Sabotage

Наивысшее место в хит-параде Великобритании: 7
Количество недель в ТОР-10: 8
Дата релиза в Великобритании: июль 1975
Наивысшее место в хит-параде США: 28
Количество недель в ТОР-10: -
Дата релиза в США: июль 1975
Место записи: Morgan Studios (London & Bruccels)
Продюсеры: Black Sabbath & Mike Butcher

1. Hole In The Sky (Ionuni - Butler - Ward - Osbourne) 4:00
Столь забойного "металлического" вступления у "Black Sabbath" еще не было! Команда выкладывает весь свой драйв в запоминающийся рифф, придуманный Айомми. По аранжировке композиция достаточна проста, хотя для получения мощного гитарного звучания Тони использовал около полудесятка наложений. Текст песни - личные впечатления Оззи от пребывания в "психушке".

2. Don't Start (Too Late) (Iommi - Butler - Ward - Osbourne) 0:49
Прекрасный акустический инструментал с техничной гитарной игрой, помешенный между двумя "громкими" сочинениями в стиле "heavy metal", великолепно оттенил мощь и драйв обоих номеров.

3. Symptom Of The Universe (Iommi - Butler - Ward - Osbourne) 6:30
Один из наиболее запоминающихся номеров группы, очень часто исполнявшийся на концертах. Батлер, как основной композитор, вспоминал, что музыкальная идея песни возникла у него во время одной из репетиций, когда команда играла "Paranoid", пытаясь "разогреться" к сеансу записи. Удерживать внимание слушателя все шесть минут мощными риффами музыканты не решились и сделали уже ставшую типичной для коллектива полуакустическую вставку в середине номера. Осборн сопротивлялся до последнего, совершенно справедливо утверждая, что подобный фрагмент лишь усложнит использование номера "живьем".

4. Megalomania (Iommi - Butler - Ward - Osbourne) 9:43
Мрачные мотивы преобладают в текстах группы - перед нами вновь "опыт", приобретенный Осборном за время пребывания его в клинике. Вязкое начало песни, в середине которой происходит резкий переход к более темповой части. И вновь обращает на себя внимание богатство аранжировки и впечатляющий арсенал инструментов. Вторым голосом подпевает Билл Уорд, который и сам мог подписаться под каждой строкой этой песни. Пение барабанщика создает какое-то дьявольское восприятие номера. В концовке песни был задействован целый симфонический оркестр. Несмотря на глобальный замах, вещь, бесспорно, несколько затянута.

5. Thrill Of It All (Iommi - Butler - Ward - Osbourne) 5:56
Прекрасный номер выполнен достаточно традиционно. Мелодичный переход в середине номера, сдобренный мощным звучанием синтезатора, придал композиции элементы оптимистического звучания. За подобный текст церковь, мягко говоря, по головке не погладит, но Осборну было наплевать - он считал, что точно отразил взаимоотношения человечества и Бога.

6. Supertzar (Iommi - Butler - Ward - Osbourne) 3:44
Отличный инструментам с использованием хора. Айомми подарил слушателю целый букет интересных мелодий и продемонстрировал тонкость и мастерство аранжировщика. Неизвестно имеет ли название опуса какое-либо отношение к русским монархам, поскольку на Западе словом "tzar" принято называть династию Романовых. С другой стороны, это же слово, пришедшее из древнееврейского языка, означало Божество, Властителя. Исходя из общей текстовой концепции альбома, следует считать более правильным второй вариант.

7. Am I Going In Sane (Radio) (Iommi - Butler - Ward - Osbourne) 4:17
По одной из версий Осборн собирался дать своему первому сольному альбому именно такое название. Здесь вновь возникает тема паранойи, которая не оставляет Оззи всю его сознательную жизнь. Музыкальная палитра группы, на этом альбоме столь совершенная, расширена за счет интересного приема - Батлер пропустил бас через "квакушку", при этом одновременно использовал гитарный синтезатор. Возникло потустороннее, "подводное" звучание, а завершилось все дьявольским смехом и дикими воплями.

8. The Writ (Iommi - Butler - Ward - Osbourne) 8:43
Композиция началась с бас-гитарной пульсации, но вскоре "взорвалась" активной игрой всего коллектива. Масса ритмических переходов, сбивок и остановок постоянно удерживают внимание и производят ошеломляющее впечатление, а тут еще резкий - до боли - вокал Осборна. После пяти минут звучания начинается прозрачная и светлая медленная часть. Кроме того, группа позволила себе небольшой стеб - если прослушивать трек на максимальной громкости, то в самой его концовке на заднем плане слышны фортепьянное треньканье и утрированное пение песни "Blow On The Jug" группы "Nitty Gritty Dirt Band"! И знаете, кто ее исполнил? Билл и Оззи на пару, будучи в состоянии сильнейшего подпития. (Уорду до сих пор стыдно слышать это пение.)

Вот такой абсолютно не пафосный финал альбома. Ну и, конечно же, стоит отметить обложку альбома - ее идея и воплощение достойны поощрения. Теперь несколько слов об альбоме в целом. Если "Sabbath Bloody Sabbath" представлял собой набор однородных и достаточно сложных по аранжировке музыкальных произведений, существенно отличающихся от более ранних альбомов, то "Sabotage" включал в себя как номера, сходные с ранним творчеством "Саббат", так и композиции в духе предыдущего студийника. Может быть именно подобная двоякость стала причиной того, что новая пластинка не заняла в хит-параде позиций, достигнутых альбомом "Sabbath Bloody Sabbath". А может быть - и это скорее всего - на снижение популярности повлияло произошедшее в середине 70-х общее падение интереса к тяжелому року.

Однако, хотя альбом и не достиг таких рекордных тиражей, как предыдущее творение группы, можно смело говорить о том, что популярность группы стала наивысшей за все время ее существования. В самой Англии на осень 1975 года "Black Sabbath" однозначно позиционировались как вторая после "Led Zeppelin" "тяжелая" отечественная группа. Более того, именно успех альбома "Sabotage" привел нескольких британских журналистов к идее создания отдельного "хард-рокового" хит-парада, в шутку названного "Парадом Железных Дверей". На одной из FM-радиостанций такой парад просуществовал три года, пока не появились специализированные "металлические" журналы. В Штатах альбому также сопутствовала удача. И хотя там с "Led Zeppelin" конкурировали "Grand Funk Railroad", но и для "Саббат" нашлось свое место под солнцем. Так в октябрьском номере журнала "Circus" за 1975 год первая тройка участников хитпарада альбомов выглядела следующим образом:

1. Led Zeppelin "Physical Graffiti"
2. Black Sabbath "Sabotage"
3. Alice Cooper "Welcome To My Nightmare"

Оззи Осборн:
"Ядо сих пор не очень доволен этим альбомом. Дело не в качестве музыки, которое было достаточно высоким. Дело было в самой музыке. Теперь наши композиции стали настолько сложными, что впору было гастролировать с хором и симфоническим оркестром. Но мы не могли себе этого позволить. Да никто так тогда и не делал. Именно в это время и именно на почве творческих разногласий наши отношения с Тони стали катастрофически быстро ухудшаться".

Начавшиеся американские гастроли сопровождались невиданным доселе ажиотажем. Билеты раскупались с чудовищной скоростью, а новый диск стал едва ли не культовым в среде сатанистов, ибо американские сатанисты даже не удосужились толком разобраться в истинном значении текстов группы. Зато перед самими музыкантами возникла непростая проблема адекватного воспроизведения нового материала на сцене. Команда была вынуждена включить в состав гастрольной группы клавишника. Им стал Джезз Вудрафф (Jezz Woodruffe), который никогда не находился на сцене, а играл за кулисой. Зато его инструмент прекрасно слышен на всех "живых" записях того времени. Кстати, "разогревали" наших героев никто иные как группа "Kiss".

Во время гастролей по Штатам, которые продлились почти до конца года, журнал "Life" поручил своему корреспонденту взять интервью у Оззи Осборна. Разговор состоялся за кулисами одного из концертов. Корреспондент вел себя не очень корректно, каждый раз стремясь сложными вопросами поставить Осборна в тупик. Но это не удавалось. Тогда журналист пошел напролом: "Почему "Black Sabbath " играют такую мрачную музыку?". Ос-борн взял театральную паузу, и когда корреспондент в душе уже приготовился праздновать победу, ответил: "А что - есть повод для радости? Поделитесь - посмеемся вместе!".

Концовка интервью была скомкана, поскольку репортер не смог оправиться от подобного поворота в разговоре. Бывший битл Джон Леннон (John Lennon), когда прочитал эти слова Осборна, заметил, что из Оззи в будущем вполне может получиться второй "Леннон", поскольку Джон сам славился умением ставить прессу на место. Ну и скромностью особой он не отличался.

Вернемся к гастролям. Конечно, "Саббаты" испытывали немалые трудности при исполнении новых номеров "живьем", тем не менее они с этой задачей справились. В 2002 году на "Vertigo" вышел сборник "Past Lives", состоящий из двух компакт-дисков. На первом был запечатлен уже упоминавшийся концерт "Live At Last", а второй содержал девять "живых" композиций группы, записанных в разноевремя и в разных местах. Так вот три из них - "Hole In The Sky", "Symptom Of The Universe" и "Megalomania" были записаны во время американского тура 1975 года. Если отбросить несколько взвинченную атмосферу, столь характерную для Оззи при "живом" исполнении, то следует признать, что группа отыграла отлично. Правда в " Hole In The Sky" загнали чудовищный темп, но с кем не бывает?..

После возвращения с американского тура Оззи Осборн совершает свой очередной "подвиг". Семья вокалиста уже давно жила в отдельном доме, во дворе которого находилось достаточно внушительное хозяйство. Среди разной живности имелись цыплята числом не менее 50 штук. Взвинченный Осборн вернулся с гастролей и вид мирно щебечущих желтых комочков вдруг привел его в состояние жуткой злобы. Осборн рванул в дом, схватил арбалет и устроил охоту за птенцами. Неравный "бой" продолжался целых два часа, пока Оззи не перебил всех птиц. Откуда арбалет? Так ведь вокалист начиная с 1972 года собирает коллекцию старинного оружия, и среди этого собрания есть несколько экспонатов, которые вызывают зависть у профессионалов. Кроме того, Оззи умудряется содержать оружие в отличном состоянии...

Следствием заметной популярности "Black Sabbath" стал выпуск компанией NEMS (подписание контракта с которой обеспечил Дон Арден) первого официального сборника группы с характерным и двусмысленным названием "We Sold Our Souls For Rock'N' Roll" ("Мы продали наши души за рок-н-ролл"). Пластинка пользовалась огромной популярностью у публики и в конечном итоге достигла "платинового" статуса в США.

После американских гастролей можно было продолжать триумфальное концертное шествие по миру, однако "Саббат" ограничились проведением британского тура и вновь заперлись в студии. Правда, противоречия между Айомми и Осборном обрели уже столь очевидный характер, что ближайшее окружение музыкантов посчитало, что дни группы сочтены. Работа над новой пластинкой началась в марте 1976 года и растянулась аж до сентября. А в октябре альбом, на обложке которого были изображены целующиеся роботы (Оззи называл их "трахающимися") появился в продаже. Носил он название "Technical Ecstasy". Продюсировали пластинку опять сами музыканты, а помогал им в этом процессе известный по работе с "Jethro Tull" звукоинженер Робин Блэк (Robin Black). Он принимал участие и в записи предыдущего альбома группы, но в качестве инженера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: