Аксиологический подход в изучении педагогических явлений

Аксиология — 1. философское учение о ценностях и об оценках в этике; 2. учение о природе человеческих ценностей: о смысле жизни, о конечной цели и оправдании человеческой деятельности.

Педагогическая аксиология — учение о ценностях в педагогическом процессе (образовании).

Ценности — свойства различных объектов, явлений, теорий и идей, служащих эталоном качества, соответствующих социально-обусловленным приоритетам развития культуры.

Система ценностей (по Н. В. Селезневу):

- материальные ценности; - нравственные ценности; - научно-познавательные ценности; художественно-эстетические ценности; ценности физической культуры и гигиены.

По В. А. Сластенину: основными объектами, к которым у учащихся должно быть сформулировано ценностное отношение, являются общество, коллектив, человек как высшая ценность, природа, наука (учение), искусство и др.

Педагогические ценности — нормы, регламентирующие педагогическую деятельность.

Виды педагогических ценностей:

- социально-педагогические (идеи, принципы, нормы, правила, регламентирующие образовательную деятельность в рамках общества.

- профессионально-групповые (совокупность идей, концепций, норм, регулирующих педагогическую деятельность самостоятельных профессиональных групп, коллективов (школа, колледж и др).

- Индивидуально личностные — сложное социально-психологическое образование, объединяющее целевую и мотивационную направленность ориентаций педагога. Подвиды:

ценности, раскрывающие отношение к труду педагога: аксиологическое восприятие педагогической деятельности, общеобразовательные и профессиональные знания, профессиональная честь и достоинство и т.д.

• ценности, характеризующие отношение к субъектам педагогической деятельности: любовь к детям, уважение личности учащегося, уважение личности педагога и т.д.

• ценности, представляющие значимые качества личности педагога: объективность к оценке школьников, их действий и поступков, эмпатия (способность к переживанию), самостоятельность и т. д.

• ценности, раскрывающие стиль общения педагога с другими субъектами педагогического процесса: диалоговое мышление, способность соотносить свои цели и действия с целями и действиями школьников и т. д.

Система ценностей педагога:

- ценности-цели — концепция личности обучающегося, концепция «Я-профессиональное» как источник и результат профессионального самосовершенствования учителя.

- ценности-средства — концепция педагогического общения, педагогической техники и технологии, мониторинга, инноватики, педагогической импровизации и интуиции.

- ценности-отношения — личностно-профессиональная позиция как совокупность отношения учителя с учеником, другими участниками педагогического процесса, отношения к себе и собственной профессионально-педагогической деятельности.

- ценности-качества — связанные между собой индивидуальные, личностные, коммуникативные, позиционные, деятельностно-профессиональные и поведенческие качества личности.

- ценности-знания — теоретико-методологические знания, касающиеся психологии личности, основных идей и закономерностей педагогического процесса.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: