рода; здесь тоже "явственно проглядывает ирокез".{*85}
Покажем {*86} на одном только примере, какая путаница в вопросе о римском
Родовом строе царит еще в настоящее время даже среди наших самых известных
Историков. В работе Моммзена о римских собственных именах времен республики и
Августа ("Исследования по истории Рима", Берлин, 1864, т. I) говорится
следующее:
"Помимо всех членов рода мужского пола, исключая, конечно, рабов, но включая
Лиц, принятых родом и находящихся под его покровительством, родовое имя
распространяется также на женщин... Племя" (так Моммзен переводит здесь
слово gens) "- это... общность, возникшая на основе общего - действительного
Или предполагаемого или даже вымышленного - происхождения, скрепленная узами
Товарищества в отношении празднеств, места погребений и наследования,
Общность, к которой должны и могут причислять себя все лично свободные
Индивиды, а следовательно, также и женщины. Затруднение представляет только
|
|
Определение родового имени замужних женщин. Этого затруднения, конечно, не
Существовало, пока женщина могла вступать в брак не иначе, как с членом
Своего рода, а, как может быть доказано, долгое время женщине труднее было
Выйти замуж за пределами своего рода, чем внутри него, ибо ведь это право
Вступления в брак вне рода - gentis enuptio - еще в VI веке давалось в
Награду в качестве личной привилегии.. Но там, где имели место такие браки
Вне рода, женщина в древнейшую эпоху, по-видимому, должна была переходить в
Племя мужа. Нет никакого сомнения в том, что женщина, по древнему
Религиозному браку, полностью вступает в правовую и сакральную общину мужа и
Выходит из своей. Кто не знает, что замужняя женщина утрачивает право на
Наследование и на передачу своего наследства по отношению к членам своего
Рода, зато входит в имеющий общие права наследования союз, к которому
Принадлежат ее муж, дети и вообще члены их рода. И если она как бы
Усыновляется мужем и вступает в его семью, то как же может она оставаться
чужой его роду?" (стр. 8-11).
Моммзен, таким образом, утверждает, что римские женщины, принадлежавшие к
Какому-нибудь роду, могли первоначально вступать в брак только внутри своего
Рода, что римский род, следовательно, был эндогамный, а не экзогамный. Этот
Взгляд, противоречащий всей практике других народов, опирается главным
Образом, если не исключительно, на одно-единственное, вызывавшее много споров,