Теории мотивов трудовой деятельности

• группа диспозиционных (называемых также содержательными, гуманистическими) теорий мотивации трудовой деятельности;

• группа процессуальных (называемых также когнитивными) теорий мотивации трудовой деятельности;

• концепция «состояния потока» М.Чиксентмихайи;

• концепция факторов мотивации и типов отношения к труду Г. Русалиновой;

• концепция мотивации труда В.А. Ядова.

Теория иерархии потребностей А. Маслоу (из группы диспозиционных или гуманистических теорий мотивации трудовой деятельности).

Основные положения теории:

1. Потребности человека представляют собой структуру в форме пирамиды из шести «этажей». Потребности реализуются в определённом порядке: от исходных потребностей к более высоким.

2. Первый «этаж» потребностей — это исходные, (витальные, жизненно необходимые) физиологические потребности в физическом существовании (в пище, воде, размножении, бодрствовании, сне).

3. Второй «этаж» потребностей — потребности в безопасности. Для человека как члена социума имеет значение комплекс потребностей безопасности (физической, экономической, правовой, психологической).

4. Потребности третьего «этажа» — это потребности в признании, привязанности, принадлежности к группе.

5. Удовлетворение исходных физиологических потребностей и потребностей в безопасности ведёт к активизации потребностей третьего «этажа».

6. В целом, считается, что удовлетворение потребностей первых трёх «этажей» инициирует в поведении человека новых черт четвёртого этажа потребностей.

7. Четвёртый «этаж» потребностей включает в себя потребности в подтверждении состоятельности своей личности в формах уважения, благодарности, признании компетентности. На этом «этаже» удовлетворения потребностей у человека развивается способность наслаждаться жизнью и собственными чувствами, инициируется творческие склонности. Появляется психологическая основа для реализации потребностей следующего, пятого «этажа».

8. Пятый «этаж» потребностей заключается в реализации познавательных, эстетических, социально-общественных потребностей (потребности в порядке, справедливости, красоте, симметрии).

9. Шестой «этаж» потребностей относится к потребностям самореализации личности во всей полноте её интеллектуальных, образовательных, личностных, социальных возможностей.

10. Потребности с первого по третий «этажи» рассматриваются как первичные, а с четвёртого «этажа» по шестой - как вторичные.

11. Считается, что среднестатистический гражданин удовлетворяет физиологические потребности на 85%, потребности в безопасности - на 70%, потребность в признании, принадлежности к группе — на 50%, потребность познавательная - на 40%, потребность в самоактуализации - на 10%.

Теории «X», «V»,«Z » Д. МакГрегора (В. МсСгеgог, 1960)

Основные положения теорий

1. Теории включают в себя триаду теорий, обозначенных как теория X, теория Y, теория Z.

2. Каждая из теорий основана на определённом понимании работника как субъекта трудовой деятельности и объекта управления.

3. Согласно теории «X», средний работник ленив, глуп, безответственен. Поэтому мероприятия мотивации к работе этого работника должны включать в себя жесткий контроль, принуждение, угрозы (сокращения, уменьшения оплаты труда).

4 Согласно теории «Y», независимо от внешних факторов организации труда, работники заинтересованы в качественной работе. Работники это­го типа сами по себе являются ответственными, энергичными, сообрази­тельными.

5 Сравнительная характеристика понимания работника каждой из теорий мотивации

Традиционные теории мотивации Современные (человекоресурсные) теории мотивации
Теория X Теория Y Теория Z
Большинство людей не любит работу и старает­ся её избежать Работа является желан­ной для большинства работников Программа внимания к персоналу (гласность, обратная информация)
Работники требуют к работе принуждения: административного, экономического, психо­логического Работники склонны и способны к самостоя­тельному выполнению работы по достижению поставленных целей. Работники вовлекаются в обсуждение проблем работы в рамках про­фессиональной компе­тенции и должностного положения
Большинство сотруд­ников заинтересовано только в безопасности Заинтересованность работников зависит от системы вознагражде­ния по окончательному результату Обеспечивается перио­дическая ротация пер­сонала и пожизненная гарантия занятости
Большинство работ­ников избегает ответс­твенности Работники стремятся к ответственности и са­мостоятельному выпол­нению управленческих функций Проводится система мероприятий повышения квалификации и обеспечения разнообразия труда
Большинство работников не имеет творческих способностей и инициативы Многие работники име­ют развитое воображе­ние, творческие спо­собности Программа поддержки самодостаточности и самоценности работни­ка для организации

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: