Личность обучающегося как субъекта образования и развития

Человек — представители вида ХомоСапиес как биосоциального существа, обладающего сознанием, мышлением, речью и способностью к труду.

Индивид — единичный представитель человеческого рода или отдельно взятый человек.

Индивидуальность — индивид с присущими ему биологическими, психическими и социальными свойствами и качествами.

Личность — социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, а также общественно-исторического опыта человечества.

В педагогических и психологических исследованиях по проблеме развития личности имеют место 3 направления:

1. Биологизаторская (Фрейд, Торндайк, Уотсон, Дьюи)

Личность — сугубо природное существо и потому ее поведение зависит от присущих от рождения потребностей, влечений и инстинктов.

2. Социологизаторская (Локк, Руссо, Гельвеций, Дидро)

Человек рождается как существо биологическое, но в процессе своей жизни он сициолизируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается.

3. Биосоциальная (Платонов)

Психические процессы имеют биологическую природу, а интересы и способности формируются как явление социальное.

При обучении и воспитании учитывают природу (наследственность), социальную среду, воспитание.

Факторы, влияющие на личность: внешние (среда и воспитание), внутренние (природные склонности и влечения, чувства и эмоции).

Основная цель воспитания — формирование основ самовоспитания, что приводит к саморазвитию личности.

Обучение — взаимодействие между обучающим и обучающимся с целью развития личности через организацию усвоения обучающимся ЗУН и способов деятельности.

По соотношению понятий обучение и развитие: 1. обучение — это и есть развитие (Джеймс, Торндайк, Уотсон, Коффка); 2. обучение — внешнее условие развития, т. е. «обучение идет в хвосте развития» (Штерн); 3. развитие не зависит от обучения (Пиаже); 4. Обучение идет впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования (Выготский, Брунер).

Социализация — усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей, социальных норм, установок, образцов поведения, а также его самореализация в обществе, в котором он живет.

Подходы социализации: субъект-объектный (пассивная позиция человека в процессе социализации); субъект-субъектный (человек активно влияет на процессы, происходящие в его жизни.

Типы социализации: стихийная (влияние обстоятельств жизни), относительно направленная (влияние государства), относительно социально контролируемая (воспитание), самовоспитание.

Этапы социализации совпадают с возрастной периодизацией.

Факторы социализации:

- мегафакторы (космос, планета, мир)

- макрофакторы (страна, этнос, государство, общество)

- мезофакторы (город, село, поселок, СМИ, субкультура)

- микрофакторы (семья, сверстники, микросоциум)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: