Педагогика (peidas – ребенок, ageили goge – веду) — это: 1) наука о воспитании; 2) наука о сущности развития и формирования человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания и обучения как специально организованного процесса; 3) наука, которая изучает сущность, закономерности, перспективы, тенденции развития педагогического процесса, являющегося фактором развития человека на протяжении всей его жизни.
Педагогика - peidas – ребенок, ageили goge – веду; в Греции детей богатых людей в школу и обратно водили рабы.
Выделилась как наука в 19 в.
Объект педагогики — явления действительности (сфера образования), которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.
Цель педагога — развитие человеческого индивида.
Предмет — образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в социальных институтах (семья, учебно-воспитательные учреждения).
Функции педагогики: теоретические, технологические.
|
|
Основные категории педагогики:
- воспитание (в узком педагогическом смысле) — специальная воспитательная деятельность с целью формирования определенных качеств, свойств и отношений человека.
- обучение — целенаправленный процесс взаимодействия учителя и ученика, в ходе которого происходит усвоение ЗУН, а также способов мышления и деятельности.
- образование — процесс и результат усвоения ЗУН, а также опыта деятельности и отношений.
- развитие — процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека.
- формирование — этап относительной завершенности процесса развития.
Структура педагогики:
общая педагогика (дидактика, теория воспитания, школоведение);
возрастная классификация педагогики (педагоника школы, дошкольная педагогика и т.д.);
профессиональная и отраслевая классификация педагогики (военная, спортивная и т.д.);
вспомогательные педагогические дисциплины (история педагогики, этнопедагогика, педагогическая психология и т. д.);
специальная или коррекционная педагогика (логопедия, тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика).
Смежные с педагогикой науки делят на 5 групп: базовые, естественные, математические и технические, гуманитарные, науки об искусстве.
Формы взаимодействия педагогики с другими науками:
- использование методов исследований,
- использование идей и концепций других наук,
- использование результатов исследований,
- участие педагогики в комплексных исследованиях человека.