Иерархия нравственных ценностей. Моральные и нравственные ценности, этические и эстетические ценности

Но вернемся к вопросу (уже затрагивавшемуся), – как тогда понять существование «других» ценностей (вроде указанных уже «достоинства», «совести», «родины»), которым можно приносить в жертву и самое жизнь? И как сочетать необходимость их сравнивать – с представлением о сущностном абсолюте ценности? И не будет ли сравнивание ценностей – тем же, что зловещее «цель оправдывает средства»?

Вот тут необходимо разобраться, что такое – иерархия ценностей.

Для начала усилю постулат «высшая ценность – это жизнь» повторным указанием на то, что «других», кроме жизни, ценностей по существу и нет, но все они заимствуют свою ценность от той же ценности жизни, являются ее частными приложениями.

А иерархия ценностей – это не отношение «рядоположенных» разных ценностей, а отношение общего (высшей ценности жизни) ко всему своему частному.

И здесь больше не было бы проблем, если бы частности в этике вытекали из общего так же, как они вытекают в математике; на самом же деле общему этическому принципу еще только приходится отстаивать себя в реальности. И дело не только в том, что реальность доставляет тому какие-то физические препятствия; бывает например и так, что частности «ссорятся» друг с другом, или же дотошно исполнены, но не служат, а то и прямо вредят ему… Так, честность гарантирует возможность человеческого общежития и тем служит выживанию человека вообще, но правдой же можно и убить, – и т.д.

Иерархия ценностей возможна только как иерархия общего и частного. Это только и надо понять, чтобы выстраивать ее для каждой конкретной ситуации, в которой одни из них придется предпочитать другим. «Общее и частное» в этике – это «главное и подчиненное (служебное)». Подчиненное существует для главного и вне его либо бессмысленно, либо прямо вредно. Это касается и ценностей достоинства, долга, родины, и вообще всех.

Каким конкретно образом величайшая ценность жизни может определять частные ценности вроде упомянутых, и спорить с ними – об этом чуть ниже.

А здесь отвечу на то затруднение, под пунктом (2), что подлинную ценность мы сознаем и должны сознавать безразмерной, и тут же оказывается, что ценности имеют иерархию и их необходимо сравнивать. – «Не главное» в этике отнюдь не значит «что может быть отброшено» (как на картине могут быть опущены некоторые детали, кроме характернейших). Как повторял Христос, «это делайте, и того не оставляйте». Каждая частная ценность берет свою абсолютность у ценности главной. Ничто не может быть нарушено иначе, как во имя честнейшего исполнения главного. К этическому сравниванию вынуждает сам этический абсолют. – Так снимается это противоречие между абсолютным характером ценности и иерархией ценностей.

Здесь можно усмотреть и простой подлинный смысл (3) тезиса «цель не оправдывает средства». Этот смысл вписывает его в рамки, в которых он и понятен, и справедлив, и практически выполним. Вот он: никакая частная ценность не достигается (не может быть достигаема) ценой главной. То есть, скажем, предполагаемое благополучие будущих поколений никак не могло стоить жизней реальных современников (беру этот пример, поскольку ведь именно он сделал вопрос о цели и средствах столь болезненным). Здесь есть еще, конечно, множество других аспектов, составляющих отдельную обширную тему, которую я здесь развивать не могу.

К числу важнейших нравственных ценностей относятся прежде всего: нормы и правила, регулирующие поведение человека и отношения между людьми; высшие идеалы и принципы, выступающие как моральные ориентиры личности. Философское учение о морали и нравственности называется этика.

Понятие нравственностиобычно используется для обозначения «сущего» (того, каким человек является реально, на самом деле). Нравственность – древнейшая форма регуляции человеческой жизни, она начинает фор­мироваться на ранних этапах становления первобытного общества. В ходе эволюции культуры происходило развитие и изменение нравственности. В силу этого она включает в себя компоненты:

а) общечеловеческие (например, представления о необходимости стремления к добру, следования добродетели, отстаивания справедливости);

б) социально-групповые (характерные для отдельных социальных групп или эпох). Так, в первобытном обществе важнейшее значение имели принципы кровного родства и кровной мести – «око за око». Позднее они вытесняются т.н. «золотым правилом морали», гласящим: «не делай другому того, чего не хочешь себе». (Возможна и иная формулировка этого правила: «поступай с другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой»). В истории культуры имеют место различия и между моральными нормами, типичными для отдельных классов. Так, нравственные ценности рабовладельца существенно отличаются от этических установлений, приемлемых для раба, а «кодекс чести» средневекового рыцаря – от правил поведения крестьянина;

в) личностные (даже сторонники одного этического учения обладают различающимися жизненными позициями, убеждениями и способностями неукоснительно следовать им).

Понятие морали обозначает «должное» (то, каким человек должен стать).

В структуре морали принято выделять нравственное сознание, нравственную практику, нравственные отношения.

Нравственное сознание включает в себя особого рода чувства, эмоции (чувство долга, чувство справедливости), а также рационально осмысленные человеком:

а) нормы (правила поведения и межличностных отношений),

б) принципы (в соответствии с которыми, человек организует свою жизнь, например, принципы удовольствия, пользы, совершенствования и т.п.),

в) убеждения (в значительной степени направляющие деятельность человека, разрешающие или запрещающие ему те или иные поступки),

г) идеалы (фиксирующие предельные стремления личности – к добру, справедливости, счастью).

Нравственная практика – это поведение человека, оцениваемое с точки зрения его соответствия или несоответствия нравственным принципам и идеалам.

Нравственные отношения, то есть характерные для данного общества нормы поведения и типичные ценностные установки, складываются в процессе развития культуры. Человек, появляясь на свет, застает их готовыми. Освоение нравственных отношений имеет первостепенное значение для социализации личности, ее адаптации к данной культуре.

Основными функциями нравственности являются:

1. Формирование личности: в процессе принятия и освоения человеком нравственных ценностей осуществляется становление жизненной позиции, личных идеалов, решается вопрос о собственном предназначении.

2. Регуляторная функция. Нравственные нормы позволяют личности выработать правила своего поведения, определить пределы допустимого и недопустимого, выстроить отношения с другими людьми.

3. Коммуникативная функция. Межличностное общение подвергается нравственному контролю.

4. Познавательная функция. В процессе общения осуществляется как познание другого человека, так и самопознание.

5. Оценочная функция. Человек оценивает других людей исходя из соответствия или не­соответствия их поступков тем нравственным ценностям, которые значимы для него самого. Такой же оценке могут подвергаться культуры других народов или прошедших эпох.

6. Мировоззренческая функция. Личность определяется в вопросах о природе добра и зла, добродетели и порока, долга и совести. (Например, источником их формирования может считаться Бог, выдающиеся личности, законы общественного развития и др.).

Таким образом, с одной стороны, для всей истории человечества характерно наличие общих моральных стремлений, с другой же - на разных этапах развития культуры оформляются различающиеся системы нравственных ценностей, в связи с чем меняются и представления о нравственном человеке.

Существенное влияние на формирование таких представлений оказывает разработка этических концепций, в которых на первое место выдвигаются те или иные нравственные ценности и принципы поведения. Особое значение имеют следующие подходы:

1) «Этика наслаждения» (гедонизм). Человек – земное телесное существо, смысл его жизни – получение удовольствий. В пределе такая установка может вести к выводу, что стремление к удовольствиям не должно ограничиваться ничем, в том числе «моральными предрассудками»;

2) «Этика самоограничения» (аскетизм). Данный подход получал в истории разные трактовки:

а) Человек – природное существо и для него важно только то, что соответствует природе. Все остальное – богатство, роскошь, власть и т.п. – не имеет значения (античный кинизм).

б) Человек – существо, созданное Богом, цель его жизни – спасение души, ее очищение от греха. Грех же порождается стремлением к чувственным удовольствиям, а это значит, что необходимым является умерщвление плоти (средневековая этика).

в) Человек – существо, стремящееся к духовным ценностям. Во имя высших целей - создания выдающихся художественных произведений, научных открытий, политических преобразо­ваний – следует пожертвовать обычными жизненными радостями.

3) «Этика пользы» (прагматизм). Человек – существо, способное ставить перед собой практические цели и улучшать свою жизнь. Нравственным является все, что способствует достижению личного успеха (богатства, славы и т.п.);

4) «Этика утилитаризма». Человек земное существо, живущее в обществе. Это значит, что он должен так выстраивать свое поведение, чтобы оно способствовало успеху, счастью не только его самого, но и максимального числа других людей;

5) «Этика долга». Человек – существо нравственное, его отличие от всех других живых существ заключается в способности следовать нравственному долгу – как по отношению к другим людям, так и по отношению к самому себе;

6) «Этика самосовершенствования». Человек – существо, способное изменять самого себя. Цель жизни – развитие всех своих способностей, самореализация. При этом человек должен направлять и контролировать свое поведение, опираясь на высшие нравственные ценности.

Принятие определенной этической концепции детерминирует трактовку понятий морали:

- добра (высший нравственный идеал, наиболее полное воплощение блага) и зла (про­тивоположность добра, средоточие всего негативного);

- добродетели (выражающейся в следовании добру). Еще в античности сложились представления о четырех «кардинальных» добродетелях - мудрости, мужестве, умеренности, справедливости. В средние века к их числу были добавлены три «теологические» добродетели - вера, надежда, любовь. Как в эти, так и в последующие периоды высоко оценивались другие добродетели - честность, верность, милосердие, способность к самопожертвованию и т.п.;

- долга (готовности человека идти путем добродетели, стремиться к утверждению добра, выполнять моральные обязанности);

- совести (способности личности оценивать свое поведение с точки зрения его соответствия нравственным нормам);

- справедливости (предполагающей, что поступки людей получают адекватную оценку и воздаяние). Справедливость является своего рода критерием нравственного состояния отдельной личности и общества в целом.

Утверждение и соблюдение справедливости, регуляция поведения людей – цель не только нравственности, но и тесно связанного с ней права. Специфика права заключается в том, что:

а) оно возникает позднее морали – в период формирования государства и призвано, в первую очередь, закреплять и защищать сложившиеся отношения между социальными группами. Вместе с тем многие поступки, попадающие под нравственную оценку, не подлежат правовому рассмотрению (обман, трусость и т.п.);

б) нормы права фиксируются в юридических законодательствах. Контроль за их соблюдением возлагается на специальные государственные органы (суд, прокуратура, милиция и т.п.). Соблюдение же нравственных норм контролируется совестью и общественным мнением;

в) вследствие этого право предполагает неотвратимость наказания и существование со­ответствующей социальной системы (тюрьмы и т.п.);

г) поскольку право защищает существующие общественные порядки, принципиальные изменения в системе юридического законодательства возможны только в периоды качественных преобразований государства (социальные революции, глубинные реформы).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: