Интерпретационная юридическая техника толкования состоит в том, чтобы выявить точный смысл юриди-ческих правил, правовых предписаний, содержащихся в нормативно-правовых актах. Толкование — это деятельность по установлению содержания нормативно-правовых предписаний для их практической реализации.
Установлению подлежит государственная воля, которая нашла объективное выражение и закрепление в тексте нормативно-правового акта. Объектами толкования, таким образом, выступают юридические нормативные акты как письменные акты-документы, содержащие нормы права, и здесь требуется как бы проникнуть через форму объекта к его содержанию и сути.
Стратегическая задача толкования — эффективная реализация правовых предписаний в режиме строгой законности, то есть в конечном счете оно служит практическому осуществлению правовых норм. Особое значение толкование нормативно-правовых актов имеет для такой формы реализации права, как правоприменение. В то же время толкование имеет значение и для деятельности государственных органов по изданию и систематизации нормативно-правовых актов.
Интерпретационную технику можно разделить на технологии норма-тивного и казуального характера.
Необходимость толкования нормативно-правовых актов обусловлена рядом моментов. Существует как бы целый ряд препятствий на пути к уяснению точного смысла юридических норм, которые преодолеваются с помощью специальных приемов — способов толкования (уяснения).
1. Предмет юридической техники (как учебной дисциплины) – наиболее общие закономерности осуществления юридической деятельности, в процессе которой составляются юридические документы.
2. Методика юридической техники – это совокупность исходных научных подходов, способов и приемов исследования юридической деятельности, результатом которой является составление юридических документов
3. Документ (законодательная дефиниция) – материальный носитель с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, предназначенный для передачи во времени и в пространстве в целях хранения и общественного использования
4. Документ - зафиксированная по назначению информация с реквизитами в определенной форме и формате, которая в результате волевых действий содержится на материальном носителе и предназначена для передачи во времени и в пространстве путем обращения в информационных системах
5. Юридический документ – это документ, содержащий правовую информацию
6. Интерпретационный юридический документ – вынесенный в процессе толкования права официальный документ, содержащий предписания, разъясняющие действующие правовые нормы.
7. Правоприменительный юридический документ – вынесенный в процессе применения права официальный документ, содержащий индивидуально-конкретное правовое предписание.
8. Нормативный правовой документ – принятый в установленном порядке, уполномоченными на то субъектами или народом официальный документ, который обладает юридической силой и содержит нормы права.
9. Юридическая техника в широком смысле (технология) – понимается совокупность методов и приемов, которые используются при подготовке и принятии правовых решений, а также технические операции и средства материальной техники, сопровождающие юридическую деятельность.
10. Юридическая техника в узком смысле - следует подразумевать совокупность определенных, правил (способов и средств), используемых для создания (подготовки, оформления) и совершенствования правовых документов.
11. Юридическая техника (Кашанина Т.В.) – это правила ведения юридической работы и составления в процессе ее юридических документов
12. Юридическая технология – это подходы к организации юридической работы (юридическая тактика и юридическая стратегия);
13. Юридическая тактика – это линия поведения, образ действий, заключающийся в планировании юридической деятельности, ее организации для достижения поставленной цели (создания юридического документа);
14. Юридическая стратегия – это совокупность принципов, идей, установок, направленных на достижение целей по созданию юридических документов.
15. Корпоративное нормотворчество – это деятельность органов управления негосударственных организаций (корпораций) по установлению (изменению, отмене) локальных норм, непротиворечаших действующему законодательству.
16. Законотворчество – это важнейшая форма правотворчества государства, связанная с принятием нормативно-правовых актов (документов), высшей юридической силы
17. Коррупциогенные факторы - положения нормативных правовых актов (проектов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил; - положения содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции
18. Нормотворческая ошибка – неточность, неправильность либо ложность оценки правового регулирования и правовой нормы, допускаемые в процессе подготовки НПА, которые влекут неблагоприятные социальные и правовые последствия
19. Правотворчество – осуществляемая уполномоченными на то субъектами или народом деятельность по установлению, изменению или отмене норм позитивного права, а также санкционированию неправовых норм в качестве правовых.
20. Правовой мониторинг – это специальная деятельность государственных организаций, выраженная в анализе и обобщении состояния и применения нормативного материала, с целью совершенствования регулирующего воздействия права
21. Правотворческая техника – это совокупность правил, средств и приемов, которые используются при подготовке, оформлении и опубликовании нормативных правовых актов с целью их совершенствования
22. Преамбула – эта часть закона, содержащая указания на те, или иные обстоятельства, послужившие поводом (мотивом) к принятию данного НПА, содержащая задачи и цели его реализации (применения)
23. Правовая дефиниция -это краткое определение какого-либо понятия, отражающее существенные (качественные) признаки явления, предмета, закрепленное в НПА, науке и практике
24. Правовые фикции – несуществующее положение, признанное законодателем существующим и обратно (существующее несуществующим), и ставшее в силу такого признания обязательным
25. Правовая презумпция – это предположение о наличии или отсутствии определенных фактов, основанное на связи между предполагаемыми фактами и фактами наличными и подтвержденное предшествующим опытом
26. Правовая аксиома – это общепризнанные истины, не требующие доказательств, прямо или косвенно отраженные в нормах права
27. Правовая экспертиза – это исследовательская деятельность специальных организаций и лиц по оценке правового качества нормативного правового акта, соответствия его системе действующего законодательства и требованиям юридической техники
28. Процедура проведения антикоррупционной экспертизы -Это нормативно установленный порядок деятельности по выявлению дефектов нормативных правовых актов и иных документов, способных привести к злоупотреблениям правом (коррупционным проявлениям) в процессе правоприменения и направленной на их исключение и предотвращение включения в юридические документы
29. Юридическая техника актов реализации права (правореализационная техника) – это совокупность правил, средств и приемов, которые используются при подготовке и оформлении правоприменительных и иных индивидуально-правовых юридических документов
30. Юридическая терминология – это отличающаяся смысловой однозначностью слова или словосочетания (термины, дефиниции), которые употребляются в законодательстве, и которыми обозначаются определенные понятия
31. Юридическая конструкция – это выработанная юридической наукой или практикой идеальная модель тех или иных правовых явлений, элементы которой тесно увязаны между собой
32. Юридические фразеологизмы – устойчивые собственно-юридические словосочетания законодательства