдвинулся в сторону еще большего усложнения музыки, что, как мы знаем, противоречило точке зрения Осборна. А во-вторых, Уорд и Осборн были весьма далеки от своих нормальных физических кондиций, что порой неоправданно затягивало сеансы записи. Наконец, пластинка с названием "Sabotage" была готова и поступила в продажу. Продюсерами альбома вновь выступили сами музыканты, а помогал им звукоинженер Майк Батчер (Mike Butcher).




double arrow
Сейчас читают про: