Ценностные ориентации и смысл человеческого бытия. Свобода и ответственность

Основные философские школы XX в. выдвинули проблему ценностей на первый план. Феноменология, герменевтика, постмодернизм ведут дискуссии о природе ценностей. Ценность в современной философии - это прежде всего интерпретация, с помощью которой субъект выражает свои предпочтения. Способ интерпретации определяет и характер ценностных установок и ориентаций.

В ценностном отношении к миру, обществу, отдельным личностям, самому себе человек открывает уникальность своей связи с миром. Известны различные точки зрения относительно природы и сущности ценностей: определение их как предмета любого интереса, предпочтения и оценки (Р.Б. Перри); выявление их специфики как следствия акта индивидуального выбора свободной личности (А. Камю и Ж.П. Сартр); утверждение их абсолютной объективности и противостояния предметному бытию как находящихся за пределами объективной реальности, вне пространства и времени (Г. Риккерт, Н. Гартман).

К основным свойствам ценностей, проявляющимся в личностном бытии человека, очевидно, можно отнести следующее:

- ценности включают в себя не только должное, но и желаемое;

- они способствуют объединению, а не отчуждению;

- они являются органическими элементами внутриличностного мира человека;

- их наличие (или отсутствие) доступно индивидуально-личностному переживанию, а научно-логическое доказательство при этом затруднительно.

Часть ценностей человек приобретает "по наследству" от традиций. Традиция - передача духовных ценностей от поколения к поколению; на традиции основана культурная жизнь. Но сознание позволяет человеку вырабатывать и новые ценности.

"Отключенность" человека от ценностного отношения к миру именуют безразличием. Следует, однако, иметь в виду, что состояние безразличия является крайне неустойчивым, оно не может быть сколько-нибудь длительным. Человек вынужден действовать, а это значит, что он уже принял решение, определился в своих ценностях. Довольно забавно, что порой безразличие связывают с философским отношением к миру. Говорят: "Я отношусь к этому философски", т.е. спокойно, вплоть до безразличия. Такая позиция, видимо, восходит к раннеэллинистическим воззрениям о невозмутимости мудреца, философа перед жизненными невзгодами. Однако позиция античного мудреца связана не с глобальным безразличием, а лишь с известным пренебрежением "мелочами" жизни. В принципе античный философ был максимально заинтересован в развитии человека, а потому его отношение ко всему окружающему всегда являлось обостренно-ценностным.

Что представляет собой смысл человеческого существования?

Постановка этого вопроса предполагает, что человек рассматривает свою жизнь не только как поприще для реализации неких высших целей, но имеет свои мировоззрение и идеалы. Смысл жизни - регулятивное понятие, присущее любой развитой мировоззренческой системе, которое оправдывает и истолковывает свойственные этой системе социальные нормы, показывает, во имя чего необходима предписываемая ею деятельность. Тем самым человек обнаруживает свою независимость от жизни, в своем сознании он возвышается над простой наличностью жизни и чувствует себя способным самостоятельно выстраивать свою жизнь, руководствуясь некими идеальными целями. Таким образом, человек обнаруживает свою свободу. Ставя перед собой вопрос о смысле жизни, человек демонстрирует свою работу. Человеческая ситуация в мире - это состояние свободы, и человек, раз осознав это, уже не может уйти от этого знания. Как выразился Ж.П. Сартр, "человек обречен на свободу". Но, признавая факт фундаментальности свободы человеческого бытия, мы должны признать и то, что жизнь для человека выступает как его жизненный проект. Жизнь в своем конкретном течении отнюдь не задана. Человек, определяясь в своем отношении к жизни, сам выстраивает свой жизненный проект и не может этого не делать, будучи человеком.

Оборотной стороной человеческой свободы является ответственность человека: тот, кто не свободен в своих действиях, не может нести за них ответственности. Надо признать, что не каждый может выдержать этот груз. Ответственность ко многому обязывает человека: он должен хранить верность себе, достойно встречать трудности и искусы жизни, а это отнюдь не всегда по силам человеку. Зачастую человек пытается избавиться от ответственности за собственную жизнь, хочет уйти от ответственности, хочет переложить свою ответственность на что-либо другое, на жизненные обстоятельства, на неизбежную судьбу, наконец, на плечи другого человека.

Однако цена за уход от ответственности весьма немалая. Поступая таким образом, человек, фактически утрачивает свою человечность, утрачивает свое неотъемлемое право на свободное решение, утрачивает свободу. Происходит то, что Э. Фромм назвал "'бегством от свободы". Бегство от свободы - это тоже типично человеческая черта, это рецидив сугубо человеческой болезни, это симптом невозможности человека справиться со своей бытийственной ситуацией: ситуацией ''заброшенности" в мир, предполагающей свободное самоопределение человека в этом мире.

Однако можно ли сказать, что свобода — это конечная цель существования человека? Очевидно, нет. Свобода — это возможность человека принимать самостоятельные, осознанные решения, свободно распоряжаться своими действиями, свободно направлять путь своей жизни. Но сама по себе свобода не указывает, куда должен направить человек свой путь, какие действия он должен совершать, какую конечную цель он должен преследовать.

Правильное осознание своего жизненного пути, eго осмысленность умножает силы, ведет к более целесообразной и эффективной деятельности, поскольку от удовлетворенности или неудовлетворенности смыслом жизни зависит активное включение человека в общественную жизнь иди пассивное ей подчинение. Потребность в смысле жизни не обязательно отчетливо осознается (в отличие от потребности в общении, познании), счастливые люди на вопрос о смысле жизни говорят, что у них много работы и их это не интересует. Однако если дальше развивать эту позицию, то можно дойти до воспевания неосознанного по сути образа жизни: растворяйся в любой деятельности, не задумывайся и будешь счастлив.

Из вышеприведенной позиции о вроде бы ненужности рассуждений о смысле жизни (потому что некогда этим заниматься) следует еще один вывод: появление вопроса о смысле жизни есть симптом неудовлетворенности жизнью, своеобразная пауза, «вакуум» в деятельности, в отношениях с людьми. В то же время исследования психологов показывают, что чем активнее и глубже включается человек в общественную жизнь, тем важнее для него понимание общего смысла своей жизни. В частности, осознание своей полезности дает основание считать свою жизнь полной смысла и счастливой. Ибо жить, не заботясь об общем благе, общеполезной деятельности может, как отмечал Л.Н. Толстой, лишь «животная личность».

Выбор способов удовлетворения потребности в смысле жизни, поиска цели жизни очень велик: человек стремится обрести его в труде, семье, Боге, творчестве и т.д. Но в любых случаях следует избегать следующих крайностей, выбирать слишком близкие, или слишком общие, отдаленные цели - дистанции. Так, выдвижение слишком близкой цели жизни, например, «стать кем-то», «приобрести специальность» приводит к тому, что ее достижение вновь ставит на повестку дня поиск новой цели жизни. В то же время, не продуктивна слишком общая формулировка смысла жизни - «стать хорошим человеком», без конкретизации, что такое хороший человек.

Цель жизни должна быть, с одной стороны, высокой, долговременной, общественно значимой, с другой стороны, соответствовать возможностям и способностям индивида, позволяя ощущать шаги на пути ее достижения и получать удовлетворение от этого. Одной из таких целей жизни может быть - «стать высоко квалифицированным специалистом в своей профессии и сохранять это качество как можно дольше (учитывая старение организма)».

Смысл жизни не преподносится человеку в готовом виде, это всегда трудный и напряженный поиск, результат рефлексии, поскольку данный поиск происходит исключительно во внутреннем мире человека и только потом может стать смыслом жизни масс людей. На трудность этого поиска указывает, в частности, то, что можно встретить множество примеров частичного, неполного, даже искаженного понимания смысла жизни, в частности, во внеколлективной, частной жизни, замкнутой на себе, в доминировании приобретательских интересов и т.д.

Итак, смысл человеческой жизни - совпадение основной направленности внутреннего мира человека с общими тенденциями развития общества и мира. Каждому поколению, группе людей, отдельному человеку заданы лишь общие координаты их действий, поэтому им необходимо самим уловить, понять и конкретизировать для себя смысл своей жизни и деятельности. Поэтому философия предлагает каждому человеку самому, самостоятельно решать этот вопрос.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: