Аксиология — 1. философское учение о ценностях и об оценках в этике; 2. учение о природе человеческих ценностей: о смысле жизни, о конечной цели и оправдании человеческой деятельности.
Педагогическая аксиология — учение о ценностях в педагогическом процессе (образовании).
Ценности — свойства различных объектов, явлений, теорий и идей, служащих эталоном качества, соответствующих социально-обусловленным приоритетам развития культуры.
Система ценностей (по Н. В. Селезневу):
- материальные ценности; - нравственные ценности; - научно-познавательные ценности; художественно-эстетические ценности; ценности физической культуры и гигиены.
По В. А. Сластенину: основными объектами, к которым у учащихся должно быть сформулировано ценностное отношение, являются общество, коллектив, человек как высшая ценность, природа, наука (учение), искусство и др.
Педагогические ценности — нормы, регламентирующие педагогическую деятельность.
Виды педагогических ценностей:
- социально-педагогические (идеи, принципы, нормы, правила, регламентирующие образовательную деятельность в рамках общества.
|
|
- профессионально-групповые (совокупность идей, концепций, норм, регулирующих педагогическую деятельность самостоятельных профессиональных групп, коллективов (школа, колледж и др).
- Индивидуально личностные — сложное социально-психологическое образование, объединяющее целевую и мотивационную направленность ориентаций педагога. Подвиды:
• ценности, раскрывающие отношение к труду педагога: аксиологическое восприятие педагогической деятельности, общеобразовательные и профессиональные знания, профессиональная честь и достоинство и т.д.
• ценности, характеризующие отношение к субъектам педагогической деятельности: любовь к детям, уважение личности учащегося, уважение личности педагога и т.д.
• ценности, представляющие значимые качества личности педагога: объективность к оценке школьников, их действий и поступков, эмпатия (способность к переживанию), самостоятельность и т. д.
• ценности, раскрывающие стиль общения педагога с другими субъектами педагогического процесса: диалоговое мышление, способность соотносить свои цели и действия с целями и действиями школьников и т. д.
Система ценностей педагога:
- ценности-цели — концепция личности обучающегося, концепция «Я-профессиональное» как источник и результат профессионального самосовершенствования учителя.
- ценности-средства — концепция педагогического общения, педагогической техники и технологии, мониторинга, инноватики, педагогической импровизации и интуиции.
|
|
- ценности-отношения — личностно-профессиональная позиция как совокупность отношения учителя с учеником, другими участниками педагогического процесса, отношения к себе и собственной профессионально-педагогической деятельности.
- ценности-качества — связанные между собой индивидуальные, личностные, коммуникативные, позиционные, деятельностно-профессиональные и поведенческие качества личности.
- ценности-знания — теоретико-методологические знания, касающиеся психологии личности, основных идей и закономерностей педагогического процесса.