Два приема пищи в день

Д- р Ос­тин пи­шет: «В дей­с­т­ви­тель­нос­ти рас­п­рос­т­ра­нен­ные сре­ди лю­дей вку­сы и прис­т­рас­тия име­ют сво­ими кор­ня­ми ско­рее со­ци­аль­ные при­выч­ки, не­же­ли фи­зи­оло­ги­чес­кие пот­реб­нос­ти».

Привычка есть три ра­за в день се­год­ня при­ня­та пов­се­мес­т­но. Но как сви­де­тель­с­т­ву­ет ис­то­рия, ни од­на на­ция в прош­лом не име­ла та­кой при­выч­ки. В пе­ри­од воз­вы­ше­ния Гре­ции и Ри­ма гре­ки и рим­ля­не ели один раз в день. Д-р Ос­вальд пи­шет: «Свы­ше ты­ся­чи лет од­но­ра­зо­вое пи­та­ние бы­ло пра­ви­лом в этих двух стра­нах, ко­то­рые мог­ли мо­би­ли­зо­вать ар­мии из муж­чин, каж­дый из ко­то­рых был под стать сов­ре­мен­но­му ат­ле­ту, из муж­чин, ко­то­рые сут­ка­ми бы­ли на мар­ше с гру­зом же­лез­ной аму­ни­ции (не счи­тая одеж­ды и про­ви­зии), ко­то­рый сва­лил бы лю­бо­го сов­ре­мен­но­го но­силь­щи­ка». Да­лее: «Рим­ля­не в пе­ри­од рес­пуб­ли­кан­с­ко­го прав­ле­ния вос­ста­нав­ли­ва­лись пос­ле го­ло­да­ния кус­ком хле­ба и 1-2 шту­ка­ми ин­жи­ра и при­ни­ма­ли свою ос­нов­ную еду при ве­чер­ней прох­ла­де».

Среди фак­то­ров, при­во­див­ших­ся в ка­чес­т­ве объ­яс­не­ния их фи­зи­чес­ко­го, ум­с­т­вен­но­го и мо­раль­но­го упад­ка, бы­ла чув­с­т­вен­ная одер­жи­мость ни­щей, ко­то­рая по­яви­лась вмес­те с влас­тью и бо­гат­с­т­вом. Ка­кие бы дру­гие фак­то­ры ни спо­соб­с­т­во­ва­ли их па­де­нию (а они, ко­неч­но, бы­ли), не мо­жет быть сом­не­ния, что одер­жи­мость пи­щей так­же внес­ла свою леп­ту. Ге­ро­дот сви­де­тель­с­т­ву­ет, что втор­г­ши­еся пер­сид­с­кие ор­ды Ксер­к­са (свы­ше 5 мил­ли­онов че­ло­век) вы­нуж­де­ны бы­ли пи­тать­ся по пу­ти сле­до­ва­ния в по­ко­рен­ных го­ро­дах. По счас­тью, пер­сам, да­же вклю­чая ца­ря и его двор, приш­лось есть один раз в день. Ев­реи - от Мо­исея до Иису­са - так­же пи­та­лись один раз в сут­ки. Иног­да они до­бав­ля­ли при­ем фрук­тов.

Можно вспом­нить сле­ду­ющие сло­ва из Свя­щен­но­го Пи­са­ния (ци­ти­рую на па­мять): «Да сни­зой­дет нес­час­тье на на­род, чьи вла­ды­ки едят по ут­рам». Это дол­ж­но оз­на­чать, что ев­реи не бы­ли при­вер­жен­ца­ми то­го, что д-р Дьюи на­зы­вал «вуль­гар­ной при­выч­кой есть зав­т­рак». И сей­час в вос­точ­ных стра­нах прак­ти­ку­ет­ся, по срав­не­нию с аме­ри­кан­с­ки­ми стан­дар­та­ми, ис­к­лю­чи­тель­ная уме­рен­ность в пи­та­нии.

По сло­вам д-ра Ос­валь­да, «в пе­ри­од зе­ни­та гре­чес­кой и рим­с­кой ци­ви­ли­за­ции мо­но­га­мия бы­ла столь же стро­гой ус­та­нов­кой: как пра­ви­ло, до­воль­с­т­во­вать­ся од­ним при­емом пи­щи в день и ни­ког­да не есть, по­ка че­ло­век не по­лу­чит пра­во на пи­та­ние, то есть по­ка им не сде­ла­на вся днев­ная ра­бо­та». Бо­лее ты­ся­чи лет од­но­ра­зо­вое пи­та­ние бы­ло пра­ви­лом ци­ви­ли­зо­ван­ных на­ций, на­се­ляв­ших по­бе­режье Сре­ди­зем­но­го мо­ря. Ве­чер­ний при­ем пи­щи - его мож­но наз­вать обе­дом или ужи­ном - был сво­его ро­да до­маш­ним праз­д­ни­ком, наг­ра­дой за днев­ной труд, удо­воль­с­т­ви­ем, ко­то­рое и бо­га­тые, и бед­ные не хо­те­ли пор­тить преж­дев­ре­мен­ным удов­лет­во­ре­ни­ем ап­пе­ти­та». По­го­вор­ка XVI ве­ка гла­си­ла: «Вста­вать в шесть ча­сов, обе­дать в де­сять, ужи­нать в шесть, ло­жить­ся спать в де­сять - зна­чит, уд­ли­нить жизнь де­сять раз по де­сять».

Согласно Ка­те­ри­не Эн­то­ни, во вре­ме­на прав­ле­ния Ели­за­ве­ты сред­няя ан­г­лий­с­кая семья име­ла при­выч­ку есть три ра­за в день. А врач Эн­д­рю Борд, жив­ший при Ген­ри­хе VI­II, пи­сал, что «два ра­за ку­шать дос­та­точ­но праз­д­но­му че­ло­ве­ку, ра­бот­ник мо­жет есть три ра­за». В кни­ге Саль­ц­ма­на «Жизнь в сред­не­ве­ко­вой Ан­г­лии» ска­за­но: «О зав­т­ра­ке как ре­гу­ляр­ном при­еме пи­щи ред­ко мож­но ус­лы­шать, хо­тя, ве­ро­ят­но, боль­шин­с­т­во муж­чин на­чи­на­ли день с глот­ка эля и не­боль­шо­го ко­ли­чес­т­ва хле­ба». «Еще два сто­ле­тия на­зад,- пи­шет д-р Ос­тин,- пер­вый при­ем пи­щи в Ан­г­лии был око­ло по­луд­ня. Зав­т­рак не приз­на­вал­ся, и впер­вые он по­явил­ся у знат­ных дам, при­ни­мав­ших шо­ко­лад в пос­те­ли».

Древние гре­ки - са­мые со­вер­шен­ные фи­зи­чес­ки и ум­с­т­вен­но из всех жив­ших ког­да-ли­бо лю­дей - ели лишь два ра­за в день. То же са­мое мож­но ска­зать о древ­них на­ро­дах Геб­рид­с­ких ос­т­ро­вов и на­ибо­лее во­ин­с­т­вен­ных на­род­нос­тях в сов­ре­мен­ной Ин­дии. Гра­фи­ня Лэн­д­с­филд пи­са­ла в 1858 го­ду о при­выч­ках пи­тать­ся выс­ше­го клас­са той Ан­г­лии: «Пос­ле еды сле­ду­ет дли­тель­ный пост - с де­вя­ти ча­сов ут­ра до 5-6 ча­сов ве­че­ра, ког­да по­да­ет­ся обед». Это го­во­рит о том, что двух­ра­зо­вое пи­та­ние в Ан­г­лии сох­ра­ня­лось до то­го вре­ме­ни. Пе­ре­ход на трех­ра­зо­вое пи­та­ние в Ан­г­лии про­изо­шел по ме­ре рос­та бла­го­сос­то­яния. Во­об­ще мож­но ска­зать, что ко­ли­чес­т­во пот­реб­ля­емой пи­щи в лю­бой стра­не во все вре­ме­на боль­ше за­ви­се­ло от эко­но­ми­чес­ко­го по­ло­же­ния, не­же­ли от пот­реб­нос­тей в пи­та­нии. В Древ­нем Ри­ме эти фак­то­ры при­ве­ли к мно­гок­рат­но­му пи­та­нию за день. Лю­ди при­ни­ма­ли рвот­ное сра­зу пос­ле еды, ко­то­рая дос­тав­ля­ла им фи­зи­оло­ги­чес­кое удо­воль­с­т­вие, нап­рав­ля­лись в спе­ци­аль­ные по­ме­ще­ния для от­п­рав­ле­ния рво­ты, а за­тем вновь при­ни­ма­лись за еду. Ви­ди­мо, имен­но это имел в ви­ду Плу­тарх, ког­да пи­сал: «Рвот­ное и очи­ще­ния, ко­то­рые яв­ля­ют­ся горь­ким ос­во­бож­де­ни­ем от об­жор­с­т­ва, нель­зя при­ме­нять без боль­шой не­об­хо­ди­мос­ти. Мно­гие име­ют при­выч­ку на­бить же­лу­док, ког­да они го­лод­ны, а по­том, ког­да они на­елись, ос­во­бо­дить же­лу­док. И это воп­ре­ки при­ро­де, ибо они стра­да­ют, на­ев­шись, не мень­ше, чем ког­да го­лод­ны. Они за­бо­тят­ся о пол­но­те, но это пре­пят­с­т­вие для ап­пе­ти­та. Ос­во­бож­дая же­лу­док, они го­то­вят его для но­во­го нас­лаж­де­ния пи­щей».

Один из мо­их боль­ных, про­вед­ший два го­да сре­ди ин­дей­цев в Юж­ной Аме­ри­ке, го­во­рил мне, что они едят пер­вый раз пос­ле то­го, как охот­ни­ки вер­нут­ся с охо­ты. Те от­п­рав­ля­ют­ся на охо­ту око­ло 9 ча­сов ут­ра и воз­в­ра­ща­ют­ся, до­быв дос­та­точ­но пи­щи для пле­ме­ни. Ес­ли охо­та не уда­ет­ся, что иног­да бы­ва­ет, ин­дей­цы не при­ни­ма­ют ут­ром пи­щу сов­сем. По сло­вам Моф­фа-та, гут­тен­го­ты го­ло­да­ют и сей­час по пять дней и об­хо­дят­ся че­тырь­мя при­ема­ми пи­щи в не­де­лю. По за­яв­ле­нию д-ра Ос­ти­на, «опыт по­ка­зал, что в прош­лом двух­ра­зо­вое пи­та­ние в день удов­лет­во­ря­ло пот­реб­нос­ти всех взрос­лых - муж­чин и жен­щин, вклю­чая да­же бе­ре­мен­ных жен­щин».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: