Правила Ислама в отношении могил.
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Рассматриваемые вопросы в статье:
Вступление.
Запрет на произнесение неприличных слов при посещении могил
Жертвоприношение у могил.
Возвышение могилы посредством не только той земли, которая вышла из нее, побелка могилы гипсом, надписи на ней, воздвижение над ней мечети или здания.
Совершение намаза в направлении могилы или возле нее. И дуа в сторону могилы.
Устроение празднеств на могилах.
Выполнение ритуального обхода вокруг могил.
Совершение путешествия ради посещения могил.
Целовать и трогать могилы.
Чтение Корана для мертвых.
Хождение по могилам мусульман. Отправление нужды на кладбище. Хождение между могил в обуви. Сидеть на могилах.
Громкий плач и причитания о покойном.
Выделение специального дня для посещения могил.
Зажигание светильников.
Узаконенные деяния при посещении могил.
|
|
Можно ли убирать вредные растения с могил?
Класть на могилы венки и цветы.
Женщинам ходить на кладбище.
Вступление.
На начальном этапе формирования ислама посещение могил было запрещено. Когда же вера окрепла и утвердилась в сердцах, мусульманам было позволено посещать могилы, причем цели таких посещений были строго определены и разъяснены.
Передают, что Бурейда б. аль-Хусайб рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Я запретил вам посещать могилы, но теперь посещайте их». (Муслим, 977)
Передают, что Анас бин Малик рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Я запрещал вам посещать могилы. Слушайте же! Посещайте их, потому что они смягчают сердце, заставляют глаза слезиться и напоминают о последней жизни, но не говорите неприличные слова!». (Хаким, 1/532)
Передают, что Бурейда рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение, обучал их говорить при посещении кладбищ: «Мир вам, обитатели могил из числа верующих и мусульман, и если пожелает Аллах, то мы тоже присоединимся к вам! Я прошу у Аллаха благополучия для нас и для вас».
Эти указывает на то, что посещение могил было узаконено ради достижения двух целей.
Во-первых, ради уменьшения интереса к этому миру посредством поминания последней жизни, смерти и тления, а также ради извлечения урока из участи покойников.
Все это укрепляет веру человека, усиливает его убежденность, упрочняет его связь с Аллахом и побуждает его не отказываться от повиновения и не проявлять беспечность.
Во-вторых, ради мольбы за покойников, просьбы смилостивиться над ними, простить их и проявить к ним снисхождение, поскольку это является добрым отношением к ним.
|
|
Имам аль-Баркауи пишет: «Что касается узаконенного посещения, которое дозволил посланник Аллаха, то оно подразумевает под собой две вещи:
Первое: относится к самому посещающему и является поучением и назиданием.
Второе: относится к мертвому, когда посетитель приветствует его и молится за него, не оставляет его надолго покинув и забыв, как если бы он оставил посещение кого-либо из живых, то он обрадовался бы если бы его посетили. Мертвые оказались в мире, оставленными родными и друзьями, так что любой посетитель приносит ему радость, когда приносит подарок в виде саляма и молитвы».
(См. «Зиярат аль-Кубур», стр. 534)
Сунна содержит запреты на совершение некоторых деяний у могил и во время посещения кладбищ. К этим запретам относятся следующие:
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\