Индивид, индивидуальность, личность. Понятие ценностей

Индивид – это понятие подчеркивает, что это просто «один из», некая «особь.

Индивидуальность – это человек в единстве всех его особенностей, биологических, социальных, духовных.

Индивидуальность – предпосылка становления личности. Понятие личности отражает особенности человека как социального существа.

В философии личность – человек в качестве индивида общества, биосоциальное существо, сущность которого в том, что он является совокупностью общественных отношений.

В социологии личность – устойчивая система социально – значимых черт, характеризующих индивида как продукт общественного развития. Индивид, находящийся в системе социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.

В психологии личность – а) человек, обладающий сознанием; б) человек, достигший определенного уровня психического развития.

ЛИЧНОСТЬ – система устойчивых, социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества. Это понятие акцентирует внимание на определенной целостности его внутре6нних социально-психологических качеств, характеризующих особенности его субъективного отношения к миру.

 

Человек становится личностью путем усвоения общественного опыта.

2 концепции:

1. личность как ролевая характеристика человека (его социальные роли);

2. личность как сущностная характеристика человека (самосознани е человека, его характер).

Личность – совокупность 3-х составляющих:

1. биогенные задатки;

2. воздействие социальных факторов;

3. психосоциальное ядро «Я ».

Главное свойство личности – ее мировоззрение. Также – воля к преодолению трудностей. Личность – это всегда творческая личность. Личность всегда сама делает свой выбор и готова нести за него ответственность. Основанием для выбора является система ценностей, убеждений (они невозможны без знаний, а также без чувств, эмоций; важную роль играют нравственные ценности).

Социальная сущность человека выражается понятием ЛИЧНОСТЬ. Человек как личность есть результат социализации индивида в процессе онтогенеза. Личностью человек не рождается, а становится в ходе индивидуального развития, происходящего в обществе. Психолог А.Н.Леонтьев писал: «ребенок в момент рождения лишь кандидат в человека». Т.е. он должен приобщиться к социальному опыту, ценностным ориентациям общества. Для этого служит система образования, воспитания, семья, психологи и т.д.

Соотношение личности и общества:

1. монадный подход. Он исходит из того, что ценность человеческой личности выше любых ценностей – будь то ценности нации, класса, любой социальной группы (еще Кант писал, что человеком нельзя жертвовать даже ради общества…). С этой точки зрения государство, общество обязаны гарантировать соблюдение прав человека как личности.

2. плеядный подход (плеяда – сообщество). Он исходит из игнорирования или принижения прав личности, подчинения ее интересам социальной общности. Это ведет к подавлению прав человека, к признанию его лишь элементом системы.

Вообще важно на каждом этапе общественного развития найти меру, диалектическое единство личного и общественного…

Биологические качества индивида достаточно устойчивая его сторона. Личностные же качества во многом зависят от функционирования человеческого сознания, усвоения общечеловеческих ценностей, норм нравственности (которые делают возможным сознательный выбор человеком своего жизненного пути). Нарушение нормальной деятельности сознания ведёт к полной или частичной утрате личностных черт (что наблюдается у хронических алкоголиков, наркоманов или в случае заболевания мозга). Поэтому важно единство биологического, социального и духовного в человеке.

Личность с философской точки зрения есть степень воплощенности в отдельном человеке сущности человека. Ортега-и-Гассет отмечал, что это – идеал, который никогда не воплощается до конца. Так как человек – существо противоречивое, он, как Сизиф, снова и снова «вкатывает камень в гору», т.е. пытается решить противоречия собственной природы, быть личностью.

Личность есть целостность и характеризуется сознательно-волевыми проявлениями. Слово происходит от слова маска, роль. И сегодня существует ролевая концепция личности (Т.Парсрнс, М.Вебер, Дж.Мид, М.Кун, Ч.Кули).

Личность расслаивается на функционально- ролевое Я и первичное базисное Я. Важно чувство обладания своим Я. Это позволяет дистанцироваться от роли, сохранять способность творческой активности.

Смысл понятия личности раскрывается через понятия свободы, ответственности, поступка, самосознания и саморазвития.

Личность – это всегда субъект своих поступков, а не пешка в чужих руках… Субъект не боится сам принимать решение, т.к. не боится нести за свой выбор ответственность.

Личность в философии связывается с поиском своей целостности. Большую роль здесь играет поиск смысла жизни, осмысление своей судьбы, размышления о жизни и смерти, способность к свободным поступкам.

В общей психологии личность – это системное качество, приобретенное индивидом в процессе деятельности (устоявшаяся система мотивов, глубинных смысловых образований, установок).

В психологической теории самоактуализации (А.Маслоу, Г.Олпорт, К.Роджерс) сущность личности интерпретируется как непрерывное стремление к самовыражению. Личность нарушает устойчивость социальных отношений, разрывает коммуникационные сети, устанавливает новые правила коммуникации.

В философии (персонализм, экзистенциализм, философская антропология) личность рассматривается как процесс самопроектирования, самоинтегрирования, протекающий в рамках общения «Я» с «Другим».

В марксизме личность понимается как совокупность общественных отношений.

Немецкий философ, психолог, педагог Э.Шпрангер (1882-1963) выделял типы личности:

экономический (прагматический);

эстетический;

социальный;

политический;

религиозный;

теоретический.

Личность и «человек массы»… Понятие человек массы было введено в 1930 г. Испанским историком и философом Х.Ортега-и-Гассетом в работе «Восстание масс», где он говорит, что все большую роль в истории начинают играть не личности, а массы. Он связывает это с развитием демократии и ростом благосостояния, но оценивает это явление скорее негативно, чем позитивно. Человек массы – поверхностный человек, но практичный и активный. Он несет определенную угрозу высокой классической культуре. Это – человек-потребитель…

Все мы с условиях массового производства и потребления, массовой культуры и СМИ – «люди массы», мы – «как все». Но у каждого есть личностное ядро. Вопрос в том, в какой мере оно развито и что в нас доминирует – массовый человек или личность. Что мы хотим в себе развивать?

Еще одна проблема – личность негативная и личность позитивная. Этот вопрос наиболее выпукло проявляется при анализе проблемы о роли личности в истории. История сохранила много имен людей, оставивших след в истории. Но кто-то из них вел народы к прогрессу, а кто-то ввергал их в войны, страдания и нищету… При анализе этой непростой проблемы, можно использовать понятие «творчества». Понятие «личность» обычно ассоциируется с выражением «творческая личность». Творчество – это не просто создание любого нового, но такого нового, которое является созидательным, способствует прогрессу человечества. Поэтому при ответе на вопрос «является ли этот человек действительно выдающейся личностью?», следует ориентироваться не только на обладание этим человеком силой воли, способностью повести за собой людей, харизмой, но и его позитивной или негативной ролью в истории.

Ценность – это понятие, обозначающее, 1) предметы матер. и духовной деятельности людей, общест. отношения и включенные в их круг природные явления, имеющие для человека положительную значимость и способные удовлетворять его многообразные потребности (предметные ценности); 2) нормативную, предписательно–оценочную сторону явлений общест. сознания (субъектные ценности). К предметным ценностям относятся: естественное благо, заключенное в природных богатствах; потребительная стоимость продуктов труда (полезность вообще); социальное благо, содержащееся в общественных явлениях; прогрессивное значение исторических событий; культурное наследие прошлого, выступающее в виде предметов богатства современников; значение научной истины; моральные добро, заключенные в действиях людей; эстет. характеристики природных и общест. объектов и произведений искусства.

Субъектные ценности: общественные установки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормат. представлений (о добре и зле, справедливости, прекрасном и безобразном, о смысле истории и назначении человека, идеалы, нормы, принципы действия).

Каждый человек живет в опр. системе ценностей; можно сказать, что ценность выражает способ существования личности. Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций, под которыми имеется в виду совокупность важнейших качеств внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми. Эти ценностные ориентации и образуют некую основу сознания и поведения личности и непосредственно влияют на ееразвитие. Ценности имеют опр. иерархию, которая носит конкретно-исторический и личност. характер. Одни и те же предметы и явления для разных людей могут представлять неодинак. ценность, так же как и в разл. время у одного и того же человека.

Однако, несмотря на релятивный характер ценностей, имеется самая высшая и абсолютная ценность – это сам человек, его жизнь. Эта ценность должна рассматриваться только как ценность-цель, и никогда к ней не должно быть отношения как к ценности-средству, о чем так убежденно писал Кант. Человек – это самоценность, абсолютная ценность. Он является субъектом ценностей и ценностного отношения, и сама постановка вопроса о ценностях вне человека лишается смысла. Такую же ценность представляют и социальные общности и общество в целом, которые также являются субъектами ценностей. Основа этого заключена в социальной сущности человека и вытекающей отсюда диалектике общества и личности. По этому поводу видный русский философ Новгородцев писал, что «Являясь лицом и притязая на безусловное нравственное значение, я должен и в других лицах признать такую же безусловную ценность. Я не могу видеть в обществе, т. е. в других лицах, только средства для моих целей, я должен признать за ними значение таких же нравственных целей, какое они, т. е. все общество, должны признать за мною. Тут создается не отношение средства к целям, а более сложное отношение взаимодействия целей».

Помимо этого, к высшим ценностям следует отнести такие «предельные» и наиболее общие для людей ценности, как смысл жизни, добро, справедливость, красота, истина, свобода и т. д. Этот тип ценностей оказывает первостепенное влияние на социализацию личности. Их реализация по существу тождественна реализации самого глубинного слоя структуры личности, ее самоактуализации. Без этого не только не может состояться личность, но и сама жизнь для большинства будет невыносимой. Люди, не нашедшие по каким-то причинам, например, смысла жизни или не имеющие возможности реализовать его, так же как и другие высшие ценности, часто приходят к выводу о несостоятельности самой жизни, а порой кончают и трагедией. Известно, например, сколько жизней было отдано за одну лишь свободу.

По поводу роли высших ценностей в социализации и самоактуализации личности видный американский ученый А. Маслоу писал, что все самоактуализирующиеся люди вовлечены в некоторое дело. Они преданы этому делу, которое является для них чем-то очень ценным. Это – призвание судьбы, и люди любят его так, что для них исчезает разделение «труд-радость». «Один посвящает свою жизнь закону, другой – справедливости, еще кто-то – красоте или истине. Все они тем или иным образом посвящают свою жизнь поиску того, что я назвал «бытийными» (сокращенно «Б») ценностями, поиску предельных ценностей, которые являются подлинными и не могут быть сведены к чему-то более высокому. Имеется около четырнадцати таких Б-ценностей: истина, красота, добро древних, совершенство, простота, всесторонность и несколько других». Эти ценности бытия выступают как важнейшие потребности (метапотребности), и они настолько значительны для личности, что их подавление порождает даже определенный тип патологий души, которые происходят, например, от постоянного проживания среди лжецов и потери доверия к людям. Бытийные ценности являются, по мнению Маслоу, смыслом жизни для большинства людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: