Следующих трех обстоятельств, упоминаемых Тацитом. Во-первых, при всей
святости брака, - "они довольствуются одной женой, женщины живут огражденные
целомудрием", - у них все же было распространено многоженство среди знати и
Вождей племен, подобно тому, что мы встречали у американцев, у которых
Существовал парный брак. Вовторых, переход от материнского права к отцовскому
Мог совершиться у них только незадолго перед этим, так как брат матери -
Ближайший сородич мужского пола согласно материнскому праву - еще признавался
У них чуть ли не более близким родственником, чем собственный отец, что также
Соответствует точке зрения американских индейцев, у которых Маркс, как он
Часто говорил, нашел ключ к пониманию нашего собственного прошлого. И,
В-третьих, женщины у германцев пользовались большим уважением и значительным
Влиянием на общественные дела, что стоит в прямом противоречии со свойственным
Моногамии господством мужчин. Почти во всем этом германцы не отличаются от
|
|
Спартанцев, у которых, как мы видели, парный брак также не был еще полностью
изжит.{*51} Таким образом, и " этом отношении вместе с германцами приобрел
Мировое господство совершенно новый элемент. Новая моногамия, развившаяся на
Развалинах римского мира в процессе смешения народов, облекла владычество
Мужчин в более мягкие формы и дала женщинам, по крайней мере с внешней
Стороны, более почетное и свободное положение, чем когда-либо знала
Классическая древность. Тем самым впервые была создана предпосылка, на основе
Которой из моногамии, - внутри нее, наряду с ней и вопреки ей, смотря по
Обстоятельствам, - мог развиться величайший нравственный прогресс, которым мы
Ей обязаны: современная индивидуальная половая любовь, которая была неизвестна
Всему прежнему миру.
Этот прогресс, однако, был вызван именно тем обстоятельством, что германцы
Переживали еще период парной семьи и перенесли в моногамию, насколько это
Представлялось возможным, положение женщины, соответствующее парной семье; он
Был вызван отнюдь не каким-то легендарным, чудесным природным
Предрасположением германцев к чистоте нравов, которое в сущности сводится к
Тому, что парный брак действительно свободен от резких нравственных
Противоречий, присущих моногамии. Напротив, германцы в период их переселений,
В особенности на юго-восток, к степным кочевникам Причерноморья, глубоко пали
В нравственном отношении и восприняли у последних, кроме их искусства верховой