Срок проведения

Ø общей таможенной ревизии не может превышать 3-х рабочих дней, а

Ø специальной2-х месяцев (возможно продление на один месяц).

Не допускается повторное проведение общей ревизии в отношении одних и тех же товаров, а специальной - у одного и того же лица в отношении одних и тех же товаров.

Особенности осуществления специальной таможенной ревизии

Арестованные товары передаются на хранение их владельцу либо иному лицу, обладающему полномочиями в отношении таких товаров. Место их хранения объявляется зоной таможенного контроля. Поэтому отчуждение таких товаров и распоряжение ими иными способами не допускаются.

Изъятие товаров необходимо в случаях, когда с помощью ареста невозможно обеспечить их сохранность, а также если эти товары запрещены к ввозу в Россию или внутреннему обороту. Изъятые товары помещаются, как правило, на СВХ.

Основанием для изъятия товаров или наложения на них ареста является мотивированное постановление должностного лица таможенного органа, производящего специальную таможенную ревизию. О совершении таких действий составляется протокол.


По результатам таможенной ревизии уполномоченные лица составляют акт.

Сроки его оформления определены ч. 8 ст. 376 ТК: при проведении общей ревизии - в день, следующий за днем ее окончания; при проведении специальной ревизии - в течение 10 дней после ее окончания.

При осуществлении всех форм таможенного контроля обязательно их документальное оформление путем составления акта.

Если в ходе таможенного контроля будут выявлены признаки нарушений таможенного законодательства, возбуждается уголовное дело или начинается производство по делам о нарушении таможенных правил. Результаты проведения таможенного контроля могут быть признаны в качестве доказательств по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях.

Осуществление производственной и иной коммерческой деятельности, перемещение товаров, транс. ср., лиц через границы зон таможенного контроля и в их пределах допускается только с разрешения таможенных органов и под их контролем, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Доступ в зоны таможенного контроля разрешается с предварительного уведомления таможенных органов. Нарушение режима зоны таможенного контроля является нарушением таможенных правил и влечет за собой административную ответственность, предусмотренную ст. 16.5 КоАП РФ.


1. Специфика таможенного контроля и оформления товаров, перевозимых железнодорожным транспортом

ФЗ «О Государственной границе Российской Федерации» установлено, что пересечение Государственной границы РФ железнодорожным транспортом осуществляется на путях международных железнодорожных сообщений.

Ввозимые железнодорожным транспортом на таможенную территорию РФ товары с пограничных железнодорожных станций направляются в адрес грузополучателей только после предварительного таможенного оформления в пункте пропуска через таможенную границу.

Пограничный таможенный орган при этом оформляет документ контроля доставки с обязательным указанием в направляющем штампе таможни, где будет производиться основное таможенное оформление и региона расположения станции назначения, заявленной в товаросопроводительных документах.

При этом в перевозочных (сопроводительных) документах проставляется штамп «Груз таможенный» с указанием в правом верхнем углу этих документов справочного номера документа контроля доставки.

Работники железных дорог не имеют права без разрешения таможенного органа выдавать грузовладельцам грузы (товары), перевозимые под таможенным контролем.

По подаче железной дорогой прибывших из-за границы грузов на подъездные пути предприятий, имеющих СВХ, ответственность за их доставку по назначению снимается с железной дороги в момент оформления представителями станции назначения и представителями СВХ приемосдаточного документа. Дальнейшая ответственность в этом случае за товары лежит на владельце СВХ.



При доставке товаров железнодорожным транспортом обеспечение уплаты таможенных платежей не требуется, за исключением случаев определяемых ФТС России. Местами доставки перевозимых под таможенным контролем товаров являются станции назначения.

При вывозе товаров из ТС станцией назначения является пограничная железнодорожная станция, куда и выписывается документ контроля доставки. При транзите товаров, следующих железнодорожным транспортом, станцией отправления считается пограничная железнодорожная станция на пути въезда товаров на территорию ТС, а станцией назначения - соответственно пограничная железнодорожная станция на пути выезда товаров с территории ТС.

По прибытии груза на станцию назначения работники станции обязаны уведомить об этом таможенный орган назначения и грузополучателя. Грузополучатель после получения уведомления станции должен представить в таможенный орган документы и сведения, необходимые для дальнейшего таможенного оформления и контроля (помещения товаров под тот или иной таможенный режим). После завершения всех этапов таможенного оформления и контроля уполномоченное на это должностное лицо таможенного органа принимает решение о возможности выпуска товаров.

Выдача грузов железной дорогой при соблюдении всех правил возможна только при наличии на перевозочных документах штампа «Выпуск разрешен» или «Выгрузка разрешена».

Для перевозки грузов по железной дороге на вывоз из России грузоотправитель должен заблаговременно (не менее чем за сутки до планируемой погрузки на ж.-д. состав) представить в таможню, где он зарегистрирован в качестве участника ВЭД, перевозочные документы (уведомляющие о намерении вывезти товары за границу), заполненные согласно Правилам приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом (без указания номеров железнодорожной накладной и вагонов), с приложением экземпляра дорожной ведомости, а также другие документы, позволяющие принять решение о выпуске товаров.

Далее должностные лица таможенного органа регистрируют перевозочные документы в соответствующем журнале, после чего производят таможенное оформление данных товаров в соответствии с заявленным режимом. Железная дорога вправе отправлять такие товары только при наличии на перевозочных документах штампа «Выпуск разрешен», заверенного подписью и оттиском личной номерной печати сотрудника таможни.

2. Специфика таможенного контроля и оформления товаров, перевозимых автомобильным транспортом

Таможенный контроль товаров, перевозимых через таможенную границу РФ автомобильным транспортом, при ввозе в страну производится после прохождения

пограничного контроля,

контроля транспортной инспекции,

ветеринарного контроля и

службы карантина растений.

При вывозе из страны товаров - после

контроля транспортной инспекции,

службы карантина растений и

ветеринарного контроля.

Таможенный контроль грузового автотранспорта начинается с таможенного досмотра груза и транспорта, в ходе которого в присутствии водителя:

• досматриваются товаросопроводительные и транс. документы, груз и само транс. ср-во;
• проверяется соответствие сведений о грузе, указанных в документах, фактическим данным.

Таможенное оформление в пограничных таможнях осуществляется в случаях, если:

• таможенная стоимость ввозимых товаров менее 100€ и в отношении таких товаров не взимаются тамож. пошлины и налоги, не применяются меры экономической политики;
• не соблюдаются условия доставки под тамож. контролем (не оборудовано надлежащим образом транс. ср-в, нет обеспечения уплаты тамож. платежей и др.);
• грузополучателями товаров являются индивидуальные предприниматели, либо когда физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, перемещает товары через тамож. границу России для коммерческих или иных производственных целей.

Перемещение через тамож. границу отдельных категорий товаров (шоколад и прочие готовые пищевые продукты, содержащие какао, аппаратура приемная для телевизионной связи, мебель и ее части) и перевозящих их транспортных средств (в т.ч. и в случае их перевозки согласно Конвенции МДП), и вывоз их при транзите допускается только через определенные пункты пропуска.

Во всех случаях доставки товаров, перевозимых автомобильным транспортом, таможенный орган отправления вправе устанавливать срок доставки из расчета не более 450 км за одни сутки, учитывая при этом положения ТК ТС, где сказано, что предельные сроки доставки товаров от таможни отправления до таможни назначения не могут превышать 2000 км за один месяц.

При использовании процедуры доставки товаров под тамож. контролем после оформления документа контроля доставки на нем и на товаротранспортных документах сотрудником тамож. органа отправления проставляется т.н. направляющий штамп, где указываются наименование тех таможен, в зоне деятельности которых зарегистрированы грузополучатели товаров.


Таможня назначения после доставки в нее товаров письменно информирует об этом таможню отправления, и на этом процедура доставки заканчивается и снимается с контроля.

В отношении товаров, вывозимых из России, механизм таможенного оформления почти аналогичен, но только таможней назначения в данном случае всегда является пограничная таможня на пути вывоза товара в страну назначения. И именно наличие на грузовых и товаросопроводительных документах штампа пограничной таможни «Товар поступил» является подтверждением того, что товары, оформленные в таможенном отношении где-нибудь внутри России, действительно затем покинули таможенную территорию страны.

Перевозимые автомобильным транспортом иностранные товары, заявленные к таможенному режиму транзита, направляются под таможенным контролем от одной пограничной таможни (таможни отправления) до другой пограничной таможни (таможни назначения) только при соблюдении мер обеспечения уплаты таможенных платежей.


3. Специфика таможенного контроля и оформления товаров, перевозимых морским транспортом

Согласно положениям ТК ТС таможенному контролю подлежат все товары и транспортные средства, пересекающие таможенную границу ТС, за исключением прямо предусмотренных ТК случаев. В полной мере это распространяется на морские и речные суда, а также на перевозимые на них товары.

При этом следует учитывать, что согласно ТК ТС при ввозе товаров и транс. ср. в Россию таможенный контроль начинается с момента пересечения таможенной границы РФ/ТС, а

при их вывозе из страны - с момента принятия таможенной декларации. Поэтому для осуществления своих контрольных функций таможенные органы должны быть заблаговременно уведомлены о намерении каждого конкретного судна пересечь границу России.

На практике это регулируется нормами морского права, а именно: капитан судна (уполномоченный на это морской агент) обязан уведомить тамож. орган и федеральную пограничную службу о намерении пересечь границу ТС не менее чем за 48 часов до его прибытия в порт назначения, а при длительности перехода судна менее 48 часов - не позднее чем через один час с момента выхода судна из порта отправления.

По прибытии в порт (к причалу или на рейд) все суда загранплавания приобретают статус находящихся под таможенным контролем, и согласно положениям ТК ТС любое изменение места стоянки судна возможно только с ведома и по предварительному согласованию с таможенными органами. Запрещено без разрешения таможенных органов причаливание к судам, находящимся под таможенным контролем, и передача с них каких-либо предметов на берег. Нарушение указанных требований влечет за собой ответственность, предусмотренную КоАП РФ.


Таможенное оформление и таможенный контроль морских судов, судовой команды и пассажиров производится после санитарного и карантинного осмотра. До спуска карантинного флага вход на судно кого-либо не разрешается. Капитан судна обязан представить сотрудникам таможенных органов все требуемые для проведения таможенного контроля документы.

Перечень документов, необходимых для проведения таможенного контроля и таможенного оформления морских судов и перевозимых на них товаров, определен ФТС России, а именно:

1. Общая (генеральная) декларация. 2. Грузовая (cargo) декларация. 3. Декларация о судовых припасах. 4. Судовая роль - это документ, содержащий сведения о количестве и составе экипажа при приходе и отходе судна. 5. Список пассажиров. 6. Список имеющихся на борту наркотиков и наркотикосодержащих медпрепаратов. 7. Список имеющегося на борту оружия. 8. Справка о наличии валюты и валютных ценностей в судовой кассе. 9. Коносамент (документ, определяющий правоотношения между перевозчиком и получателем груза). 10. Грузовой манифест (документ, в полном объеме отражающий все сведения об имеющемся на борту судна грузе).

Таможенное оформление и контроль судов, багажа судовой команды и пассажиров производится в течение всего времени суток по мере их готовности и в порядке очередности, устанавливаемой по мере прибытия судна.

Пассажирские суда оформляются вне очереди. Как правило, таможенное оформление и контроль производятся у причала, однако в светлое время суток они могут быть произведены и на рейде при условии, что волнение моря не превышает 3-х баллов.


Досмотр судна должен производиться сотрудниками таможни в присутствии сопровождающего из членов судовой команды.

Досмотр личных вещей пассажиров и членов судовой команды - в присутствии владельцев (их доверенных лиц) непосредственно на борту судна либо в специально оборудованных для этого досмотровых залах (комнатах) на проходных порта.

Таможенное оформление товаров, ввозимых (вывозимых) морским транспортом в соответствии с таможенным режимом выпуска для внутреннего потребления (кроме подакцизных товаров, подлежащих маркировке), производится в таможнях, расположенных в местах ввоза. Таможенное оформление товаров, ввозимых морским транспортом в соответствии с другими таможенными режимами, производится в соответствии с общими правилами.

4. Специфика таможенного контроля и оформления товаров, перевозимых авиатранспортом

Все прибывающие в Россию и отправляемые из нее за границу воздушные суда, перевозимые на них грузы, а также багаж и ручная кладь пассажиров и членов экипажей подлежат таможенному контролю, который осуществляется в местах ввоза (вывоза) по технологической схеме, разрабатываемой таможенными органами совместно с другими заинтересованными органами и ведомствами в соответствии с нормами действующего российского законодательства.


Порядок осуществления таможенного контроля воздушных судов регламентируется также и Чикагской конвенцией 1944 г. о международной гражданской авиации, согласно положениям которой договаривающиеся государства имеют право производить досмотр воздушных судов других договаривающихся государств по их прибытии (убытии), проверять удостоверения и другие предусмотренные Конвенцией документы, а именно:

свидетельства на каждого члена экипажа, список пассажиров с указанием пунктов отправления и назначения, манифест и подробные декларации на груз, бортовой журнал и разрешение на бортовую радиостанцию.

Основным документом приема и отправления воздушного судна является генеральная декларация, содержащая данные об экипаже воздушного судна, числе пассажиров, а также о находящихся на воздушном судне грузах и почте.

Таможенное оформление товаров, ввозимых авиатранспортом согласно таможенного режима выпуска для внутреннего потребления (кроме подакцизных товаров, подлежащих маркировке), производится в таможнях, расположенных в местах ввоза (аэропорту прибытия). Таможенное оформление товаров, ввозимых авиатранспортом в соответствии с др. таможенными режимами, производится в соответствии с общими правилами (использованием процедуры доставки под таможенным контролем и пр.).

При прибытии из-за границы воздушного судна, следующего с посадками в промежуточных аэропортах, таможенный орган первоначальной посадки на территории ТС осуществляет:

• досмотр пассажирского салона воздушного судна и помещения членов экипажа
• досмотр и выпуск ручной клади пассажиров и членов экипажа
• выпуск багажа лиц, освобожденных от тамож. досмотра
• досмотр и выпуск ручной клади и багажа пассажиров, а также грузов, следующих до данного пункта;
• оформление ввозимых пассажирами и членами экипажа валюты и валютных ценностей.

Далее сотрудник таможни проставляет в 2-х экз. генеральной декларации штамп установленного образца о произведенном таможенном оформлении воздушного судна, указывая в пассажирской ведомости, выписанной до пункта последней посадки воздушного судна, к каким категориям относятся находящиеся на борту судна пассажиры и грузы, заверяя эти отметки своей подписью и оттиском личной номерной печати.

В пункте последней посадки таможенный орган осуществляет:

• досмотр грузовых отсеков и при необходимости пассажирского салона воздушного судна, проводя тем самым контроль за поступившими на борт грузами, несопровождаемым багажом и международными почтовыми отправлениями;
• досмотр и выпуск ручной клади и багажа прибывших пассажиров с учетом ранее произведенных отметок в пассажирской ведомости.

В пункте последней посадки воздушного судна на территории РФ с учетом отметок в пассажирской ведомости сотрудники таможенных органов досматривают и выпускают ручную кладь пассажиров и членов экипажа, осуществляют контроль за вывозом валюты и валютных ценностей, а также досмотр пассажирского салона и помещений членов экипажа.

Воздушные суда, совершающие транзитный перелет через территорию ТС с одной или несколькими посадками в аэропортах, где имеются таможенные органы, находятся под таможенным контролем в течение всего времени стоянки в аэропортах.

В аэропорту, где ни один пассажир не покидает воздушного судна, а также не производится выгрузка грузов, международных почтовых отправлений или несопровождаемого багажа, командир судна передает таможенному органу только генеральную декларацию с соответствующей отметкой о том, что груз, багаж и почта не выгружаются.


Иностранные или арендованные иностранными лицами воздушные суда, временно ввозимые на таможенную территорию РФ с целью их технического обслуживания, указанного в полетном задании, помещаются под таможенный режим временного ввоза.

Если прибытие (отправление) самолетов происходит вне расписания, а также в случаях задержки прибытия (отправления) их администрация аэропорта обязана поставить в известность об этом таможенные органы не позднее чем за час до прибытия (отправления) такого судна.

В случае аварии, явной угрозы безопасности полета или непринятия воздушных судов в надлежащем порту из-за неблагоприятных метеорологических условий разрешается посадка воздушных судов вне мест расположения таможенных органов. При этом командир воздушного судна обязан в кратчайшие сроки известить ближайший к месту посадки аэропорт, где имеются таможенные органы, о происшествии и принять все необходимые меры к обеспечению сохранности грузов, багажа и ручной клади пассажиров, находящихся на воздушном судне.

Все прибывающие в РФ и убывающие из нее самолеты военно-транспортной авиации, перевозимые на них воинские грузы, почта, а также багаж и ручная кладь пассажиров и членов экипажей также в обязательном порядке подлежат таможенному оформлению и контролю.

5. Специфика таможенного контроля и оформления товаров, перемещаемых через границу с использованием каналов международного почтового обмена

Международные почтовые отправления - это отправления письменной корреспонденции, проходящей обработку в местах международного почтового обмена.

Товары, пересылаемые в международных почтовых отправлениях, как и все иные товары, облагаются таможенными платежами и подпадают под меры нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Но не всегда.


Так, в частности, физические лица могут получать пересылаемые в международных почтовых отправлениях товары, общая стоимость которых в эквивалентном выражении не превышает $100 включительно, без уплаты тамож. пошлин и налогов. При превышении этой суммы в части такого превышения взимается тамож. пошлина по единой ставке (30% от тамож. стоимости товаров).

Ответственность перед таможенными органами за взимание тамож. платежей при выдаче международных почтовых, отправлений несет объект почтовой связи, производящий их выдачу.

Юридические лица могут получать пересылаемые в международных почтовых отправлениях товары, общая стоимость которых в эквивалентном выражении не превышает 100 евро включительно, к которым не применяются меры экономической политики и в отношении которых не взимаются таможенные пошлины и налоги, на основании письменного заявления, составленного в произвольной форме, в котором в обязательном порядке должны быть отражены сведения о лице, перемещающем товары, о декларанте, о товарах (включая их код, наименование, количество и стоимость), а также о таможенном режиме, под который помещаются данные товары.

Все остальные товары, получаемые юридическими лицами в почтовых отправлениях, должны декларироваться путем представления в таможенный орган ГТД и ее электронной копии при условии соблюдения мер экономической политики и уплаты таможенных платежей в соответствии с избранным таможенным режимом.


IV.

При осуществлении таможенного контроля с целью разъяснения возникающих вопросов нередко требуются специальные познания, которые могут быть получены путем проведения различного рода экспертиз и исследований.

Глава 20 (ст.ст. 137-144) ТК ТС регулирует вопросы, связанные с экспертизами и исследованиями при осуществлении таможенного контроля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: