Место теории познания в структуре философского знания. Структура познавательного процесса

В предыдущей главе, посвященной диалектике, рассматривались, прежде всего, процессы развития в объективном мире — живой и неживой природе, а также в общественной жизни. Вместе с тем диалектика исследует развитие и в области мышления, познания, изучает развитие знания. Это означает, что диалектика выступает не только как всеобщая теория развития, но и как теория познания (гносеология). В этой связи возникают вопросы.

• Каково место теории познания в системе философского знания?

• Какие задачи решает диалектика в качестве теории познания?

• К каким принципиальным выводам приходит гносеология и как она оценивает процесс и результаты познания?

Необходимо заметить, что загадки, тайны и парадоксы познания будоражат умы людей с незапамятных времен. Однако наряду с бурным развитием наук, образованием новых научных школ и направлений нерешенных вопросов, связанных с рождением знания, не становится меньше. Характеризуя важность рассмотрения познавательной проблематики, необходимо сделать несколько замечаний.

Первое. Деятельность человека носит, как правило, осмысленный характер (иногда говорят осознанный характер, и это правильно). Но почему-то мы недостаточно внимания обращаем на то обстоятельство, что в основе этой деятельности (осмысленной, осознанной) находится знание. Познавательный (гносеологический) компонент лежит если не в основе, то по крайней мере находится в начале человеческой деятельности. Именно правильное начало обеспечивает базу для эффективного познания, именно от начала зависит истинность знания и, как следствие, результаты практики.

Второе. В условиях современной динамичной жизни много и справедливо говорят о кризисе в области методологии, а это напрямую связано с наукой, которая существенно влияет на реальную жизнь людей. Извечный вопрос, как усилить познавательные возможности человека, повысив тем самым эффективность его деятельности, остается, безусловно, актуальным. Несмотря на трудности познания, связанные со сложностью, неисчерпаемостью и противоречивостью окружающей нас действительности, с наличием ошибок в ходе чувственного восприятия, возможностью искажений реальности в процессе абстрагирования, наше время не является исключением в поиске эффективных средств и способов познавательной деятельности. Вот почему необходимо обратиться к проблемам, которые возникают при рассмотрении процесса познания, так как от их эффективного решения зависят результаты практической деятельности людей.

Третье. Процесс познания, а точнее его результат – знание, имеет еще один очень важный ценностный аспект. Смысл его очень удачно выразил К.Э. Циолковский, который писал: "Большая разница – знать и не знать. Положим, я сейчас беден, терплю голод и холод. Но если я знаю, что через 10 лет меня ожидает богатое наследство, то мне легко перенести мою нужду. Я уже буду счастлив одним ожиданием счастья. Это ожидание придаст мне силы и бодрость. Даст энергию, которая может принести в жизни плоды. Напротив, безнадежность отнимает силы, отнимает радость и даже убивает". Таким образом, знание оказывается связано с социальным оптимизмом.

Изучение феномена познания предполагает раскрытие природы и особенностей исследуемого процесса. Психические познавательные процессы, используемые как модель познавательных процессов в психологии, далеко не исчерпывают процесс познания; проблема рождения и функционирования знания затрагивает немало других наук, прямо или косвенно занимающихся исследованием процесса познания, его сущности, содержания, форм и особенностей протекания. Обусловленное практикой требование исследования процесса познания сопутствовало всей истории развития человека и общества. Начатый на заре формирования науки анализ анатомии познавательного аппарата или последующие попытки систематизации и осмысления приобретенных знаний были нацелены на раскрытие сущности и механизма познавательного акта. Следует заметить, что познание функционирует на уровне отношений "субъект - объект", формирование которых связано с эволюцией форм отражения материи.

Теория познания изучает:

• возможность и структуру самопознания материи (формы, ступени, уровни), объективно детерминированную структурой познаваемой реальности;

• структуру соотношения объективного и субъективного в мысленных отражениях действительности (истина, заблуждение);

• характер мысленных отражений с точки зрения их детерминации, проверяемости и ценностной определенности.

При всей остроте познавательных проблем, при всей их пестроте, обусловленной разными (порой полярными) школами в гносеологии, все же можно выделить некоторые узловые, которые обозначаются как основные проблемы теории познания.

Первая проблема -выяснение природы самого познания, выявление основ и условий познавательного процесса. Переводя эту проблему для понимания в более упрощенное русло, можно поставить вопрос: а почему, собственно, ум человека ищет объяснений происходящего? Безусловно, ответов может более чем достаточно: по причине практической, в силу потребностей и интересов и т. д. В этом отношении любопытна мысль, высказанная В.П. Алексеевым: "... при превышении определенного уровня сложности система, чтобы вести себя адекватно окружающей среде, должна начать предугадывать ход будущих событий. В противном случае она, сталкиваясь с изменением условий, в силу своей сложности и невозможности быстрой перестройки, будет постоянно отставать в своих ответах на новые задачи". Это предположение В.П. Алексеева наводит на определенное понимание, почему ум человека ищет объяснений.

Но не менее важна и вторая часть проблемы - выяснение условий познавательного процесса. К условиям, при которых возникает познавательный феномен, относятся: 1) природа (весь мир в его бесконечном многообразии свойств и качеств); 2) человек (мозг человека как продукт той же природы); 3) форма отражения природы в познавательной деятельности (мысли, чувства). Если все три компонента в наличии и во взаимосвязи, феномен познания возникает. В противном случае говорить о познании проблематично.

Необходимо определиться также и с понятием "отражение", которое лежит в основе осмысления процесса познания. Упрощенное понимание этого термина приводит к вульгаризации диалектики познания. Под отражением понимается процесс взаимодействия, при котором одни материальные тела, процессы, явления своими свойствами и структурой воспроизводят свойства и структуру других материальных тел, процессов, явлений, сохраняя при этом след взаимодействия. Осмысливая понятие отражения, необходимо обратить внимание на следующие положения.

• При отражении в живых системах (а человек относится к таковым) нет жесткой связи при воспроизведении (фотографического эффекта).

• Формы отражаемого и отражающего настолько разнятся, что по этой причине и возникает вопрос о степени соответствия, который в свою очередь выливается в учение об истине.

Вторая проблема гносеологии - определение конечного источника знаний, характеристика объектов познания. Эта проблема распадается на ряд вопросов: Откуда черпает познание свой исходный материал? Что такое объект познания? Какие бывают объекты познания? Говоря об источнике познания, мы можем с достаточным основанием утверждать, что внешний мир доставляет в конечном счете исходную информацию для обработки. Под объектом познания обычно в широком смысле понимается то, на что направлено познание - материальный мир (природный и социальный), окружающий человека и включенный в сферу деятельности людей и их отношений.

В большом массиве объектов познания можно выделить первичные, вторичные и третичные.

Первичным объектом познания (а соответственно и конечным источником знаний) всегда выступает определенная часть, фрагмент материального мира. Однако поскольку в процессе отражения первичных объектов формируется сознание, возникают его образы, постольку возникают вторичные объекты познания (и соответственно вторичный источник знаний). Таковыми и выступают сознание и его образы, а шире – все духовные процессы, духовный мир людей. Наконец, можно говорить и о третичных объектах познания – объектах, которые специально создает и изучает человек в процессе научно-теоретической деятельности. К таковым следует отнести понятия "точка", "идеальный газ", "плоскость" и т.д.

Определение объекта познания осуществляется с учетом принципа практики. Познание мира осуществляется в формах активности субъекта, который в ходе практики вовлекает определенные аспекты действительности в сферу своей жизнедеятельности, придавая им статус и предмета труда, и объекта познания. Иначе говоря, именно и только в ходе деятельности человека природные предметы и явления становятся функционально значимыми как объекты деятельности и познания. Выделить в чистом виде объект познания невозможно. Уже для первобытного человека, поскольку он изменил свое отношение к внешнему миру, предметы как бы “отрываются” от своей естественной основы и "связываются" с возникшей системой социальных потребностей.

Общество является особым объектом познания. В силу этого социальное познание, в частности, отличается гораздо меньшей, по сравнению с естествознанием, стандартизацией языка исследования, отсутствием четкой алгоритмизации в исследовательском поведении, наличием достаточной свободы выбора конкретных способов или средств решения познавательных проблем. В социальном познании в большей мере, чем в естественнонаучном познании, проявляется личность исследователя с его жизненным опытом, с особенностями его видения явлений и их оценки, его мышления и воображения. Одна из особенностей социального познания заключается в том, что здесь имеет место взаимодействие собственно научного исследования с обыденным сознанием ("здравым смыслом"), с различными вненаучными формами "практического" ценностного сознания и познания. Все это говорит о том, что общество является особым объектом познания.

К третьей проблеме теории познания можно отнести проблему субъекта познания. Что такое субъект познания? Какую роль играет субъект в процессе взаимодействия с объектом? Вот круг вопросов, как бы обозначающих суть этой проблемы.

Субъект познания — это личность, социальная группа, общество в целом. В процессе познания происходит объективизация субъекта - т.е. гносеологические действия субъекта, направленные на получение знаний, адекватно воспроизводящих объективную реальность и выражающихся прежде всего в языке. Субъект вносит свои коррективы в познавательный процесс, как минимум, по двум направлениям:

• по линии индивидуальной субъективности (когда мы приписываем объектам познания свойства и качества в соответствии со своими потребностями и интересами);

• по линии "коллективной" субъективности (субъект всегда реализует свой познавательный интерес в определенных социальных условиях и несет на себе их печать).

Абстрагироваться от этих влияний при выделении объекта познания невозможно.

Следует сформулировать ряд положений, касающихся особенностей субъектно-объектных отношений.

• Основа отношений "субъект-объект" — практическая деятельность. В ходе ее развития осуществляется становление познавательного (гносеологического) отношения.

• Субъект деятельности превращается в субъект познания, объект деятельности - в объект познания. Законом развития субъектно-объектных отношений служит процесс дифференциации познания, выделение его различных областей.

• Специфика познания зависит прежде всего от объекта, которым являются природа и общество.

• Общество является особым объектом познания, т.к. исторический процесс — деятельность преследующих свои цели людей. Познание в таком случае выступает как самопознание.

• Важной особенностью субъектно-объектных отношений является их социально-исторический характер.

Формулировка четвертой проблемы теории познания может звучать так: каковы содержание, формы, закономерности процесса познания? Как идет развитие знания? На сегодня наука выделяет чувственное и рациональное познание, видит познавательные возможности интуиции. Есть ли закономерности данного процесса? Если да, то каковы они? Каковы противоречия процесса познания, как они решаются?

Пятая проблема связана с оценкой результатов познания. Что есть истина? Как соотносятся истина и заблуждение? Как добывается истина и каковы ее критерии? Дж. Локк, характеризуя стиль и отчасти смысл достижения истины, писал: "Поиски разумом истины представляют род соколиной или псовой охоты, в которой сама погоня за дичью составляет значительную часть наслаждения. Каждый шаг, который делает ум в своем движении к знанию, есть некоторое открытие, каковое является не только новым, но и самым лучшим, на время, по крайней мере" (Локк Дж. Опыт о человеческом разумении // Сочинения в 3 т. - М., 1985. Т. 1. - С. 81).

Говоря об основных проблемах классической теории познания, нельзя не упомянуть и о принципах, на которых она базируется, в их числе:

• принцип познаваемости мира;

• принцип определяющей роли практики;

• принцип отражения, который включает в себя следующие идеи: всеобщности отражения; отражаемое первично, отражающее вторично; отражение — это диалектический процесс; познание — высшая форма отражения; образы отражения субъективны по форме, объективны по содержанию; исходный и конечный пункт познания — практика.

Таким образом,гносеология (теория познания, эпистемология) — это раздел философии (и отрасль философского знания), в котором изучаются: проблемы природы познания и его возможности; отношение знания к реальности; исследуются всеобщие предпосылки познания; выявляются условия его достоверности и истинности

61.Аксиология – учение о ценностях.

тановление и развитие аксиологии. Формальным началом аксиологии принято считать появление в XIX веке 3-х частей книги немецкого философа, врача и естествоиспытателя Р.Г.Лотце «Микрокосм». Данному автору принадлежит и заслуга введения в философский оборот понятия «ценность», за которым закрепляется вполне определенный смысл: это значимость объекта в отличие от его существования. Впоследствии приоритет Г.Лотце оспаривал его соотечественник неокантианец Г.Коген.

Термин «аксиология» (от греч. – axios – ценный, logos – понятие, учение) впервые был применен французским философом П.Лапи (в 1902 г.) и немецким философом Э.Гартманом (в 1908 г.). Данным термином они обозначили новый самостоятельный раздел философии, занимающийся ценностной проблематикой. Философы Баденской (В. Виндельбанд, Г.Риккерт и др.) и Марбургской (К.Коген, П.Наторп и др.) школ неокантианства, развивая теорию ценностей, употребляли наряду с понятиями «значимость», «ценность» понятие «долженствования», «нормы», они внесли большой вклад в становление аксиологии.

Что касается понятий, обозначающих сами ценности, то еще в античной философии был выделен классический ряд ценностей – истина, добро, красота, при помощи которых философы древности анализировали мир, отношение человека к миру, строили учение о человеке. Т.е. аксиологическая проблематика присутствовала уже в древней философии, но становление аксиологии как самостоятельного раздела философии со своим предметом, понятийным аппаратом относится к XIX в.

Особое место в развитии аксиологии принадлежит русской религиозной философии конца XIX – начала XX вв. (периода так называемого русского духовного Ренессанса). В утверждении ценностного подхода к бытию русские мыслители видели предпосылку рассмотрения всех других проблем. Человек и все мировое бытие стремится ввысь, к абсолютному совершенству, к Богу, который есть само Добро во всеобъемлющем смысле этого слова. Русская философия раскрывала духовные основы жизни общества и человека, показывала возможность духовного возрождения для человека и всего человечества в этой земной жизни на пути служения Богу. Философы от Вл.Соловьева до Н.О.Лосского видели ценностные начала человеческого бытия в Боге и важнейшую задачу аксиологии усматривали в обосновании существования объективных и абсолютных ценностей, опровержении аксиологического релятивизма и нигилизма. Всем своим творчеством русские философы обосновывали органическое единство не только Истины, Добра, Красоты, но и Любви, Свободы, Творчества.

В советский период в отечественной философской литературе до начала 60-х годов XX века аксиология находилась под запретом как «лженаука». В 1960 году была опубликована монография В.П.Тугаринова «О ценностях жизни и культуры», положившая начало разработке аксиологических понятий с позиций марксизма. Работами В.А.Василенко, О.М.Бакурадзе, О.Г.Дробницкого, А.Г.Здравомыслова, А.Н.Столовича, М.С.Кагана, Л.С.Когана, А.М.Коршунова закладывались и развивались на базе марксистской методологии основы отечественной аксиологии.

Основные понятия аксиологии. В современной аксиологии к числу важнейших понятий, раскрывающих ее содержание, относят понятия: ценностное отношение, оценка, ценность, ценностные ориентации.

Ценностное отношение к миру формировалось наряду и одновременно с практическим и познавательным. Первоначально ценностное отношение охватывало сферу взаимодействия человека с природой. У человека к природе формировалось принципиально не утилитарное отношение, он переживает красоту окружающего мира, в процессе предметно-практической деятельности открывает особые смыслы явлений, событий. Первое проявление ценностного отношения к природе мы находим в мифологии. Осваивая природу, открывая в ней значимое, ценное, древний человек превращал окружающий его мир из чужого, враждебного, в свой, родной. И для современного человека нередко горсть земли, камень и т.п. природные реалии обретают особую, не утилитарную значимость. Они имеют ценность, определяемую не их природными свойствами, а включенностью в общественные связи и отношения, они дороги как память о людях, исторических событиях и т.д. Постепенно ценностное отношение распространяется и на социальное бытие. В обществе явления также значимы с точки зрения их влияния на ход истории, на развитие и совершенствование самого человека.

На уровне человеческого сознания ценностное отношение проявляется через оценку. Оценка – это субъективный способ определения значимости природных, социальных явлений. Сформировавшись, как и познавательное отношение, на основе предметно-практического, ценностно-оценочное отношение не противостоит познавательному. Оценка – одна из форм проявления активности познания. В оценке отражаются не все свойства и не всякие, а значимые для человека объективные свойства и качества. Поэтому оценка всегда субъективно окрашена. Но оценка не тождественна произволу. В ее содержании можно выделить две взаимосвязанные стороны: отражение объективных свойств предмета и отношение субъекта к предмету. Поскольку оценка есть отражение предмета, то она может быть истинной и ложной, фиксировать значимость предмета адекватно или неадекватно.

Процесс оценивания осуществляется с опорой на ценность. Для того, чтобы оценить что-либо, должны существовать определенные критерии. Этими критериями и выступают ценности. Ценности являются объективной основой оценки, а оценка выступает субъективным выражением ценности. Оценка одного и того же явления у разных индивидов, социальных групп, наций может быть различной. Но субъективность оценки не исключает наличия объективных и общезначимых ценностей.

Осознание ценностного отношения к миру было связано с выделением классического ряда ценностей – красоты, добра, истины. В диалогах Платона показано, насколько сложным является процесс выделения и понимания этих ценностей. Постепенно классический ряд ценностей дополняется ценностями социально-политического порядка: равенство, свобода, справедливость, честь наряду с добром, красотой, истиной выступают в качестве критериев, на основании которых оцениваются поступки человека, результаты его деятельности. В общественном сознании эти критерии закрепляются в виде социальных ценностей.

Социальные ценности этоспецифически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества. Внешне Ц. выступают как свойства объектов, однако они присущи ему не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а потому, что он вовлечен в сферу общественного бытия человека и стал носителем определенных социальных отношений. Каждое общество характеризуется специфическим набором ценностей, их иерархией, т.е. системой социальных ценностей. Фундаментом этой системы выступают нравственные ценности, которые пронизывают всю систему ценностей.

В литературе принято выделять различные виды ценностей. Поскольку ценностно-оценочное отношение к действительности пронизывает все сферы деятельности, то можно говорить о ценностях:

- экономических, связанных с трудом, собственностью, мастерством, профессионализмом и т.д.;

- политических, связанных со свободой, правопорядком, безопасностью и т.д.;

- нравственных, определяемых через добро, честь, справедливость и т.д.;

- художественно-эстетических, связанных с красотой, гармонией, возвышенным и т.д.,

- социальных, связанных с благополучием, карьерой, работой, успехом и т.д.;

- религиозных, определяемых, прежде всего, как святыни;

- витальных, связанных с идеалами здоровой жизни, физического и духовного здоровья;

- семейно-родственных, связаннх с идеалами семейного уюта, традициями поколений и т.д.

Кроме того, можно встретить подразделение ценностей с точки зрения их содержания на два вида: предметные ценности (положительная или отрицательная значимость какого-либо объекта) и ценности сознания, или субъектные ценности (нормативная, предписательная сторона общественного сознания).

Ценности выступают не только критерием (основой) оценки, но и регулятором поведения людей. В этой функции они существуют в обществе наряду с обычаями, традициями, нормами. Их детерминация человеческого поведения не столь жесткая, как у обычаев, норм, традиций. Ценности амбивалентны, двойственны по своей природе (добро – зло, прекрасное – безобразное и т.д.) и подразумевают свободный выбор человека. Ценности, скорее, «зовут», чем принуждают или обязывают.

Ценности в обществе выступают и в качестве побудительной силы деятельности людей. Как побуждение к действию ценности отличны от потребностей и интересов, которые также выступают в этой роли. В мире ценностей происходит усложнение стимулов, мотивов поведения человека, причин социального действия. На первый план выходит не то, без чего нельзя существовать (эта задача решается на уровне потребностей), не то, что выгодно с точки зрения материальных условий бытия (это уровень действия интересов), а то, что должно, что соответствует представлениям о назначении человека, его достоинстве. Человек, ориентированный на высшие ценности, утверждает себя как свободная, творческая личность. Без ценностных ориентаций нет самоутверждения и самореализации личности.

Ценностные ориентации – это отношения личности к социальным ценностям, выступающие в качестве регуляторов ее поведения. У человека (социальной группы общества) имеется много ценностных ориентаций. Одни определяют стратегическую направленность деятельности, другие нормативно регламентируют ее, третьи – непосредственно, ситуационно детерминируют поведение людей. Среди ценностных ориентаций одни более существенны, другие – менее, есть мелочные и возвышенные и т.п. Большое значение для становления личности имеют ориентации на высшие ценности – идеалы.

Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры личности, ограничивающие значимое, существенное для данного индивида от незначимого, несущественного. Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентаций образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности. В любом обществе ценностные ориентации личности оказываются объектом воспитания.

В качестве особой ценностной ориентации общества следует выделить ту, которая известна как гуманизм.

Гуманизмв широком смысле: исторически меняющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принцип человечности – нормой межчеловеческого общения. В узком смысле: культурное движение эпохи Возрождения, рассматривающее человека как высшую ценность, подчеркивающее его свободу, индивидуальность, самобытность, проникнутое пафосом веры в безграничные творческие возможности человека, автономность, самостоятельность его бытия. Главная идея возрожденческого гуманизма – всесторонняя культивация свободы, достоинства человека, его самоутверждения через актуализацию заложенных в его природе возможностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: