Сроки декларирования

1. Таможенная декларация на товары, ввезенные на таможенную территорию ТС, подается до истечения срока временного хранения товаров, если иное не установлено ТК ТС.
2. Таможенная декларация на товары, вывозимые с таможенной территории ТС, подается до их убытия с таможенной территории ТС, если иное не установлено ТК ТС (ст. 185 ТК ТС).

ФОРМА ДЕКЛАРИРОВАНИЯэто средство, с помощью которого осуществляется непосредственная передача необходимой информации.

Средствами передачи информации являются: документирование с помощью бумажного или электронного носителя. ФОРМА ДЕКЛАРИРОВАНИЯ может быть (п.2 ст. 98 ТК ТС)

Ø письменной и

Ø электронной.

Письменная форма декларирования применяется в большинстве случаев, в т.ч. и одновременно с электронной передачей данных.

Электронная форма декларирования предполагает заявление таможенных сведений на электронном носителе. За счет внедрения информационных систем с использованием средств вычислительной техники и связи достигаются цели упрощения и гармонизации таможенных процедур, сокращения числа задействованных сотрудников таможенных органов, минимизации финансовых расходов, унификации отчетности.


Таможенная декларация, подаваемой в электронной форме (электронная декларация), - электронный документ, представляющий собой совокупность сведений, представленных в письменной таможенной декларации на бланках установленной формы, либо в таможенной декларации в виде письменного заявления в установленных случаях, поданных в таможенный орган в электронной форме в форматах, определенных ФТС и удостоверенных электронной цифровой подписью.

Порядок таможенного декларирования может быть

• общим(обычная процедура декларирования);
• первоочереднымилиупрошенным(приоритетный порядок декларирования при перемещении через таможенную границу РФ товаров, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф, животных, скоропортящихся товаров и др.);
• специальным(порядок, сопряженный с осуществлением санитарно-карантинного, ветеринарного, фитосанитарного и др. видов государственного контроля).

ФТС устанавливает специальные упрощенные процедуры таможенного декларирования для уполномоченных экономических операторов (ст.ст. 38, 41 ТК ТС).

Эти лица могут производить

Ø предварительное таможенное декларирование товаров,

Ø подачу неполной таможенной декларации и

Ø периодическое таможенное декларирование в соответствии со ст.ст. 193-194 ТК ТС и со ст.ст. 211-215 ФЗ от 27.11.2010 №311-ФЗ (пп.4 п.1 ст. 86 ФЗ от 27.11.2010 №311-ФЗ).


Для того чтобы субъект ВЭД мог вступить в непосредственный процесс таможенного декларирования, он должен обеспечить доставку товаров от места их прибытия до места нахождения таможенного органа либо из места их нахождения при декларировании до места вывоза. Такая перевозка осуществляется посредством таможенного транзита (гл. 32 ст.ст. 215-228 ТК ТС)

ТАМОЖЕННЫЙ ТРАНЗИТтаможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенн контролем по таможенн территории ТС, в т.ч. через территорию государства, не являющегося членом ТС, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования (п. 1 ст. 215 ТК ТС)

Перевозка товаров по данной процедуре может осуществляться любым перевозчиком (в т.ч. таможенным) и любым транспортом, кроме трубопроводного и линий электропередач. Перевозчик обязан доставить товары и документы на них в установленные сроки и место; обеспечить сохранность товаров и средств их идентификации.

Перегрузка, выгрузка, погрузка и иные грузовые операции допускаются с разрешения таможенного органа. В случае аварии, действия непреодолимой силы перевозчик обязан принять все меры для обеспечения сохранности товаров.


Разрешение на таможенный транзит выдается таможенным органом отправления, т.е. там, где начинается перевозка. Здесь требуется соблюдение следующих условий (п.1 ст.216 ТК ТС):

1) ввоз товаров на территорию ТС не запрещен;
2) в отношении ввозимых товаров проведен пограничный контроль и иные виды государственного контроля в месте их прибытия;
3) в отношении товаров представлены разрешения и/или лицензии, если они требуются;
4) подана транзитная декларация;
5) обеспечена идентификация товаров (наложением пломб и печатей, нанесением маркировки, проставлением штампов, описанием и др. средствами);
6) транс. средство оборудовано надлежащим образом в случае, когда товары перевозятся под таможенными пломбами и печатями;
7) приняты меры по обеспечению соблюдения таможенного законодательства (обеспечение уплаты таможенных платежей или таможенного сопровождение или определение конкретных маршрутов).

При выдаче разрешения на таможенный транзит таможенный орган устанавливает его срок и определяет место доставки товаров.

Сроки таможенного транзита зависят от вида транспорта и возможностей транс. средства, установленного маршрута, др. условий перевозки, а также с учетом требований режима труда и отдыха водителя в соответствии с международными договорами, но не более предельного срока таможенного транзита. Предельный срок таможенного транзита не может превышать срок, определяемый из расчета 2000 километров за 1 (один) месяц (п. 1-2 ст. 219 ТК ТС)

Место доставки товаров - зона таможенного контроля, находящаяся в регионе деятельности таможенного органа назначения. В случае изменения пункта назначения решение об изменении места доставки принимается таможенным органом по просьбе заинтересованного лица.


При транзите таможенный орган вправе принять решение о таможенном сопровождении транспортных средств, перевозящих товары.

ТАМОЖЕННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕсопровождение транс. средств, перевозящих товары в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, которое осуществляется должностными лицами таможенных органов либо иными организациями в соответствии с законодательством государств-членов ТС в целях обеспечения соблюдения таможенного транзита (п. 1 ст. 218 ТК ТС)

Установлены основания принятия такого решения (п. 2 ст. 218 ТК ТС):

• непредставление обеспечения уплаты таможенных платежей;
• перевозка отдельных товаров, определяемых на основе системы управления рисками;
• неоднократное невыполнение перевозчиком обязанностей при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, которое было установлено вступившими в законную силу постановлениями о привлечении к административной ответственности, если хотя бы одно из указанных постановлений не исполнено;
• неисполнение перевозчиком обязанности по уплате таможенных платежей согласно ст. 227 ТК ТС.

Таможенная процедура таможенного транзита завершается после доставки товаров в место доставки, установленное таможенным органом отправления. До завершения таможенной процедуры таможенного транзита товары размещаются в зоне таможенного контроля в любое время суток.


Для завершения транзита перевозчик предъявляет таможенному органу транзитную декларацию и имеющиеся у него иные документы на товары.

Срок подачи - в течение 1 часа с момента прибытия автотр-та в место доставки, а в случае прибытия вне рабочего времени - в течение 2-х часов после начала работы. При перевозках товаров с использованием водных, воздушных судов и ж/д транспорта, - в течение времени, установленного технологч. процессом порта, аэропорта или ж/д станции при осуществлении международной перевозки, если иной срок не установлен законодательством стран-членов ТС (п.3 ст.225 ТК ТС).

Таможенный орган назначения завершает таможенную процедуру таможенного транзита в возможно короткие сроки, но не позднее 24 часов после регистрации документов путем проставления отметки на транзитной декларации или иных документах, признаваемых в качестве транзитной декларации, о завершении таможенной процедуры таможенного транзита.


II.

После прибытия товаров на таможенную территорию ТС и представления таможенному органу документов на них товары могут быть помещены на СВХ (глава 26 ст.ст.167-172 ТК ТС). Такой статус они приобретают с момента предъявления в месте прибытия. Как правило, процедур временного хранения применяется в отношении иностранных товаров. Исключение касается имущества, изъятого в установленном порядке таможенными органами.

ВРЕМЕННОЕ ХРАНЕНИЕ ТОВАРОВхранение иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством ТС, без уплаты таможенных пошлин, налогов (п.1 ст.167 ТК ТС).

Временное хранение не всегда присутствует в процессе таможенного декларирования. Оно не применяется в отношении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, а также в иных случаях, предусмотренных таможенным законодательством ТС.

СКЛАДЫ ВРЕМЕННОГО ХРАНЕНИЯ (СВХ) - специально выделенные и обустроенные для этих целей помещения, открытые площадки, соответствующие установленным требованиям (п.4 ст.71 ФЗ от 27.11.2010.№311-ФЗ).
Во-1-х, они обустраиваются и оборудуются т.о., чтобы обеспечить сохранность товаров, исключить доступ к ним посторонних лиц, а также обеспечить возможность проведения таможенного контроля. Они располагаются в разумной близости от транс. узлов и магистралей, при наличии подъездных путей.
Во-2-х, к складам должна прилегать охраняемая территория, оборудованная для стоянки транс. средства, перевозящих товары, на время, необходимое для завершения таможенного транзита. Въезд транс. средства туда обеспечивается в любое время суток. ФТС вправе устанавливать дополнительные требования к обустройству, оборудованию и месту расположения СВХ.

Склады временного хранения и прилагаемая к ним территория являются зонами таможенного контроля. Различают СВХ: открытого типа и закрытого типа (п.2 ст.69 ФЗ №311-ФЗ).

Склады открытого типа доступны для хранения любых товаров и использования любыми лицами.
Склады закрытого типа - если склады предназначены для хранения товаров владельца СВХ или для хранения определенных товаров. На таких складах могут храниться также товары, ограниченные в обороте или требующие особых условий хранения.

Таможенные органы вправе учредить только склады открытого типа.

СВХ закрытого типа учреждаются только при наличии достаточных оснований для нецелесообразности учреждении первых. Заявитель должен обосновать целесообразность учреждения СВХ закрытого типа.

Владельцем СВХ может быть юридическое лицо государства-члена ТС, отвечающее условиям ст. 24 ТК ТС и включенное в Единый реестр владельцев СВХ государств-членов ТС. Его взаимоотношения с лицами, заинтересованными в хранении, строятся на договорной основе. Требования гражданского законодательства, установленные для публичного договора, распространяются и на взаимоотношения таможенного органа, являющего владельцем СВХ, с лицами, помещающими товары на склад.


К желающим образовать СВХ предъявляется ряд требований (ст.24 ТК ТС):

1) нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде помещений и/или открытых площадок, предназначенных для использования в качестве СВХ и отвечающих требованиям, установленным законодательством государств-членов ТС;
2) наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товарам других лиц, находящимся на хранении, или нарушения иных условий договоров хранения с другими лицами. Размер страховой суммы определяется законодательством государств-членов ТС;
3) отсутствие на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, пеней;
4) отсутствие фактов привлечения в течение 1 (одного) года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушения в таможенной сфере, определенные законодательством государств-членов ТС;
5) соответствие иным требованиям и соблюдение иных условий, которые установлены таможенным законодательством ТС и/или законодательством государств-членов ТС.

На каждые территориально обособленные помещения и открытые площадки выдается отдельное свидетельство о включении в Реестр владельцев СВХ, которое действительно в течение пяти лет.


Основные обязанности владельца СВХ (ст.26 ТК ТС):

1) соблюдать условия и выполнять требования, установленные ТК ТС, при временном хранении товаров;
2) обеспечивать сохранность товаров, находящихся на складе временного хранения;
3) вести учет хранимых товаров и представлять в таможенные органы отчетность о них, в т.ч. с использованием информационных технологий, согласно законодательству государств-членов ТС;
4) не допускать посторонних лиц, не являющихся работниками СВХ и не обладающих полномочиями в отношении товаров, к хранящимся товарам без разрешения таможенных органов;
5) выполнять требования таможенных органов, в отношении доступа должностных лиц таможенных органов к хранящимся товарам;
6) в случае прекращения функционирования СВХ в течение 3 (трех) раб. дн. со дня, следующего за днем принятия решения о прекращении функционирования этого склада, известить лиц, поместивших товары на СВХ о таком решении;
7) исполнить обязанность по уплате таможенных платежей в случаях, предусмотренных ст. 172 ТК. Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, помещаемых на временное хранение товаров, возникает (ст. 172 ТК ТС):
- у владельца СВХ - с момента размещения товаров на складе временного хранения; - у лица, осуществляющего временное хранение товаров в местах, не являющихся СВХ, - с момента регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение. Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, помещаемых (помещенных) на временное хранение, прекращается: -у владельца СВХ-при выдаче товаров со СВХ в связи с помещением их под таможенную процедуру; - у лица, осуществляющего временное хранение товаров в месте, не являющемся складом временного хранения, - при помещении товаров под таможенную процедуру.
8) информировать таможенный орган, включивший юридическое лицо в реестр владельцев СВХ, об изменении сведений, заявленных им при включении в реестр владельцев СВХ, в течение 5 (пяти) раб. дн. со дня изменения таких сведений.

Размер обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов для владельца СВХ не может быть менее (ст. 74 ФЗ от 27.11.2010 №311-ФЗ):

1) 2,5 млн. руб. и дополнительно 300 руб. за каждый полный и неполный м3 полезного объема помещения, если в качестве СВХ используется помещение, и/или 1000 руб. за каждый полный и неполный м2 полезной площади, если в качестве СВХ используется открытая площадка, для владельцев СВХ открытого типа;
2) 2,5 млн. руб. для владельцев СВХ закрытого типа.

Таможенные сборы за хранение на СВХ таможенного органа, которые могут быть только открытого типа (п.1 ст.202 ФЗ от 27.11.2010 №311-ФЗ), уплачиваются

в размере 1 руб. с каждых 100 кг веса товаров в день, а в специально приспособленных (обустроенных и оборудованных) для хранения отдельных видов товаров помещениях - 2 рублей с каждых 100 килограммов веса товаров в день. Неполные 100 кг веса товаров приравниваются к полным 100 кг, а неполный день - к полному (п.6 ст.130 ФЗ от 27.11.2010 №311-ФЗ).

Владелец СВХ несет ответственность за уплату таможенных платежей в случае утраты хранимых на складе товаров или выдачи без разрешения таможенного органа. Такая ответственность не наступает, если товары уничтожены либо безвозвратно утеряны вследствие аварии, действия непреодолимой силы или естественной убыли при нормальных условиях хранения.

Статья 71 ФЗ от 27.11.2010 №311-ФЗ описывает требования к обустройству, оборудованию и месту расположения СВХ.

На склады временного хранения могут помещаться любые иностранные товары, включая и те, которые ввезены с нарушением установленных запретов на ввоз. Товары, которые могут причинить вред другим товарам или требуют особых условий хранения, должны храниться в специально приспособленных для этого помещениях.


Как правило, срок временного хранениясоставляет 2 мес. По мотивированному запросу лица он может быть продлен максимально до 4-х месяцев. Срок хранения скоропортящихся товаров устанавливается в пределах срока их годности, но не более 2-х мес. (п.2-2 ст.170 ТК ТС)

Товары, имеющие статус временно хранящихся, могут осматриваться и измеряться владельцем СВХ или иным уполномоченным лицом, перемещаться в пределах склада, а также с разрешения таможенного органа подвергаться операциям, необходимым для обеспечения их сохранности в неизменном состоянии, включая отбор проб и образцов и исправление поврежденной упаковки.


III.

Товары подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу, изменении таможенной процедуры и в других случаях, установленных ТК ТС. Декларированиезаключаетсяв предоставлении таможенному органу декларации.

ТАМОЖЕННАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ (лат. declaratio - заявление, объявление) – документ, составленный по установленной форме, содержащий сведения о товарах, об избранной таможенной процедуре и иные сведения, необходимые для выпуска товаров (пп.24 п.1 ст.4 ТК ТС)

При таможенном декларировании товаров в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары, применяются следующие ВИДЫ ТАМОЖЕННОЙ ДЕКЛАРАЦИИ (ст.180 ТК ТС):

1) декларация на товары; 2) транзитная декларация; 3) пассажирская таможенная декларация; 4) декларация на транс. средство.

Формы и порядок заполнения таможенной декларации, определяются решением Комиссии таможенного союза.

При помещении под все таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары. Перечень сведений, содержащихся в этой декларации определен в ст. 181 ТК ТС.

В качестве декларации на товары могут использоваться

Ø транспортные (перевозочные),

Ø коммерческие и/или

Ø иные документы, содержащие сведения, необходимые для выпуска товаров, помещаемых под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта, при декларировании товаров, общая таможенная стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной Є1000, в порядке, определенном решением Комиссии ТС,


за исключением:

1) подакцизных товаров;
2) товаров, подлежащих лицензированию и/или квотированию;
3) товаров, которые в соответствии с законодательством РФ освобождаются от уплаты таможенных пошлин, налогов, за исключением предоставления тарифных преференций, а также товаров, ввозимых в адреса дипломатических или приравненных к ним представительств иностранных государств или вывозимых в адреса представительств РФ за рубежом;
4) валюты, ценных бумаг, драгоценных металлов и драгоценных камней (п.4 ст.204 ФЗ №311-ФЗ)

В случае подачи декларации на товары в письменной форме такая декларация должна сопровождаться представлением ее электронной копии.

При помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита таможенному органу отправления представляется транзитная декларация. В качестве транзитной декларации могут представляться транспортные (перевозочные), коммерческие и/или иные документы, в т.ч. определенные международными договорами (ст. 182 ТК ТС).

По характеру содержащихся в них сведений таможенные декларации подразделяются на

Ø полные,

Ø предварительные,

Ø неполные,

Ø периодические и

Ø временные.


1. Полная и надлежащим образом заполненная таможенная декларация содержит все сведения, необходимые для таможенных целей в зависимости от вида декларации. Полнота отраженных в таможенной декларации сведений должна соответствовать объему предусмотренных сведений о товарах.

Если декларантом либо таможенным представителем заявляются не соответствующие действительности сведения о количественных характеристиках товара (штуки, вес, объем товара), т.е. не заявляется весь товар либо его часть, то такие действия квалифицируются как недекларирование товаров, которое необходимо отличать от недостоверного декларирования. Таможенная декларация должна соответствовать строго установленной в централизованном порядке форме, только тогда она считается заполненной надлежащим образом. Соблюдение всех необходимых реквизитов при заполнении таможенной декларации сопровождается разборчивостью написания словесных и цифровых символов. Достоверность сведений будет являться отражением надлежащего декларирования декларации. Полная декларация обозначает не столько самостоятельный документ, сколько качественную характеристику других видов деклараций и основное требование, предъявляемое к их заполнению.

Документом, содержащим весь объем необходимой для таможенных целей информации, служит декларация на товары (далее – ДТ), используемая в торговом обороте. Большинство существующих видов таможенных деклараций являются либо видами декларации на товары, либо ее составными частями.

Порядок заполнения грузовой таможенной декларации утвержден Решением Комиссии ТС от 20.05.2010 г. № 257 «Об инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций».

Форма грузовой таможенной декларациисовпадает с формой единого административного документа, предусмотренного Международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур.

В одной ДТ могут быть заявлены сведения о не более чем 999 товарах. Если товары, содержащиеся в одной товарной партии, заявляются для помещения под разные таможенные процедуры, должны подаваться отдельные ДТ для каждой таможенной процедуры.


При таможенном декларировании валюты и ценных бумаг подается отдельная ДТ на каждый вид валюты и ценных бумаг.

ДТ состоит из основного (ДТ1) и добавочных (ДТ2) листов формата A4.

Добавочные листы ДТ используются в дополнение к основному листу, если в одной ДТ декларируются сведения о двух и более товарах.

На основном листе ДТ указываются сведения об одном товаре. На одном добавочном листе могут быть указаны сведения о трех товарах.

Порядок заполнения таможенной декларации зависит от направления перемещения товаров (ввоза или вывоза).


2. Предварительная декларация подается при процедуре предварительного декларирования до предоставления товаров (ст. 193 ТК ТС) и содержит полные сведения. Таможенная декларация может быть подана в отношении иностранных товаров до их ввоза на таможенную территорию таможенного союза. Такая процедура ускоряет процесс прохождения таможенных формальностей, поскольку опережает собственно перемещение товаров. При предварительном таможенном декларировании в таможенной декларации могут отсутствовать сведения, которые по своему характеру не могут быть известны декларанту до ввоза товаров на таможенную территорию ТС и/или их предъявления таможенному органу.

При этом надо помнить, что непредъявление товаров в таможенный орган, принявший предварительную декларацию, в течение 45 дней со дня ее регистрации, либо в течение этого срока изменились ставки таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в отношении этих товаров, влечет признание таможенной декларации неподанной.


3. Если декларант (в т.ч. декларант, не обладающий статусом уполномоченного экономического оператора) не располагает всей необходимой для заполнения таможенной декларации информацией по причинам, не зависящим от него, разрешается подача неполной декларации на товары при условии, что в ней заявлены сведения, необходимые для выпуска товаров, исчисления и уплаты таможенных платежей, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, а также позволяющие идентифицировать товары по совокупности их количественных и качественных характеристик (ст.212 ФЗ от 27.11.2010 №311-ФЗ).

При подаче неполной декларации на товары декларант принимает обязательство в письменной форме представить недостающие сведения в срок, установленный таможенным органом, который для иностранных товаров не может превышать 45 дн со дня регистрации неполной декларации на товары таможенным органом.

Для товаров ТС срок, в течение которого декларант обязан представить недостающие сведения, устанавливается исходя из времени, необходимого для транспортировки товаров в место убытия, навигационных и иных условий и не может превышать 8 месяцев со дня регистрации неполной декларации на товары таможенным органом.

Сведения, указываемые в неполной декларации, должны быть достаточны для выпуска товаров, исчисления и уплаты таможенных платежей, подтверждать соблюдение ограничений, установленных российским законодательством о государственном регулировании ВЭД, а также позволять идентифицировать товары по совокупности их количественных и качественных характеристик. Данные сведения считаются недостающими (дополнительными) и должны быть представлены в установленный срок. Переход неполной декларации в статус полной и надлежащим образом заполненной осуществляется путем подачи недостающих сведений. Неполная декларация отличается от временной тем, что во временной указываются по объективным обстоятельствам неточные сведения, а в неполной по объективным обстоятельствам отсутствуют недостающие сведения.


4. Периодическая декларация подается согласно ст. 213 ФЗ от 27.11.2010 №311-ФЗ при регулярном перемещении через таможенную границу ТС одних и тех же товаров одним и тем же лицом в порядке и на условиях, которые предусмотрены регулярном перемещении через таможенную границу товаров одним и тем же лицом. Суть декларирования товаров и транспортных средств с использование периодической таможенной декларации заключается в возможности заявлять сведения о товарах и транспортных средствах, неоднократно перемещаемых (ввоз/вывоз) одним лицом, в течение периода поставки, не превышающего 30 календарных дней.

Товары рассматриваются как одни и те же, если они имеют одинаковое наименование и одинаковый классификационный код по Товарной номенклатуре ВЭД.

Товары рассматриваются как регулярно перемещаемые лицом через таможенную границу, если это лицо производит 3 и более поставки одного и того же товара в течение 30 календарных дней.

Неполное декларирование в сочетании с предварительным или периодическим влияет на вид таможенных деклараций. В этих случаях применяются предварительная неполная и предварительная неполная периодическая таможенные декларации. В них могут не указываться сведения о документах, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с российским законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, которые могут быть получены только после ввоза товаров на таможенную территорию России или завершения процедуры внутреннего таможенного транзита, а также документы, подтверждающие соблюдение законодательства России о валютном регулировании и валютном контроле, и иные документы, которые в соответствии с ТК могут быть представлены после предъявления и (или) выпуска товаров.


5. При вывозе с таможенной территории ТС товаров Таможенного союза, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения о количестве и/или таможенной стоимости, допускается их временное периодическое таможенное декларирование путем подачи временной таможенной декларации (в т.ч. лицом, не являющимся уполномоченным экономическим оператором). В отношении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, временное периодическое таможенное декларирование применяется с учетом особенностей, предусмотренных ст. 312 ФЗ от 27.11.2010. №311-ФЗ.

Применение временного периодического декларирования не освобождает декларанта от соблюдения требований и условий, установленных таможенным законодательствами ТС и РФ о таможенном деле, в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, соблюдения запретов и ограничений, а также соблюдения условий таможенных процедур и проведения таможенного контроля.

После фактического вывоза товаров с таможенной территории ТС декларант обязан подать одну или несколько полных и надлежащим образом заполненных таможенных деклараций на все товары, вывезенные за пределы таможенной территории ТС. Подача указанных деклараций на товары осуществляется в срок, устанавливаемый таможенным органом по письменному заявлению декларанта. При установлении такого срока учитывается срок, необходимый для фактического вывоза товаров с таможенной территории ТС и получения сведений, достаточных для подачи полной и надлежащим образом заполненной декларации на товары. По мотивированному письменному обращению декларанта с разрешения таможенного органа установленный таможенным органом срок подачи полной декларации на товары может быть продлен.

Предельный срок подачи полной декларации на товары в отношении товаров, которые не облагаются вывозными таможенными пошлинами или к которым не применяются ограничения, не может превышать 8 месяцев со дня регистрации временной декларации на товары, а в отношении товаров, которые облагаются вывозными таможенными пошлинами или к которым применяются ограничения, указанный срок не может превышать 6 месяцев.

Если до истечения 8 месяцев, а в отношении товаров, которые облагаются вывозными таможенными пошлинами или к которым применяются ограничения, до истечения 6 месяцев со дня регистрации временной декларации на товары такие товары не будут вывезены с таможенной территории ТС, временная декларация на товары, в которой такие товары были заявлены к вывозу, считается неподанной.

Ст. 215 ФЗ №311-ФЗ определяет особенности декларирования товара в несобранном или разобранном виде, в т.ч. в некомплектном или незавершенном виде, перемещаемого в течение установленного периода времени, а

ст. 216 - особенности декларирования товаров различных наименований, содержащихся в 1-й товарной партии, с указанием одного классификационного кода.


Наименование декларации может зависеть от вида транспорта, на котором перемещаются товары.

Судовая грузовая декларация является документом, на основании которого продукция морского рыбного промысла вывозится за пределы исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ, подтверждающим российское происхождение продукции морского рыбного промысла. При таможенном декларировании и таможенном контроле судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС, этими судами подаются

Ø общая декларация,

Ø декларация о грузе,

Ø декларация о судовых припасах

Ø декларация о личных вещах экипажа судна.

Общая декларация – основной документ, содержащий требуемые таможенным органом сведения о судне его приходе или отходе.
Декларация о грузе – основной документ, содержащий требуемые таможенным органом сведения о грузах (товарах и транс. средствах), находящихся на судне при его приходе и отходе.
Декларация о судовых припасах – основной документ о судовых припасах, содержащий сведения, требуемые таможенным органом при приходе или отходе судна.
Декларация о личных вещах экипажа – основной документ о личных вещах экипажа, содержащий сведения, требуемые таможенным органом при приходе судна.

При международной перевозке ВОЗДУШНЫМ ТРАНСПОРТОМ представляет генеральная декларация - стандартный документ перевозчика, предусмотренный международным соглашениями в области гражданской авиации.

Направление перемещения товаров характеризует таможенную декларацию как въездную или выездную, которая может применяться для товаров и транспортных средств.

Въездная/выездная декларация транспортного средства может иметь одно из следующих наименований:

Ø «декларация о транспортном средстве для таможни»

Ø «декларация о транспортном средстве для перевозчика».

Таможенная Конвенция о карнете А.Т.А. для временного ввоза товаров предусматривает четыре вида въездной/выездной декларации товаров:

Ø декларация о временном вывозе,

Ø декларация об обратном ввозе,

Ø декларация о временном ввозе,

Ø декларация об обратном вывозе.


Как сводный документ таможенная декларация может включать в себя другие декларации, носящие характер необходимых документов. Такие декларации не являются видами грузовой таможенной декларации. Напр.:

Декларация о происхождении товара - заявление о стране происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом/отправителем в связи с вывозом товаров, при условии, что в нем указаны сведения, позволяющие определить страну происхождения товаров. В качестве такой декларации используются коммерческие/любые другие документы, имеющие отношение к товарам (ст.60 ТК ТС)
Декларация таможенной стоимости - неотъемлемая часть соответствующей таможенной декларации и представляется в таможенный орган, производящий таможенное декларирование товаров, при декларировании товаров одновременно с подачей грузовой таможенной декларации (ГТД) и др. необходимыми для таможенных целей документами. Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов (ст.65 ТК ТС). Декларирование таможенной стоимости товаров происходит в соответствии с Соглашением об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС от 25.01.2008

Итак, заявление сведений в таможенной декларации является основным способом таможенного декларирования, который имеет много видов.


Таможенное декларирование основывается на четко выраженных нормативно–правовых источниках, регулирующих данный вид отношений его участников. Четко определен и круг участников этих отношений, а также выражено начало их возникновения, место и время его производства. Последовательность действий при производстве таможенного декларирования определяет стадии данного процесса:

Ø предварительное таможенное декларирование (предварительные операции) и

Ø основное таможенное декларирование (таможенное декларирование).

Сроки подачи таможенной декларации (ст.185 ТК ТС)

1. Таможенная декларация на товары, ввезенные на таможенную территорию ТС, подается до истечения срока временного хранения товаров, если иное не установлено ТК ТС.
2. Таможенная декларация на товары, вывозимые с таможенной территории ТС, подается до их убытия с таможенной территории ТС, если иное не установлено ТК ТС.
3. Таможенная декларация в отношении товаров, являвшихся орудием, средством совершения или предметом административного правонарушения или преступления, в отношении которых было принято решение об их возврате и которые подлежат таможенному декларированию с целью их помещения под таможенную процедуру, подается в течение 30 дн. со дня вступления в законную силу:
1) решения суда об освобождении от уголовной (административной) ответственности;
2) решения таможенного органа (должностного лица) об освобождении от административной ответственности;
3) решения суда/таможенного органа (должностного лица) о прекращении производства по уголовному (административному) делу;
4) решения суда/таможенного органа (должностного лица) о привлечении к админ./уголовной ответственности

Внесение изменений и дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров допускается в случаях и порядке, которые определяются решением Комиссии ТС.


Таможенные органы не вправе

по собственной инициативе, поручению или просьбе лица заполнять таможенную декларацию,

изменять или дополнять сведения, указанные в таможенной декларации,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow