Обязательство не вступать в брак внутри рода. Это, повидимому, никогда не

Превращалось в Риме в тгосаный закон, но оставалось обычаем. Из огромной массы

Римских супружеских пар, имена которых сохранились до нас, ни одна не имеет

Одинакового родового имени для мужа и жены. Наследственное право также

Подтверждает это правило. Женщина с выходом замуж утрачивает свои агнатические

Права, выходит из своего рода, ни она, ни ее дети не могут наследовать ее отцу

Или братьям последнего, так как в противном случае отцовский род утратил бы

Часть наследства. Это имеет смысл только при предположении, что женщина не

Может выйти замуж за члена своего рода.

Общее владение землей. Последнее всегда существовало в первобытную эпоху, с

Тех пор как землю племени начали делить. Среди латинских племен мы находим

Землю частью во владении племени, частью во владении рода, частью же во

владении домашних хозяйств, которыми тогда вряд ли {*84} являлись отдельные

Семьи. Ромулу приписывается первый раздел земли между отдельными лицами,

Приблизительно по гектару (два югера) на каждого. Однако мы еще и позднее

Находим земельные владения, принадлежащие родам, не говоря уже о

Государственной земле, вокруг которой вращается вся внутренняя история

Республики.

Обязанность членов рода оказывать друг другу защиту и помощь. Писаная

История показывает нам одни лишь обломки этого обычая; римское государство

Сразу выступило на сцену как такая могущественная сила, что право защиты от

Нанесения зла перешло к нему. Когда Аппий Клавдий был арестован, все члены его

Рода облеклись в траур, даже те, кто были его личными врагами. Во время второй

Пунической войны роды объединялись для выкупа своих пленных сородичей; сенат

Запретил им это.

7. Право носить родовое имя. Оно сохранилось вплоть до времен империи;

Вольноотпущенникам разрешалось принимать родовое имя своих бывших господ,

Однако без приобретения прав членов рода.

Право принимать в род посторонних. Это совершалось путем усыновления одной

Из семей (как у индейцев), что влекло за собой принятие в состав рода.

О праве избирать и смещать старейшину нигде не упоминается. Но так как в

Первый период истории Рима все должности замещались по выбору или по

Назначению, начиная с выборного царя, и так как жрецы курий также выбирались

Этими последними, то мы можем предположить относительно старейшин (principes)

Родов то же самое, хотя избрание из одной и той же семьи в роде могло уже

Стать правилом.

Таковы были функции римского рода. За исключением уже завершившегося перехода


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: