Человек — представители вида ХомоСапиес как биосоциального существа, обладающего сознанием, мышлением, речью и способностью к труду.
Индивид — единичный представитель человеческого рода или отдельно взятый человек.
Индивидуальность — индивид с присущими ему биологическими, психическими и социальными свойствами и качествами.
Личность — социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, а также общественно-исторического опыта человечества.
В педагогических и психологических исследованиях по проблеме развития личности имеют место 3 направления:
1. Биологизаторская (Фрейд, Торндайк, Уотсон, Дьюи)
Личность — сугубо природное существо и потому ее поведение зависит от присущих от рождения потребностей, влечений и инстинктов.
2. Социологизаторская (Локк, Руссо, Гельвеций, Дидро)
Человек рождается как существо биологическое, но в процессе своей жизни он сициолизируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается.
3. Биосоциальная (Платонов)
Психические процессы имеют биологическую природу, а интересы и способности формируются как явление социальное.
При обучении и воспитании учитывают природу (наследственность), социальную среду, воспитание.
Факторы, влияющие на личность: внешние (среда и воспитание), внутренние (природные склонности и влечения, чувства и эмоции).
Основная цель воспитания — формирование основ самовоспитания, что приводит к саморазвитию личности.
Обучение — взаимодействие между обучающим и обучающимся с целью развития личности через организацию усвоения обучающимся ЗУН и способов деятельности.
По соотношению понятий обучение и развитие: 1. обучение — это и есть развитие (Джеймс, Торндайк, Уотсон, Коффка); 2. обучение — внешнее условие развития, т. е. «обучение идет в хвосте развития» (Штерн); 3. развитие не зависит от обучения (Пиаже); 4. Обучение идет впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования (Выготский, Брунер).
Социализация — усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей, социальных норм, установок, образцов поведения, а также его самореализация в обществе, в котором он живет.
Подходы социализации: субъект-объектный (пассивная позиция человека в процессе социализации); субъект-субъектный (человек активно влияет на процессы, происходящие в его жизни.
Типы социализации: стихийная (влияние обстоятельств жизни), относительно направленная (влияние государства), относительно социально контролируемая (воспитание), самовоспитание.
Этапы социализации совпадают с возрастной периодизацией.
Факторы социализации:
- мегафакторы (космос, планета, мир)
- макрофакторы (страна, этнос, государство, общество)
- мезофакторы (город, село, поселок, СМИ, субкультура)
- микрофакторы (семья, сверстники, микросоциум)