существенный шаг вперед. Мы обязаны Максиму Ковалевскому ("Очерк происхождения
и развития семьи и собственности", Стокгольм, 1890, стр. 60-100)
Доказательством того, что патриархальная домашняя община, встречающаяся теперь
Еще у сербов и болгар под названием Zadruga (примерно означает содружество)
Или Bratstvo (братство) и в видоизмененной форме у восточных народов,
Образовала переходную ступень от семьи, возникшей из группового брака и
Основанной на материнском праве, к индивидуальной семье современного мира.
Это, по-видимому, действительно доказано, во всяком случае для культурных
Народов Старого света, для арийцев и семитов.
Южнославянская задруга представляет собой наилучший еще существующий образец
Такой семейной общины. Она охватывает несколько поколений потомков одного отца
Вместе с их женами, причем все они живут вместе одним двором, сообща
Обрабатывают свои поля, питаются и одеваются из общих запасов и сообща владеют
|
|
Излишком дохода. Община находится под высшим управлением домохозяина
(domacin), который представляет ее перед внешним миром, имеет право продавать
Мелкие предметы, ведает кассой, неся ответственность как за нее, так и за
Правильное ведение всего хозяйства. Он избирается и отнюдь не обязательно
Должен быть старшим по возрасту. Женщины и выполняемые ими работы подчинены
Руководству домохозяйки (donaacica), которой обыкновенно бывает жена домачина.
Она играет также важную, часто решающую роль при выборе мужей для девушек
Общины. Но высшая власть сосредоточена в семейном совете, в собрании всех
Взрослых членов общины, как женщин, так и мужчин. Перед этим собранием
Отчитывается домохозяин; оно принимает окончательные решения, вершит суд над
Членами общины, выносит постановления о более значительных покупках и продажах
- особенно когда дело касается земельных владений - и т. д.
Только приблизительно десять лет тому назад было доказано, что такие большие
Семейные общины продолжают существовать и в России; теперь общепризнанно, что
Они столь же глубоко коренятся в русских народных обычаях, как и сельская
община. Они фигурируют в древнейшем русском сборнике законов, в "Правде"
Ярослава, под тем же самым названием (vervj{*37}), как и в далматинских
Законах, и указания на них можно найти также в польских и чешских исторических
Источниках.
У германцев также, согласно Хйслеру ("Основные начала германского права"),