Педагогический процесс — специально организованное педагогическое взаимодействие педагогов и воспитанников по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания.
Цель педагогического процесса - решение задач образования, направленных на удовлетворение потребностей как общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.
Педагогическое взаимодействие — преднамеренный контакт педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.
Структура педагогического процесса и системы: педагог, воспитанники, содержание образования, средства образования (материально-технические и педагогические — формы, методы, средства).
Педагогическая система — множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе.
Способами функционирования педагогической системы в педагогическом процессе являются обучение и воспитание.
|
|
Обучение — специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.
Воспитание — специально организованная деятельность, педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса.
Педагогический процесс — процесс, в котором социальный опыт воспитателей переплавляется в качестве личности воспитанников.
Характеристики педагогического процесса: системность, целостность, двусторонность, цикличность, целенаправленность, взаимосвязь с другими социальными процессами.
Этапы педагогического процесса:
- подготовительный (создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью; выделение и постановка конкретных задач, изучение развития процесса, прогнозирование достижений и т. д.).
- основной (постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности, взаимодействие педагогов и учеников, использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса и т. д.).
- заключительный (анализ достигнутых результатов и ошибок).
Закономерности педагогического процесса:
- закономерность динамики педагогического процесса (величина всех последующих достижений ученика на всех последующих этапах зависит от его достижений на предыдущих этапах)
- закономерность развития личности в педагогическом процессе (развитие личности зависит от наследственности, воспитательной и учебной среды, включения в учебно-воспитательную деятельность, применяемых средств и способов педагогического воздействия)
|
|
- закономерность управления учебно-воспитательным процессом (эффективность пед. воздействия зависит от интенсивности обратных связей между учениками и педагогами)
- закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе
- закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности
- закономерность стимулирования
- закономерность обусловленности педагогического процесса (течение и результаты педагогического процесса зависят от различных факторов)