Педагогика как наука и учебный предмет. Основные категории педагогики. Взаимосвязь педагогики с другими науками

Педагогика (peidas – ребенок, ageили goge – веду) — это: 1) наука о воспитании; 2) наука о сущности развития и формирования человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания и обучения как специально организованного процесса; 3) наука, которая изучает сущность, закономерности, перспективы, тенденции развития педагогического процесса, являющегося фактором развития человека на протяжении всей его жизни.

Педагогика - peidas – ребенок, ageили goge – веду; в Греции детей богатых людей в школу и обратно водили рабы.

Выделилась как наука в 19 в.

Объект педагогики — явления действительности (сфера образования), которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.

Цель педагога — развитие человеческого индивида.

Предмет — образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в социальных институтах (семья, учебно-воспитательные учреждения).

Функции педагогики: теоретические, технологические.

Основные категории педагогики:

- воспитание (в узком педагогическом смысле) — специальная воспитательная деятельность с целью формирования определенных качеств, свойств и отношений человека.

- обучение — целенаправленный процесс взаимодействия учителя и ученика, в ходе которого происходит усвоение ЗУН, а также способов мышления и деятельности.

- образование — процесс и результат усвоения ЗУН, а также опыта деятельности и отношений.

- развитие — процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека.

- формирование — этап относительной завершенности процесса развития.

Структура педагогики:

общая педагогика (дидактика, теория воспитания, школоведение);

возрастная классификация педагогики (педагоника школы, дошкольная педагогика и т.д.);

профессиональная и отраслевая классификация педагогики (военная, спортивная и т.д.);

вспомогательные педагогические дисциплины (история педагогики, этнопедагогика, педагогическая психология и т. д.);

специальная или коррекционная педагогика (логопедия, тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика).

Смежные с педагогикой науки делят на 5 групп: базовые, естественные, математические и технические, гуманитарные, науки об искусстве.

Формы взаимодействия педагогики с другими науками:

- использование методов исследований,

- использование идей и концепций других наук,

- использование результатов исследований,

- участие педагогики в комплексных исследованиях человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: