Понятие о целостном педагогическом процессе

Педагогический процесс — специально организованное педагогическое взаимодействие педагогов и воспитанников по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания.

Цель педагогического процесса - решение задач образования, направленных на удовлетворение потребностей как общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

Педагогическое взаимодействие — преднамеренный контакт педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.

Структура педагогического процесса и системы: педагог, воспитанники, содержание образования, средства образования (материально-технические и педагогические — формы, методы, средства).

Педагогическая система — множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе.

Способами функционирования педагогической системы в педагогическом процессе являются обучение и воспитание.

Обучение — специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.

Воспитание — специально организованная деятельность, педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

Педагогический процесс — процесс, в котором социальный опыт воспитателей переплавляется в качестве личности воспитанников.

Характеристики педагогического процесса: системность, целостность, двусторонность, цикличность, целенаправленность, взаимосвязь с другими социальными процессами.

Этапы педагогического процесса:

- подготовительный (создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью; выделение и постановка конкретных задач, изучение развития процесса, прогнозирование достижений и т. д.).

- основной (постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности, взаимодействие педагогов и учеников, использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса и т. д.).

- заключительный (анализ достигнутых результатов и ошибок).

Закономерности педагогического процесса:

- закономерность динамики педагогического процесса (величина всех последующих достижений ученика на всех последующих этапах зависит от его достижений на предыдущих этапах)

- закономерность развития личности в педагогическом процессе (развитие личности зависит от наследственности, воспитательной и учебной среды, включения в учебно-воспитательную деятельность, применяемых средств и способов педагогического воздействия)

- закономерность управления учебно-воспитательным процессом (эффективность пед. воздействия зависит от интенсивности обратных связей между учениками и педагогами)

- закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе

- закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности

- закономерность стимулирования

- закономерность обусловленности педагогического процесса (течение и результаты педагогического процесса зависят от различных факторов)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: