Правоприменительная техника

Юридическая техникасовокупность приемов, правил и способов по подготовке и оформлению юридических документов.

Основной целью юридической техники является обеспечение ясности, точности, экономичности изложения и доступности правовой информации для адресата. Качественные юридические документы, как по содержанию, так и внешней форме в конечном итоге, есть условие эффективности правового регулирования.

Юридическую технику принято подразделять на правотворческую и правоприменительную.

Правотворческая техникасистема правил, приемов и средств по подготовке, составлению и оформлению нормативных правовых актов. Разновидности нормотворческих документов имеют специфику в деле их подготовки, например, в технологии создания концепции нормативного правового акта, его структуре, графической организации содержания, а также в оформлении сопроводительных документов.

Правоприменительная техника – совокупность приемов и правил по подготовке и оформлению индивидуальных правоприменительных актов.

Цель правоприменительного акта определяет его содержание и форму. В связи с этим они отличаются друг от друга, соответственно, как и техника их подготовки, например, можно выделить технику изготовления судебных актов.

Общая цель юридической техники в рационализировании юридической деятельности – правотворческой и правоприменительной. Реализация приемов юридической техники позволяет сделать юридический текст простым и экономичным с позиции изложения, стандартизированным и унифицированным. Высококачественные с точки зрения техники нормативные правовые и правоприменительные документы, есть условие не только эффективного правового регулирования, но и функционирования правовой системы.

Прежде всего, рассмотрим требования юридической техники к проектам правотворческих актов и основные технико-юридические приемы по их созданию.

Задача правотворческой техники адекватно и рационально изложить нормативный материал. Безусловно, составитель нормотворческого документа должен максимально избегать пробелов, противоречий, излишнего дублирования юридических норм. Неясность содержания, нерациональное использование языковых единиц и другие логико-языковые дефекты ведут к снижению эффективности правового регулирования. Вместе с тем, не следует забывать, что задача нормотворческого органа – адекватное юридическое урегулирование фактических отношений, выбор и закрепление наиболее оптимальных средств правового опосредования общественных отношений.

Успешная подготовка проектов нормативных правовых актов зависит от обеспечения соответствующего качества формулируемых норм. Речь идет о достижении высокого уровня совершенства их юридической, языковой и логической сторон, а также социально-экономической обусловленности.

Совершенство нормативного правового акта предполагает наличие в нормах права таких свойств как нормативность и общеобязательность, и, как указывалось, минимум пробелов и коллизий. Нормативный правовой акт должен предусматривать механизм, обеспечивающий реальное действие норм права. Текст нормативного правового акта подготавливается в строгом соответствии с правилами русского языка и логики.

Качество проекта нормативного правового акта, его технико-юридическая и социальная составляющие предполагают соответствие его общим требованиям(См. Схему): 1) нормативность; 2) полнота; 3) конкретность; 4) системность; 5) точность; 6) ясность; 7) простота; 8) краткость (экономичность).

Формулируемые правовые предписания должны обладать нормативностью – состоять из норм ирегулировать соответствующий вид (сторону), признак общественных отношений, а не конкретный факт или конкретное правоотношение. Нормативность предполагает длительное действие норм, не исчерпываемое их однократной реализацией, а также обозначение субъектов регулируемых отношений при помощи технико-юридических терминов («юридическое лицо», «субъект права», «избирательный процесс», «избирательная процедура и др.).

Полнота нормативного правового акта означает, что в нормативном правовом документе закреплены все необходимые признаки регулируемого правоотношения. В связи с этим, каждая юридическая норма должна иметь завершенную конструкцию (гипотезу, диспозицию и санкцию), либо содержать отсылки к иным нормативным правовым актам, в которых содержатся отсутствующие ее элементы и механизм ее реализации в конкретных отношениях.

Нормы права должны отвечать такому требованию юридической техники как конкретность, т.е. отражать специфические, наиболее характерные признаки регулируемого правоотношения.

Конкретность юридической нормы является необходимым ее условием качества, ибо любое правовое предписание может действовать только в строго ограниченной сфере, определяемой предметом правового регулирования. Конкретность нормы права играет решающую роль при юридической квалификации. Это очень важно в случаях когда, субъекты правоотношений или правоприменители определяют юридическую природу соответствующих отношений, действий, поступков и устанавливают субъективные права и субъективные юридические обязанности. Реализация норм права, не обладающих достаточной конкретностью, может порождать конфликты в части сферы их действия и применения.

Требование системности означает, что создаваемые нормы права не должны противоречить другим предписаниям нормативного правового акта, а также иным действующим юридическим правилам. Правотворческий орган должен стремиться к тому, чтобы проектируемые нормативные правовые новеллы представляли собой органичную часть единого целого – системы права Российской Федерации, последовательно согласовывались со всеми ее компонентами (институтами, отраслями права). Иначе неизбежны юридические коллизии – ситуации, когда в системе действующих норм по одному и тому же вопросу действуют два и более противоречащих друг другу нормативных правовых предписаний.

Особое внимание субъект правотворчества должен уделить тому, чтобы нормы права, содержащие субъективные права участников правоотношений, не противоречили Конституции России, общепризнанным нормам и принципам международного права, международным договорам Российской Федерации и обеспечивали такую меру свободы, при которой субъекты реализации права могли бы беспрепятственно осуществлять все социально-значимые действия. Неоправданное ограничение правомочий субъектов права препятствует их активному, творческому участию в экономической, политической или социальной сфере.

Требование точности предполагает соответствие текста нормативного правового акта, его содержания воле нормоустановителя и однозначно восприниматься всеми заинтересованными лицами. Это обеспечивается, прежде всего, тем, что правовые предписания формулируются в соответствии с логико-языковыми правилами, о которых речь идет ниже.

Стандартизированность нормативного языка должна сочетаться с его ясностью и простотой. Требование ясности означает, что в нормативном правовом акте использованы языковые средства, доступные для понимания всех заинтересованных лиц.

Простота текста нормативного правового акта предполагает отсутствие в законе и других нормативных правовых документах сложных, громоздких предложений и иных языковых конструкций.

Краткость (экономичность), как одно из требований юридической техники, означает, что в тексте нормативного правового акта должны отсутствовать лишние языковые конструкции, в частности, повторы, чрезмерное детальное описание признаков предметов и явлений.

Проекты нормативных правовых актов должны удовлетворять требованию социально-экономической обусловленности (Сырых В.М.). Речь идет об их соответствии уровню развития общества (экономического, социального, культурного). При выборе же режимов правового регулирования необходимо учитывать наиболее оптимальные пути совершенствования тех или иных общественных отношений.

Важнейшим показателем социальной обусловленности норм права является их эффективность. Оптимально действующий нормативный правовой акт неизбежно приводит к социально-полезным результатам – упрочению правового порядка, созданию реальных юридических гарантий реализации прав граждан и др. Эффективное действие нормативных правовых актов обеспечивается закреплением таких правовых средств, которые позволяют полностью нейтрализовать действие негативных социально-правовых факторов и усиливают действие социально-полезных. В противном случае, влияние негативных социально-экономических обстоятельств будет более интенсивно, чем роль правовых средств в деле развития общественных процессов.

Претворение требований правотворческой техники позволяет подготовить нормативный правовой акт – совершенный и способный осуществлять эффективное юридическое регулирование фактических отношений. При этом следует иметь в виду, что нормативный правовой документ должен обладать всеми необходимыми свойствами источника права и, прежде всего, быть принятым в пределах компетенции правотворческого органа.

При создании структуры нормативного правового акта следует учитывать общие закономерности построения и изложения текста таких документов. Во-первых, ряд нормативных правовых актов имеет вводную часть – преамбулу, например, Конституция РФ – Основной закон государства. Во-вторых, это собственно («несущая») нормативная часть акта, где зафиксировано большинство юридических норм. Текстуально это может составлять несколько глав или разделов. В документе третьим, замыкающим элементом, могут быть «заключительные положения», «примечания» и др. Иногда их называют «переходными» положениями нормативного правового акта. В них часто речь идет о сроках и условиях вступления в действие нормативного правового акта, других технико-юридических моментах.

Каждый нормативный правовой акт должен иметь реквизиты, отражающие его юридическую силу, регулятивные свойства, сферу действия и придающие ему официальный характер. Их количество определяется целями нормативного правового акта, а также требованиями к его форме и содержанию.

Нормативный правовой акт должен иметь соответствующее название, указание на орган, его издавший, дату и место принятия. Обязательным реквизитом является подпись должностного лица (лиц).

12.1.1.Языковые правила подготовки проектов нормативных правовых актов [394]

Подготовка текста проекта нормативного правового акта основана на определенных языковых правилах, направленных на правильное использование лексических средств языка, выражающих волю нормодателя. Главным образом, речь идет о нормативных грамматических предложениях, юридических фразеологизмах, словах и аббревиатурах.

При формулировании текста правовой нормы надлежит учитывать правила написания нормативных грамматических предложений. Они включают в себя следующие требования:

· соответствие грамматической форме. Особенности регулятивной природы права предполагают строго определенную грамматическую организацию. Таковыми являются констатирующие, повествовательные и утвердительные грамматические предложения. Подлежащее в них часто отсутствует. Природе права, характеру содержащейся в его нормах информации противоречит использование вопросительных, побудительных и иных грамматических предложений;

· отсутствие перегрузки простых предложений однородными членами, которые в силу их количества затрудняют восприятие мысли нормоустановителя. С целью облегчения восприятия, «длинность» можно преодолеть с помощью простой цифровой графики: 1), 2), 3) или букв – а), б), в), а также добавлений «и т.д.», «и т.п.», «и др.»;

· недопустимость использования несвойственных регулятивной природе юридических предписаний противопоставительных союзов «а», «но», «чтобы» и тем более таких редких для официальных текстов союзов как «да», «не то», «хоть» и др.;

· простота стиля, безличный характер содержания. К данной цели нужно стремиться, насколько позволяет смысл нормативного предписания, ибо стремление к простоте и доступности изложения правовых норм не должно наносить ущерб полноте, точности предписания, и приводить к упрощенству и примитивизму.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: